Спецвопросы сжигания топлива
内容描述: В дисциплине даются основные сведения о составах твёрдого, жидкого и газообразного топлив, а также о процессах горения этих топлив, методики расчётов теплоты сгорания на различную массу. Формирует у студентов знания о физических и теплотехнических свойствах органических топлив, подготовки топлива к сжиганию; основных технологических конструкциях элементов системы топливоподготовки и топливоподачи, механизмах горения органического топлива, а также об альтернативных источниках энергии в теплоэнергетике и теплотехнологиях.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Теоретические основы теплотехники
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 90 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Дисциплина «Ремонт и эксплуатация теплоэнергетического оборудования» ставит целью обучение студентов теоретическим и практическим знаниям, позволяющим с научной обоснованностью и технико-экономической целесообразностью назначать оптимальные межремонтные периоды энергооборудования и совершенствовать систему технологического обслуживания и ремонта. Приобретение студентами знаний и навыков, необходимых для свободной ориентации в практике эксплуатации и ремонта основного оборудования ТЭС.
Задача
- В результате изучения данной дисциплины студенты должны: иметь представление о: условиях работы основных элементов паровых котлов, паровых и газовых турбин в процессе эксплуатации; структуре управления работой основного оборудования ТЭС; основных данных по надежности и причинах ее снижения в процессе эксплуатации энергооборудования ТЭС; знать: основы теории ремонта, эксплуатации оборудования ТЭС; режимы работы котельных агрегатов, паровых и газовых турбин; порядок пуска и остановка котельных установок и процессы, влияющие на рациональное ведение пуско-остановочных режимов; основы организации и управления процессом эксплуатации, обеспечивающим безаварийный режим работы котельной установки и вспомогательного оборудования на заданной производительности с минимальными потерями; основы теории теплообмена в турбомашинах при переходных режимах их работы; пусковые схемы турбомашин; технология пусков, остановов и обслуживания турбомашин и их вспомогательного оборудования. уметь: анализировать техническое состояние основного оборудования ТЭС; оценивать экономичность и надежность работы основного оборудования ТЭС; эксплуатировать тепловые машины и агрегаты; приобрести практические навыки: приобрести навыки составления технологических процессов на ремонт и монтаж теплоэнергетического оборудования.
Результат обучения: знание и понимание
- 1. Проводить измерения и наблюдения, а также составлять описания проводимых исследований, подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций. Владеть методиками расчета характеристик различных видов топлива, топливоподготовительного оборудования.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь определять теплотехнические показатели топлива, расходы топлива для энергетического и промышленного производства
Результат обучения: формирование суждений
- - методов расчета топочных процессов; - методов анализа конструктивных и технологических факторов на эффективность процессов горения;
Результат обучения: коммуникативные способности
- 1. Уметь организовать рабочие места, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда с учетом требований теплоэнергетики и теплотехнолгии
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- - составлять материальный и тепловой балансы горения; – рассчитывать и выбирать тип горелочных устройств в зависимости от мощности парогенератора и вида топлива -рекомендовать тип и число горелочных устройств, а также их расположение по периметру топочной камеры для достижения наилучшей полноты сгорания топлива, исключения шлакования топки, снижения образования вредных пылегазовых выбросов в атмосферу; -выполнять теплотехнологические расчеты теплотехнологических установок, определять эффективность различных вариантов использования энергетических ресурсов
*TeachingMethods(zh-CN)*
В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Практическая работа №1 "Расчет состава топлива" | 0-100 |
Практическая работа №2 "Определение теплового эквивалента и приведенных характеристик топлива" | ||
Практическая работа №3 "Расчет теплоты сгорания топлива" | ||
СРС №1 "Формирование органического топлива" | ||
СРС №2 "Искусственные виды топлива." | ||
СРС №3 "Кинетика химических реакции." | ||
Устный опрос | ||
Рубежный контроль №1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Практическая работа №4 "Объем воздуха и продуктов сгорания топлива" | 0-100 |
Практическая работа №5 "Энтальпия воздуха и продуктов сгорания" | ||
Практическая работа №6 "Тепловой баланс котельного агрегата" | ||
СРС №4 "Система пылеприготовления." | ||
СРС №5 "Комбинированное сжигание топлива." | ||
СРС №6 "Экологические проблемы сжигания топлива." | ||
Устный опрос | ||
Рубежный контроль №2 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Работа на практических занятиях | Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. | Допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации | Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. | Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. |
Собеседование по контрольным вопросам | Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. | Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем |
Задания в тестовой форме для рубежного контроля | 100-90% правильных ответов | 89-70% правильных ответов | 69-50% правильных ответов | 49-0% правильных ответов |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение. Топливно-энергетический комплекс РК, его характеристика, перспективы развития
- Общая классификация источников энергии. Возобновляемые и невозобновляемые источники энергии, их характеристика
- Органическое топливо, его классификация, транспорт и хранение топлива
- Естественное и искусственное твердое топливо, его характеристики и классификация. Запасы твердого топлива в РК.
- Жидкое топливо, его характеристики. Запасы твердого топлива в РК
- Газообразное топливо, его классификация и характеристики. Запасы в РК.
- Основные теплотехнические характеристики органического топлива. Элементарный и компонентный состав топлив. Зола и влага топлива. Теплота сгорания топлива. Условное топливо. Летучие вещества и кокс твердого топлива.
- Основные показатели процесса полного горения топлива. Теоретический и действительный процессы горения топлив. Расход окислителя. Состав и количество продуктов полного горения.
- Температуры горения топлива: калориметрическая, теоретическая и действительная
- Материальный и тепловой баланс процессов горения органических топлив
- Основные положения и особенности теории горения твердых, жидких и газообразных топлив
- Устройства для сжигания твердого топлива. Камерные и слоевые топки.
- Особенности сжигания мазута. Мазутные форсунки.
- Системы очистки дымовых газов от вредных выбросов.
- Основные характеристики и схемы использования нетрадиционных видов топлива. Ядерная, солнечная, ветровая и гидроэнергетика
Основная литература
- Лисиенко В.Г. Топливо. Рациональное сжигание, управление и технологическое использование. Кн.2.-М.: «Теплотехник», 2014.
- Лисиенко В.Г. Топливо. Рациональное сжигание, управление и технологическое использование. Кн.3.-М.: «Теплотехник», 2016.
- Соколов Б.А. Устройство и эксплуатация оборудования котельных, работающих на твердом топливе. -М.: «Академия»,2013.
- Хзмалян Д.М. Каган Я.А. Теория горения и топочные устройства - Москва, Энергия, 2013, 484стр
- Дукенбаев К.Д. Нуркен Е. Энергетика Казахстан (технический аспект).- Алматы:, 2015.-312 с.
- Коврик И. И. Сжигание твердого топлива : практ. пособие -Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров в области газоснабжения «ГАЗ-ИНСТИТУТ» 2021, 52 стр
- Ведрученко В. Р., Лазарев Е. С. Современные технологии подготовки и сжигания топлива: учебное пособие -"Инфра-Инженерия" 2023, 164 стр.
- Лебедев В.А., Пискунов В.М. "Основы энергетики: учебное пособие", 2019
- Таранов А.В., Биличенко А.П. "Теплоэнергетические системы и энергоиспользование: Электронные учебник", Караганда: КарГТУ, 2017.
- Исаев В.Л., Таранов А.В., Булатбаев Ф.Н. "Спецвопросы сжигания топлива", Учебное пособие. Караганда: Изд-во КарТУ, 2020.
- "Теплотехника: учебник/ Под ред. С.В. Пузача, Ю.А. Кошмаров, С.В. Пузач, О.С. Лебедченко. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия ГПС ИЧС России, 2019.
Дополнительная литература
- Специальные вопросы сжигания топлива. Методические указания к лабораторным работам. Алматы:АИЭС, 2013-46с
- Сборник задач по теории горения. /Под ред. Померанцева В.В. -Л.:Энергия,2012. -264 с. Учебные пособия
- Физико-химические и эксплуатационные свойства реактивных топлив. Справочник /Дубовкин Н.Ф. и др. - М.: Химия, 2013. -240 с.