Энергосбережение, энергоиспользование и теплоэнергетические системы в теплоэнергетике

Нургалиева Асель Тлеубековна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина рассматривает вопросы использования тепловой энергии для разнообразных коммунально-бытовых и производственных целей. В рамках программы рассмотрены следующие вопросы: основы энергетической политики Республики Казахстан, энергосбережение и ресурсосбережение при производстве, передачи и потреблении тепловой энергии, учет энергоресурсов и их утилизация, организация энергетических обследований, автоматизированные системы учета электрической и тепловой энергии, технико-экономические расчеты для обоснования мероприятий по повышению энергоэффективности мероприятий энергосбережения

Количество кредитов: 8

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 45
Лабораторные работы
СРОП 45
СРО 120
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • изучение студентами основ энергосбережения в промышленной теплоэнергетике и теплотехнике, а также методологии комплексного технико-экономического анализа эффективности использования энергии при ее производстве, передаче и потреблении. Также целью курса является изучение систем теплоснабжения промышленных предприятий, постановки и решения задач энергоиспользования в теплотехнологическом производстве, а также знаний о производстве и распределении технологических энергоносителей, принципах действия и конструкциях теплотехнологических установок.
Задача
  • В результате изучения курса студенты должны ознакомиться с основами энергосбережения и перспективами ее развития на промышленных предприятиях, иметь представление о промышленных теплоэнергетических объектах, принципах их работы, основные источники энергии теплоэнергетики и теплотехнологии;
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать законодательную и нормативную базу в области энергосбережения, виды энергосберегающих технологий и методы повышения энергоэффективности оборудования при производстве, распределении и использовании тепловой и электрической энергии. Проводить расчеты на темы: о способах получения тепловой и электрической энергии в промышленных масштабах; о роли ТЭС в структуре выработки тепловой и электрической энергии; о принципах построения и структуре теплоэнергетической системы промышленного предприятия; о целях и задачах построения ТЭС ПП.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь проводить расчеты по типовым методикам по внедрению энергосберегающих технологий и анализировать результаты работы. Уметь различать основные разновидности теплоэнергетических и теплотехнологических объектов, а так же тепловые процессы происходящие в них.
Результат обучения: формирование суждений
  • Сформулировать суждение о науке теплоэнергетические системы и энергоиспользование. Понятие и суждение о теплоэнергетических объектах. Соблюдать экологическую безопасности на производстве, участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по энерго- и ресурсосбережению при производстве.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь организовать рабочие места, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Уметь составлять документацию по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках и вести контроль за соблюдения экологической безопасности на производстве, разрабатывать и осуществлять мероприятий по энерго - и ресурсосбережению на производстве.
Методы преподавания

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий

информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Работа на практических занятиях Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. Допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Собеседование по контрольным вопросам Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. Демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основные понятия энергосбережения
  • Законодательная база энергосберегающей политики РК
  • Виды энергии и источников
  • Производство энергии традиционным способом
  • Энергосбережение в отраслях промышленности
  • Энергосбережение в теплотехнологии
  • Технология повторного использования энергии и ее безотходного использования
  • Применение теплосбережения в расчетах и установках
  • Производство энергии на основе реконструкции теплоисточников
  • Безотходные технологии и использование вторичных энергоресурсов
  • Энергоаудит в энергосбережении
  • Использование нетрадиционных источников энергии
  • Контроль и регулирование энергопотребления
  • Методы и средства пассивной экономии энергии
  • Энергосбережение в системах теплоснабжения
  • Введение
  • Состав газообразного топлива
  • Городские системы газоснабжения
  • Потребление газа
  • Газорегуляторные станции
  • Принципиальные схемы источников тепла в системах теплоснабжения
  • Водяные системы теплоснабжения
  • Паровые системы теплоснабжения
  • Системы горячего водоснабжения
  • Основные параметры воздуха
  • Системы кондиционирования воздуха
  • Энергетическая эффективность теплофикации
  • Методика расчета расхода топлива на ТЭЦ
  • Теплоэнергетические системы промышленного предприятия (ТЭС ПП)
  • Внутренние энергоресурсы промышленных предприятий
Основная литература
  • Оборудование возобновляемой и малой энергетики: Справочник-каталог//Под ред. П.П. Безруких. – М.: ИД Энергия, 2005.-244с.
  • Борисова Н., Друзь Н., Корчесвкий А. Возобновляемые источники энергии и энергосбережение. Путеводитель по современным технологиям. – Астана.: МОиН РК, 2008.-324с.
  • Степанов В.С. Потенциал и резервы энергосбережения в промышленности. - Новосибирск: СОАН, 2019.
  • Сериков Э.А. Теплоэнергетические системы и энергоиспользование в промыщленном теплоэнергетическом производстве. – Алматы:Эверо, 2007.-257с.
  • Далсвен Т., Борисова Н.Г., Семенова Л.А. Научно-технические проблемы теплоэнергетики и теплотехнологии. Энергоаудит в зданиях: Введение методы и инструменты: Учебное пособие. – Алматы: АИЭС,2009. – 111 с. 5. Борисова Н.Г. Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнике. Учебное пособие.- Алматы: АИЭС,2006.-119с.
Дополнительная литература
  • Сибикин, Ю. Д. Технология энергосбережения : учебник / Ю. Д. Сибикин, М. Ю.Сибикин. - Москва : Форум : ИНФРА-М, 2006. - 346 с.
  • Борисова Н.Г. Энергосбережение и использование нетрадиционных источников энергии: Конспект лекций. – Алматы: АИЭС, 2003.-76с.
  • Беляев В.М., Ивашин В.В. Основы энергосбережения: учебно-методический комплекс. – Мн. : Изд-во МИУ, 2004. – 111 с.
  • Газоснабжение (Методические указания к практическим занятиям) / Под редакцией Л. П. Дубовенко. У-Ка. 2006 г.
  • Борисова Н.Г. Системы производства и распределения энергоносителей промышленных предприятий. Конспект лекций (для студентов, обучающихся по специальности «Теплоэнергетика»), Ч.2. – Алматы: АИЭС, 2002. – 56с