Теплотехнологические процессы и установки

Нургалиева Асель Тлеубековна

Портфолио преподавателя

Описание: Курс включает в себя изучение видов и принципов работы тепломассообменных аппаратов и установок, область их применения, а также методов повышения эффективности их работы. Одним из важных является раздел, изучающий теплоносители, применяемые в теплоэнергетике и теплотехнологии, а также их свойства.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Теоретические основы теплотехники

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Изучение современных конструкций, принципов действия, режимов эксплуатации теплообменного оборудования промышленных предприятий; методов расчетов теплотехнологических схем, процессов и аппаратов; источников и методов использования вторичных энергоресурсов (ВЭР), выработка навыков оформления проектно-конструкторской документации
Задача
  • Задачами изучения курса являются приобретение навыков и умения оценивать, выбирать, оптимизировать и разрабатывать теплотехнологические схемы установок, систем и их элементов; выработка умения выполнять проектный расчет тепло-массообменных аппаратов; получение представления о взаимосвязи технологических, технических и энергетических аспектов технологий;
Результат обучения: знание и понимание
  • Проводить измерения и наблюдения, а также составлять описания проводимых исследований, подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций. Знать принцип работы, конструкцию и основы эксплуатации теплообменного оборудования тепловых электростанций.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь проводить расчеты по типовым методикам и проектировать отдельные детали и узлы с использованием стандартных средств автоматизации проектирования в соответствии с техническим заданием; выполнять тепловые, механические и поверочные расчеты тепломеханического оборудования, выбирать типоразмер оборудования и агрегатов.
Результат обучения: формирование суждений
  • Соблюдать экологическую безопасности на производстве, участвовать в разработке и осуществлении экозащитных мероприятий и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению при работе тепломеханического оборудования
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Уметь организовать рабочие места, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда с учетом требований теплоэнергетики и теплотехнолгии
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Уметь составлять документацию по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках и вести контроль за соблюдения экологической безопасности на производстве, разрабатывать и осуществлять мероприятий по энерго - и ресурсосбережению, а также по повышению эффективности работы теплообменного оборудования электростанций
Методы преподавания

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий

информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практическая работа №1 "Основные положения науки о процессах и установках" 0-100
Практическая работа №2 "Основные законы процессов теплопередачи"
Практическая работа №3 "Id-диаграмма влажного воздуха"
СРС №1 "Введение. Системы единиц и измерения величин. Физико-технические ха-рактеристики веществ"
СРС №2 "Моделирование и подобие процессов тепломассообмена. Теория подобия. Теоремы подобия. Критерии подобия. Критериальные уравнения. Методы моделирования. Правила моделирования"
СРС №3 "Определение коэффициентов теплоотдачи. Основные случаи теплоотдачи. Расчет коэффициента теплопередачи"
СРС №4 "Изучение конструкции и расчет теплообменных аппаратов"
СРС №5 "Изучение устройства и расчет выпарных аппаратов"
Устный опрос
Рубежный контроль №1
2  рейтинг Практическая работа №4 "Расчет кожухотрубного теплообменника" 0-100
Практическая работа №5 "Расчет рубашечного теплообменника"
Практическая работа №6 "Расчет выпарного аппарата"
Практическая работа №7 "Тепловой и конструктивный расчет водонагревателя – аккумулятора"
СРС № 6 "Изучение устройства и расчет сушильных установок."
СРС №7 "Изучение абсорбционных и адсорбционных установок. Расчет абсорберов и адсорберов."
СРС №8 "Изучение ректификационных установок. Расчет процессов ректификации."
СРС №9 "Изучение экстракционных установок. Расчет экстракционных установок."
СРС №10 "Определение коэффициента теплопередачи теплообменника рубашечного типа"
Рубежный контроль №2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Работа на практических занятиях Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. Допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Собеседование по контрольным вопросам Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. Демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение
  • Принципы анализа и расчета процессов и аппаратов
  • Принципы анализа и расчета процессов и аппаратов
  • Теплообменные процессы
  • Нагревание, испарение
  • Охлаждение, конденсация
  • Теплообменные аппараты
  • Выбор конструкции теплообменного аппарата
  • Выпаривание
  • Массообменные процессы
  • Сушка
  • Сорбционные процессы
  • Адсорбция
  • Перегонка и ректификация
  • Ректификация
Основная литература
  • Промышленная теплоэнергетика и теплотехника: Справочник / Под общ. ред. В.А. Григорьева и В.М. Зорина. - М.: Энергоатомиздат, 2007.- 588с.
  • Промышленные тепломассообменные процессы и установки / Под общ. ред. A.M. Бакластова. -М.-. Энергоатомиздат, 2006.- 328с.
  • Сериков Эрнест Акимович. Теплоэнергетические системы и энергоиспользование в промышленном теплотехнологическом производстве: учеб. пособие для вузов / Э. А. Сериков. - Алматы: Эверо, 2007. - 259 с.: цв.ил. - Библиогр.: с. 258-259.
  • Теплоэнергетика и теплотехника. В 4 кн.: справочная серия / Б. Г. Борисов [и др.]; под ред. А. В. Клименко, В. М. Зорина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издат. Дом МЭИ, 2007 – 630 с.
  • Боровков В.М.Теплотехническое оборудование: Учебник. 2-е изд., М.:Изд-во Академия, 2013. –192 с.
  • Рейтер К.А. "Термодинамика, теплопередача и гидравлика. Ч.1. Термодинамика и теплопередача" – М.: Курск, 2019.
  • В.С. Логинов, А.В. Крайнов, В.Е. Юхнов и др. "Примеры и задачи по тепломассообмену: Учебное пособие" - СПб.: Лань, 2019.
  • Л.И. Жмакин. "Тепломассообменные процессы и оборудование: Учебное пособие" - М.: Инфра-М, 2018.
  • В.Ф. Васильев, В.В. Дерюгин. "Тепломассообмен": учебное пособие, 2-е изд., испр. М.: Лань, 2018.
Дополнительная литература
  • Теоретические основы теплотехники - Ляшков В.И. 2002г.
  • Шатров М.Г., Иванов И.Е., Пришвин С.А. Сборник задач по теплотехнике: Учебник для ВУЗов, 2-е изд., М.:Изд-во Академия, 2012. –272 с.
  • Васильев В.Ф., Дерюгин В.В. Тепломассообмен: учебное пособие, 2-е изд., испр. М.:Лань, 2018. –240 с.
  • Лебедев П.Д. Теплообменные, сушильные и холодильные установки. – М.: Энергия, 1972. – 320 с.