Energy saving, energy use and heat and power systems in thermal power engineering

Nurgalieva Asel Tleubekovna

The instructor profile

Description: The discipline examines the use of thermal energy for a variety of domestic and industrial purposes. The following issues are considered within the framework of the program: the fundamentals of the energy policy of the Republic of Kazakhstan, energy saving and resource conservation in the production, transmission and consumption of thermal energy, accounting of energy resources and their utilization, organization of energy surveys, automated accounting systems for electrical and thermal energy, technical and economic calculations to justify activities to improve the energy efficiency of energy saving measures

Amount of credits: 8

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 30
Practical works 45
Laboratory works
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 45
SAW (Student autonomous work) 120
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: Component by selection

Cycle: Profiling disciplines

Goal
  • students study the fundamentals of energy saving in industrial heat and power engineering and heating engineering, as well as the methodology of comprehensive technical and economic analysis of the efficiency of energy use in its production, transmission and consumption. Also, the purpose of the course is to study the heat supply systems of industrial enterprises, setting and solving problems of energy use in thermal technology production, as well as knowledge about the production and distribution of technological energy carriers, operating principles and designs of thermal technology installations.
Objective
  • As a result of studying the course, students should become familiar with the basics of energy saving and the prospects for its development in industrial enterprises, have an idea of ​​industrial heat and power facilities, the principles of their operation, the main sources of energy in heat and power engineering and heat technology
Learning outcome: knowledge and understanding
  • Знать законодательную и нормативную базу в области энергосбережения, виды энергосберегающих технологий и методы повышения энергоэффективности оборудования при производстве, распределении и использовании тепловой и электрической энергии. Проводить расчеты на темы: о способах получения тепловой и электрической энергии в промышленных масштабах; о роли ТЭС в структуре выработки тепловой и электрической энергии; о принципах построения и структуре теплоэнергетической системы промышленного предприятия; о целях и задачах построения ТЭС ПП.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • Уметь проводить расчеты по типовым методикам по внедрению энергосберегающих технологий и анализировать результаты работы. Уметь различать основные разновидности теплоэнергетических и теплотехнологических объектов, а так же тепловые процессы происходящие в них.
Learning outcome: formation of judgments
  • Сформулировать суждение о науке теплоэнергетические системы и энергоиспользование. Понятие и суждение о теплоэнергетических объектах. Соблюдать экологическую безопасности на производстве, участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по энерго- и ресурсосбережению при производстве.
Learning outcome: communicative abilities
  • Уметь организовать рабочие места, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • Уметь составлять документацию по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках и вести контроль за соблюдения экологической безопасности на производстве, разрабатывать и осуществлять мероприятий по энерго - и ресурсосбережению на производстве.
Teaching methods

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий

информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)

Assessment of the student's knowledge

Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.

Period Type of task Total
Total control Exam 0-100
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent Good Satisfactory Unsatisfactory
Работа на практических занятиях Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. Допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Собеседование по контрольным вопросам Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. Демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
Evaluation form

The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:

  • 40% of the examination result;
  • 60% of current control result.

The final grade is calculated by the formula:

FG = 0,6 MT1+MT2 +0,4E
2

 

Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;

E is a digital equivalent of the exam grade.

Final alphabetical grade and its equivalent in points:

The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:

Alphabetical grade Numerical value Points (%) Traditional grade
A 4.0 95-100 Excellent
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Good
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Satisfactory
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Unsatisfactory
F 0 0-24
Topics of lectures
  • Основные понятия энергосбережения
  • Законодательная база энергосберегающей политики РК
  • Виды энергии и источников
  • Производство энергии традиционным способом
  • Энергосбережение в отраслях промышленности
  • Энергосбережение в теплотехнологии
  • Технология повторного использования энергии и ее безотходного использования
  • Применение теплосбережения в расчетах и установках
  • Производство энергии на основе реконструкции теплоисточников
  • Безотходные технологии и использование вторичных энергоресурсов
  • Энергоаудит в энергосбережении
  • Использование нетрадиционных источников энергии
  • Контроль и регулирование энергопотребления
  • Методы и средства пассивной экономии энергии
  • Энергосбережение в системах теплоснабжения
  • Введение
  • Состав газообразного топлива
  • Городские системы газоснабжения
  • Потребление газа
  • Газорегуляторные станции
  • Принципиальные схемы источников тепла в системах теплоснабжения
  • Водяные системы теплоснабжения
  • Паровые системы теплоснабжения
  • Системы горячего водоснабжения
  • Основные параметры воздуха
  • Системы кондиционирования воздуха
  • Энергетическая эффективность теплофикации
  • Методика расчета расхода топлива на ТЭЦ
  • Теплоэнергетические системы промышленного предприятия (ТЭС ПП)
  • Внутренние энергоресурсы промышленных предприятий
Key reading
  • Оборудование возобновляемой и малой энергетики: Справочник-каталог//Под ред. П.П. Безруких. – М.: ИД Энергия, 2005.-244с.
  • Борисова Н., Друзь Н., Корчесвкий А. Возобновляемые источники энергии и энергосбережение. Путеводитель по современным технологиям. – Астана.: МОиН РК, 2008.-324с.
  • Степанов В.С. Потенциал и резервы энергосбережения в промышленности. - Новосибирск: СОАН, 2019.
  • Сериков Э.А. Теплоэнергетические системы и энергоиспользование в промыщленном теплоэнергетическом производстве. – Алматы:Эверо, 2007.-257с.
  • Далсвен Т., Борисова Н.Г., Семенова Л.А. Научно-технические проблемы теплоэнергетики и теплотехнологии. Энергоаудит в зданиях: Введение методы и инструменты: Учебное пособие. – Алматы: АИЭС,2009. – 111 с. 5. Борисова Н.Г. Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнике. Учебное пособие.- Алматы: АИЭС,2006.-119с.
Further reading
  • Сибикин, Ю. Д. Технология энергосбережения : учебник / Ю. Д. Сибикин, М. Ю.Сибикин. - Москва : Форум : ИНФРА-М, 2006. - 346 с.
  • Борисова Н.Г. Энергосбережение и использование нетрадиционных источников энергии: Конспект лекций. – Алматы: АИЭС, 2003.-76с.
  • Беляев В.М., Ивашин В.В. Основы энергосбережения: учебно-методический комплекс. – Мн. : Изд-во МИУ, 2004. – 111 с.
  • Газоснабжение (Методические указания к практическим занятиям) / Под редакцией Л. П. Дубовенко. У-Ка. 2006 г.
  • Борисова Н.Г. Системы производства и распределения энергоносителей промышленных предприятий. Конспект лекций (для студентов, обучающихся по специальности «Теплоэнергетика»), Ч.2. – Алматы: АИЭС, 2002. – 56с