Психология

Самадиева Мейрамгуль Оралтаевна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Образование в области психологии обеспечивает глубокое понимание влияния общества и культуры на развитие личности, формирование поведения человека, способствует более широкому пониманию их влияния на жизнь человека. Изучая различные аспекты человеческого поведения, студенты смогут оценить людей в разных ситуациях и узнают, как улучшить свои отношения с другими. Социально-психологические свойства личности. Активность личности и ее формирование. Место эмоций в управлении поведением человека. Общение – основа межличностных отношений. Социально-психологические особенности межличностного познания и межличностных отношений. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия. Социально-психологические характеристики больших социальных групп и массовые психические явления. Социально-психологические особенности процесса управления коллективом. Лидерство и руководство. Психологические особенности конфликтов и способы их разрешения в коллективе.

Betrag der Credits: 2

Пререквизиты:

  • Человек. Общество. Право. Школьный курс

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 15
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 15
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 15
Endkontrollformular диф.зачёт
Form der Endkontrolle

Komponente: Обязательный компонент

Zyklus: Общеобразовательные дисциплины

Цель
  • Развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения ими знаний курса общей психологии, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений в процессе семинарских и практических занятий.
Задача
  • повысить теоретическую подготовку студентов с целью расширения их научного мышления; психологический анализ человека как деятельности, познания и отношения субъекта; основные психологические понятия, знакомство с их определениями и понимание их содержания и значения; формирование творческого, нестандартного мышления; ознакомление с классическими моделями психологического мышления; способствовать теоретическому обоснованию универсальных закономерностей социального поведения индивидов: видов и форм общения между людьми; применение психологических знаний в будущей практической деятельности.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знает основные понятия о принципах функционирования психики; - психологическую макроструктуру и составляющие категорий «человек», «личность»; - различные аспекты применения теорий психологии в практике.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - Проводит специальные исследования по актуальным жизненным проблемам; - умеет планировать работу по самоизменению и саморазвитию; - составляет исследовательские проекты на стыке психологии и специальности.
Результат обучения: формирование суждений
  • Формирует основные системы психологических понятий и представлений о современной психологии как целостной картине в научном мышлении обучаемых
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Коммуникативная компетентность в психолого-педагогическом аспекте
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • реализация стремления к самопознанию и самоизменению, выработка умений анализировать психологические концепции и реальные жизненные проблемы, возникающие у личности с привлечением знаний психологии и их успешного решения на этом основании; - самостоятельный анализ и формулировка проблем, планирование работы по решению данной проблемы; самостоятельный подбор нужных для решения проблемы способов действия, оформление результатов работы в виде отчета, их публичное представление и защита; – Способность оперативно адаптировать основные закономерности психической деятельности в профессиональной деятельности; – способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в психологии; – способность находить организационно-управленческие решения с учетом человеческого фактора в производственных ситуациях.
Lehrmethoden

- Интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Устный ответ на семинары 1-8 0-100
Ағымдағы аттестаттау-тестілеу
2  Bewertung Устный ответ на семинары 9-15 0-100
Ағымдағы аттестаттау-тестілеу
Endkontrolle диф.зачёт 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
По практическим занятиям и текущей аттестации Демонстрирует систематические теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, приводит выводы и обобщения, примеры, свободно говорит в монологической речи и быстро отвечает на уточняющие вопросы. Проявляет сильные теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, приводит выводы и обобщения, примеры, демонстрирует свободу в монологической речи, но при этом допускает незначительные ошибки или самостоятельно исправляет ошибки Демонстрирует не глубокие теоретические знания, демонстрирует слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов; демонстрирует недостаточную способность делать аргументированные выводы и приводить примеры, неадекватность монологической речи, терминологии, логической и повествовательной последовательности, допускает ошибки, которые исправляются только коррекцией учителя. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированность навыков анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры; демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, демонстрирует отсутствие логики и последовательности изложения, допускает ошибки, которые не могут быть исправлены даже коррекцией учителя, отказывается отвечать на уроке.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Психология как наука. Предмет, задачи, принципы и методы психологии. История возникновения психологии. - Возникновение психологии как науки. Основные исторические этапы развития психологической науки. - Предмет, задачи, принципы и методы психологии. - Отрасли психологии. - Место психологии в системе наук.
  • Психика – как объект исследования психологии. Психика, мысленное отражение. Основные этапы развития психики и формы поведения в животном мире. Разница между психикой животного и психикой человека. Строение психики человека. Структурные особенности психики и мозга. Измененные состояния сознания.
  • Психология познавательных процессов. Познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение, речь, зрение, интуиция. Основные свойства, нарушения восприятия. Основные свойства внимания. Операции, типы мышления. Виды воображения.
  • Эмоции и эмоциональный интеллект. Роль эмоций в жизни человека. Эмоциональный интеллект как когнитивная способность и как индивидуальная характеристика личности. Роль эмоций в жизни человека. Способность понимать эмоции и сопереживание. Методы и механизмы эмоциональной регуляции: переосмысление эмоций и подавление эмоций. Эмоции и чувства. Определение эмоционального интеллекта. Модели эмоционального интеллекта. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта.
  • Понятие воли в психологии. Структура волевого акта. Понятие стресса. Виды, стадии, симптомы стресса. - Воля как процесс сознательного регулирования поведения человека. - Структура волевого действия. - Волевые качества человека и их развитие.
  • Психические состояния и их регуляция. Адаптация человека и функциональное состояние организма. Общее понятие об адаптации человека. Описание состояния тела и психики. Психическое состояние и его регуляция. Адаптация и функциональное состояние человека. Эмоциональный стресс и регуляция эмоционального состояния.
  • Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент как психическое свойство личности. Характер и факторы, влияющие на формирование человека. Развитие способностей человека и их основные виды. Темперамент, поведение и способности. Определение темперамента. Свойства нервной системы как основа темперамента. Определение темперамента. Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Психологическая характеристика типов темперамента. Различия в темпераменте и характере. Определение характера. История учения о поведении. Поведенческая структура. Поведенческие акценты. Типология поведения Э. Фромма. Определение способности.
  • Направленность и мотивы деятельности личности. Ценности, интересы, нормы как духовная основа личности. «Я – концепция». Мотивация и самомотивация. Общая организация мотивационной сферы. Мотивационный профиль личности. Мотивация и самомотивация. Общая организация мотивационной сферы. Мотивы и мотивации человека и личности. Мотив, мотивация, мотивирование. Мотивы и потребности. Виды мотивов. Ведущий мотив. Мотивация добиться успеха и избежать неудач. Ценности, убеждения, намерения. Методы изучения мотивации. Мотивационный профиль человека. Я концепция.
  • Психология личности. Понятие человека, индивида, личности. Компоненты и потенциалы личности. Структура деятельности, ее основные виды. Современные психологические теории личности. Зависимость личности от особенностей полового и агрессивного развития в детстве (З. Фрейд, А. Фрейд). Бихевиоризм. Гуманистические теории личности (иерархия потребностей А. Маслоу). Генетический подход Чампина Тойча. А. Развитие личности по А.Адлеру. Концепция развития и обучения советских психологов. Изменение типа ведущей деятельности в возрастных периодах. Типология личности и личностного роста.
  • Психология смысла жизни и профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности.
  • Психология здоровья личности. Психологические факторы возникновения болезней и укрепления здоровья. Основные группы, определяющие здоровье. Психология здоровья. Основные характеристики психологического здоровья. Основные критерии психологического здоровья. Критерии психологического заболевания. Типология расстройств психологического здоровья. Взаимосвязь и взаимодействие души и тела. Психологические факторы болезни и укрепление здоровья. Использование психоактивных веществ и вредных привычек как изнурительный фактор. Здоровый образ жизни как основа личного успеха.
  • Общение личности и групп. Стили общения. Лидерство и руководство. Концепция общения. Виды, формы, функции общения. Межличностное общение как предмет научного познания. Характеристики межличностного общения. Понятия межличностного общения, взаимодействия, межличностного восприятия. Стили общения. Понятия «лидерство» и «руководство» в социальной психологии. Стили лидерства.
  • Три структурных компонента процесса общения. Коммуникативная сторона общения. Коммуникационные барьеры. Интерактивная сторона общения. Межличностные отношения. Основные методы и приемы психологического воздействия. Структура общения. Психология межличностного взаимодействия. Особенности межличностного взаимодействия. Предмет, объект и процесс психологического воздействия. Перцептивный аспект общения. Перцептивные механизмы общения.
  • Понятие конфликта. Виды конфликта. Признаки нарастающей конфликтной ситуации. Стадии протекания конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Внутриличностные конфликты. Сущность внутриличностного конфликта по Фрейду. Три типа конфликтной ситуации К. Левина. “Я-концепция” К. Роджерса. Теории потребностей А. Маслоу. Теория В. Франкла. Внутриличностный конфликт: понятие и характеристики.
  • Техники и приемы эффективной коммуникации. Сущность невербальной системы коммуникации Невербальные средства общения Невербальные коммуникативные техники Сущность вербальной системы коммуникации Вербальные коммуникативные техники.
Основная литература
  • А.Г.Маклаков. Общая психология: Учебник для вузов, 2016.
  • Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Изд-во Манн, Иванов и Фербер: 2018. -560 с.
  • Майерс Д. Әлеуметтік психология [Мәтін] = Social Psychology: [оқулық] / Д. Г. Майерс, Ж. М. Туенж ; ауд. Г. Қ. Айқынбаева [және т.б.]. - 12-бас. - Астана: «Ұлттық аударма бюросы» ҚҚ, 2018. - 559, [1] б.: сур. - (Рухани жаңғыру).
  • Шульц Д. Қазіргі психология тарихы [Мәтін] = A History оf Modern Psychology : [монография] / Д. Шульц, С. Э. Шульц ; ауд. Б. Қ. Ақын [және т.б.]. - 11-бас. - Астана : "Ұлттық аударма бюросы" ҚҚ, 2018. – 447 [1] б.: сур. - (Рухани жаңғыру).
  • Ефимова Н.С. Социальная психология. – Москва: Юрайт, 2017.
  • И.В.Островская Психология общения. Учебник. 2018.
  • Шульц Д. Қазіргі психология тарихы [Мәтін] = A History оf Modern Psychology : [монография] / Д. Шульц, С. Э. Шульц ; ауд. Б. Қ. Ақын [және т.б.]. - 11-бас. - Астана : "Ұлттық аударма бюросы" ҚҚ, 2018. – 447 [1] б.: сур. - (Рухани жаңғыру).
  • И.В. Островская. Психология общения. Учебник, 2018.
  • Л.Д.Столяренко. Основы психологии. Учебное пособие, 2014.
  • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология». – М.: Юрайт, 2017.
  • Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М., 2018.
Дополнительная литература
  • Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.: МПСИ, 2011.
  • Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: МПСИ, 2006.
  • Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. - М.: МПСИ: Флинта, 2008.
  • Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 2009
  • Humphreys P. «The Oxford Handbook of Philosophy of Science». – Oxford University Press, 2016.