Психология

Самадиева Мейрамгуль Оралтаевна

Портфолио преподавателя

Описание: Образование в области психологии обеспечивает глубокое понимание влияния общества и культуры на развитие личности, формирование поведения человека, способствует более широкому пониманию их влияния на жизнь человека. Изучая различные аспекты человеческого поведения, студенты смогут оценить людей в разных ситуациях и узнают, как улучшить свои отношения с другими. Социально-психологические свойства личности. Активность личности и ее формирование. Место эмоций в управлении поведением человека. Общение – основа межличностных отношений. Социально-психологические особенности межличностного познания и межличностных отношений. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия. Социально-психологические характеристики больших социальных групп и массовые психические явления. Социально-психологические особенности процесса управления коллективом. Лидерство и руководство. Психологические особенности конфликтов и способы их разрешения в коллективе.

Количество кредитов: 2

Пререквизиты:

  • Человек. Общество. Право. Школьный курс

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 15
Лабораторные работы
СРОП 15
СРО 15
Форма итогового контроля диф.зачёт
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Обязательный компонент

Цикл: Общеобразовательные дисциплины

Цель
  • Развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения ими знаний курса общей психологии, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений в процессе семинарских и практических занятий.
Задача
  • повысить теоретическую подготовку студентов с целью расширения их научного мышления; психологический анализ человека как деятельности, познания и отношения субъекта; основные психологические понятия, знакомство с их определениями и понимание их содержания и значения; формирование творческого, нестандартного мышления; ознакомление с классическими моделями психологического мышления; способствовать теоретическому обоснованию универсальных закономерностей социального поведения индивидов: видов и форм общения между людьми; применение психологических знаний в будущей практической деятельности.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знает основные понятия о принципах функционирования психики; - психологическую макроструктуру и составляющие категорий «человек», «личность»; - различные аспекты применения теорий психологии в практике.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - Проводит специальные исследования по актуальным жизненным проблемам; - умеет планировать работу по самоизменению и саморазвитию; - составляет исследовательские проекты на стыке психологии и специальности.
Результат обучения: формирование суждений
  • Формирует основные системы психологических понятий и представлений о современной психологии как целостной картине в научном мышлении обучаемых
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Коммуникативная компетентность в психолого-педагогическом аспекте
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • реализация стремления к самопознанию и самоизменению, выработка умений анализировать психологические концепции и реальные жизненные проблемы, возникающие у личности с привлечением знаний психологии и их успешного решения на этом основании; - самостоятельный анализ и формулировка проблем, планирование работы по решению данной проблемы; самостоятельный подбор нужных для решения проблемы способов действия, оформление результатов работы в виде отчета, их публичное представление и защита; – Способность оперативно адаптировать основные закономерности психической деятельности в профессиональной деятельности; – способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в психологии; – способность находить организационно-управленческие решения с учетом человеческого фактора в производственных ситуациях.
Методы преподавания

- Интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Устный ответ на семинары 1-8 0-100
Ағымдағы аттестаттау-тестілеу
2  рейтинг Устный ответ на семинары 9-15 0-100
Ағымдағы аттестаттау-тестілеу
Итоговый контроль диф.зачёт 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
По практическим занятиям и текущей аттестации Демонстрирует систематические теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, приводит выводы и обобщения, примеры, свободно говорит в монологической речи и быстро отвечает на уточняющие вопросы. Проявляет сильные теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, приводит выводы и обобщения, примеры, демонстрирует свободу в монологической речи, но при этом допускает незначительные ошибки или самостоятельно исправляет ошибки Демонстрирует не глубокие теоретические знания, демонстрирует слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов; демонстрирует недостаточную способность делать аргументированные выводы и приводить примеры, неадекватность монологической речи, терминологии, логической и повествовательной последовательности, допускает ошибки, которые исправляются только коррекцией учителя. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированность навыков анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры; демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, демонстрирует отсутствие логики и последовательности изложения, допускает ошибки, которые не могут быть исправлены даже коррекцией учителя, отказывается отвечать на уроке.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Психология как наука
  • Психика – как объект исследования психологии
  • Психология познавательных процессов
  • Эмоции и эмоциональный интеллект
  • Понятие воли в психологии
  • Психические состояния и их регуляция
  • Индивидуально-психологические особенности личности
  • Направленность и мотивы деятельности личности
  • Психология личности
  • Психология смысла жизни и профессионального самоопределения
  • Психология здоровья личности
  • Общение личности и групп
  • Три структурных компонента процесса общения
  • Понятие конфликта
  • Техники и приемы эффективной коммуникации
Основная литература
  • А.Г.Маклаков. Общая психология: Учебник для вузов, 2016.
  • Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Изд-во Манн, Иванов и Фербер: 2018. -560 с.
  • Майерс Д. Әлеуметтік психология [Мәтін] = Social Psychology: [оқулық] / Д. Г. Майерс, Ж. М. Туенж ; ауд. Г. Қ. Айқынбаева [және т.б.]. - 12-бас. - Астана: «Ұлттық аударма бюросы» ҚҚ, 2018. - 559, [1] б.: сур. - (Рухани жаңғыру).
  • Шульц Д. Қазіргі психология тарихы [Мәтін] = A History оf Modern Psychology : [монография] / Д. Шульц, С. Э. Шульц ; ауд. Б. Қ. Ақын [және т.б.]. - 11-бас. - Астана : "Ұлттық аударма бюросы" ҚҚ, 2018. – 447 [1] б.: сур. - (Рухани жаңғыру).
  • Ефимова Н.С. Социальная психология. – Москва: Юрайт, 2017.
  • И.В.Островская Психология общения. Учебник. 2018.
  • Шульц Д. Қазіргі психология тарихы [Мәтін] = A History оf Modern Psychology : [монография] / Д. Шульц, С. Э. Шульц ; ауд. Б. Қ. Ақын [және т.б.]. - 11-бас. - Астана : "Ұлттық аударма бюросы" ҚҚ, 2018. – 447 [1] б.: сур. - (Рухани жаңғыру).
  • И.В. Островская. Психология общения. Учебник, 2018.
  • Л.Д.Столяренко. Основы психологии. Учебное пособие, 2014.
  • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология». – М.: Юрайт, 2017.
  • Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М., 2018.
Дополнительная литература
  • Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.: МПСИ, 2011.
  • Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: МПСИ, 2006.
  • Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. - М.: МПСИ: Флинта, 2008.
  • Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 2009
  • Humphreys P. «The Oxford Handbook of Philosophy of Science». – Oxford University Press, 2016.