Котельные установки

Нургалиева Асель Тлеубековна

Портфолио преподавателя

Описание: Цель дисциплины - изучение энергетических котлов современных ТЭС и котельных установок малой производительности, а также их взаимодействия с технологическими процессами на промышленных предприятиях. В рамках дисциплины рассматриваются основные типы энергетических котлов и котельных установок, физические процессы в топочных устройствах, испарительных системах, перегревателях пара, нагревателях воды, воздуха и топлива. Изучаются системы подачи топлива, золоулавливания и золоудаления, а также экологические аспекты и защита окружающей среды.

Количество кредитов: 6

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Основной целью курса является изучение принципов работы, методик расчетов различных типов котельных установок и их вспомогательного оборудования, освоение методов монтажа, наладки и ремонта котельного оборудования, ознакомление с нормами и правилами безопасности при работе с котлами, применение современных технологий, направленных на повышение эффективности и снижение вредных выбросов.
Задача
  • Формирование знаний о конструкциях и принципах работы паровых котлов и других парогенерирующих установок, о внутренних рабочих процессах, протекающих как в основном так и во вспомогательном оборудования.
Результат обучения: знание и понимание
  • В результате изучения курса студенты должны знать:–технологию производства пара на ТЭС, АЭС и других установках;–конструкции, характеристики и принцип работы паровых котлов, их элементов, а также вспомогательных механизмов;–методику конструктивного и поверенного теплового расчета парового котла, освоить взаимосвязь тепловых и физико-химических процессов;–место и назначение парового котла в системе электростанции;–способы проектирования котельных агрегатов
  • Овладение студентами методами подготовки и сжигания различных видов топлива, уметь рассчитывать тепловой баланс котельного агрегата, аэродинамический и гидравлический расчет котлов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • В результате усвоения объема теоретических положений и проблем студенты должны уметь:–самостоятельно выполнять расчеты тепловых характеристик топлив и продуктов их сгорания, тепловые расчеты парового котла и отдельных его поверхностей нагрева, представлять перспективы развития котельного агрегатов и парогазогенераторов.–выбирать тип и характеристики котельного агрегата в зависимости от его технологического назначения;–анализировать техническое состояние котельного агрегата;–оценивать технико-экономические показатели работы котла и показатели надежности работы его поверхностей нагрева
Результат обучения: формирование суждений
  • В результате изучения курса студенты должны владеть:–методикой проектирования и теплового расчета котельных агрегатов различной мощности. В результате изучения курса студенты должны быть компетентными:–в разработке и чтении чертежей котельных агрегатов;–в вопросах надежности работы основного и вспомогательного оборудования котельных установок
Результат обучения: коммуникативные способности
  • 1. Уметь организовать рабочие места, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда с учетом требований теплоэнергетики и теплотехнолгии
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • - составлять материальный и тепловой балансы горения; – рассчитывать и выбирать тип горелочных устройств в зависимости от мощности парогенератора и вида топлива -рекомендовать тип и число горелочных устройств, а также их расположение по периметру топочной камеры для достижения наилучшей полноты сгорания топлива, исключения шлакования топки, снижения образования вредных пылегазовых выбросов в атмосферу; -выполнять теплотехнологические расчеты теплотехнологических установок, определять эффективность различных вариантов использования энергетических ресурсов
Методы преподавания

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практическая работа №1-4 0-100
Практическая работа № 5-8
СРО №1-3
Рубежный контроль №1
2  рейтинг Практическая работа №9-11 0-100
Практическая работа № 12-15
СРО №4-6
Рубежный контроль №2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Работа на практических занятиях Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. Допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Собеседование по контрольным вопросам Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. Демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение
  • Источники энергии котельных агрегатов
  • Тепловой и эксергетический балансы котельного агрегата
  • Сжигание газообразных топлив в топках котельных агрегатов
  • Сжигание жидких топлив в котельных агрегатах
  • Сжигание твердых топлив в котельных агрегатах
  • Теплообмен в радиационных и конвективных поверхностях нагрева котельного агрегата
  • Гидродинамика систем с естественной и принудительной циркуляцией
  • Аэродинамика газовоздушного тракта котельного агрегата
  • Водный режим котельной установки
  • Тепловые схемы и основные элементы котельных агрегатов
  • Стандартизация параметров и мощностей котельных установок
  • Конструктивные схемы паровых и водогрейных котлов
  • Системы топливоподачи, золо и шлкакоудаления
  • Коррозия, абразивный износ, загрязнение и очистка поверхностей нагрева котельного агрегата
Основная литература
  • 1.Липов Ю.М., Третьяков Ю.М. Котельные установки и парогенератор: Учебник для вузов.-М.: НИЦ ИКИ, 2006.-592 с. (аб-1)2.Бадагуев Б.Т. Паровые и водогрейные котлы. Безопасность при эксплуатации.-М.: Альфа пресс, 2010.-200 с. (чтз-2)3.Еремкин А.И. Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. -М.: АСВ, 2001 –176 с. (чзт-1
Дополнительная литература
  • Липов Ю.М., Третьяков Ю.М. Котельные установки и парогенераторы - Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2003.
  • Нурекен Е. Жылу электр станцияладың қазандық қойдырғылары. Оқу қуралы. – Алматы: АЭжБИ, 2007 – 270 б. 2007
  • Нурекен Е. Жылу электр станцияладың қазандық қойдырғылары. Мысалдар мен есептер. Оқу қуралы. – Алматы: АЭжБИ, 2008 – 206 б.