Автоматизация теплотехнологических процессов и установок

Дуйсембаева Гульнур Сеитхановна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина изучает основы анализа систем автоматизации производственных процессов. Рассматриваются вопросы: определения технических средств систем автоматического регулирования и автоматизированного управления, параметры статических и динамических характеристик различных элементов автоматики, технических средств автоматизации. Сформируют знания по арифметическим и логическим основам цифровой автоматики, а также устройств связи цифровых управляющих устройств с воспринимающими и исполнительными устройствами автоматики.

Betrag der Credits: 6

Пререквизиты:

  • Тепломассообмен

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 30
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 90
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Письменный экзамен

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Формирование у студентов профессиональных компетенций в области автоматизации оборудования и технологических процессов отрасли
Задача
  • освоение принципов осуществления централизованного формирование у студентов понимания проблем автоматизации производственных процессов на предприятиях отрасли. − изучение современных систем автоматизации производственных процессов. − изучение принципов работы элементов и средств автоматизации, основ теории автоматического управления и функционирования АСУТП.
Результат обучения: знание и понимание
  • Способность проводить расчеты по типовым методикам, проектировать технологическое оборудование с использованием стандартных средств автоматизации проектирования в соответствии с техническим заданием
  • Технологические объекты управления промышленной теплоэнергетики Владеть методиками испытаний, наладки и эксплуатации технологического оборудования в соответствии с профилем работы.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Основные разновидности теплоэнергетических и теплотехнологических объектов управления Уметь проводить расчеты по типовым методикам и проектировать отдельные детали и узлы с использованием стандартных средств автоматизации проектирования в соответствии с техническим заданием;
Результат обучения: формирование суждений
  • Определение частотных характеристик с помощью генератора гармонических колебаний и при периодических возмущениях прямоугольной и трапециидальной формы Соблюдать экологическую безопасности на производстве, участвовать в разработке и осуществлении экозащитных мероприятий и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению на производстве
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Определение передаточной функции объекта по его кривой разгона Уметь организовать рабочие места, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Организация управления технологическими процессами в теплоэнергетике и теплотехнологии Уметь составлять документацию по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках и вести контроль за соблюдения экологической безопасности на производстве, разрабатывать и осуществлять мероприятий по энерго - и ресурсосбережению на производстве.
Lehrmethoden

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung 1-й рубежный контроль 1 практическое занятие. Преобразование динамических характеристик объектов управления, заданных в аналитической форме. 10 0-100 0-100
СРО №1. Методы оптимизации технологических объектов управления. Статическая и динамическая оптимизации технологических объектов.
2 практическая работа. Определение передаточной функции объекта управления по его кривой разгона.
СРО №2. Понятие о динамическом программировании
3 практическая работа. Построение переходных процессов в системе регулирования.
4 практическая работа. Рассмотрение основных объектов управления систем электроснабжения. 10
СРО №3. Надежность технических средств автоматизации.
Контрольная работа. Первый рубежный контроль
2  Bewertung 5 практическая работа. Решение задач на разделение систем управления по различным признакам . 0-100
На выбор: СРО №4. Пусковые устройства и исполнительные механизмы электрических систем регулирования СРО №5. Измерительные преобразователи пневматических и гидравлических систем
6 практическая работа. Решение задач на разделение систем управления по различным признакам.
СРО №6. Системы управления скоростью электроприводов.
7 практическая работа. Автоматизированная система управления мощным энергоблоком тепловой электростанции 10
СРО №7. Управление электроприводом в режиме позиционирования
8 практическая работа. Структура промышленного предприятия и задачи управления ими.
Контрольная работа. Второй рубежный контроль
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Контрольная работа для проверки рубежного уровня знаний ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов, должны быть вы-полнены не менее 90% заданий ставится за работу при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правиль-но выполнено менее 50% всей работы
Задания в тестовой форме для рубеж-ного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
Различные виды коллоквиумов (устный, письмен-ный, комбиниро-ванный, экспресс и др.) обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательностью изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основные понятия и определения. Технологический объект управления. Автоматизированная система управления. Автоматизация систем управления технологическими процессами.
  • Структурные схемы объекта регулирования. Выбор структуры. Расчет оптимальных параметров регуляторов. Группа переменных.
  • Последовательность выбора системы автоматизации. Общая задача управления технологическим процессом. Возмущения, допускающие стабилизацию. Выходные переменные.
  • Регулирование основных технологических параметров. Регулирование расхода, соотношения расходов. Регулирование уровня. Регулирование давления.
  • Регулирование температуры. Регулирование рН. Регулирование параметров состава и качество.
  • Автоматизация процессов перемещения жидкостей и газов. Центробежные насосы. Поршневые насосы.
  • Автоматизация тепловых процессов. Регулирование теплообменников смешения. Регулирование поверхностных теплообменников. Автоматизация трубчатых печей
  • Автоматизация массообменных процессов. Автоматизация процесса ректификации.
  • Автоматизация процесса абсорбции. Абсорбция
  • Автоматизация процесса абсорбции - десорбции. Схема автоматизации абсорбционно - -десорбционной установки.
  • Автоматизация процесса выпаривания. Цель управления выпарной установки. Схема стабилизации технологических величин выпарной установки.
  • Автоматизация процесса сушки. Процесс сушки в барабанной сушилке. Автоматизация сушилок с кипящим слоем.
  • Автоматизация реакторных процессов. Регулирование технологических реакторов.
  • Новые технологий в развитии теплоэнергетических установок на промышленных предприятиях
Основная литература
  • 1.Моделирование и оптимизация промышленных теплоэнергетических установок Е. Г. Авдюнин 2019 г.
  • 2.Цирельман Н.М. Конвективный тепломассоперенос: моделирование, идентификация, интенсификация: Монография. - 2-е изд., СПб.: Лань, 2018. Автоматизированная подготовка чертежей в среде графической подсистемы САПР AutoCADH: Метод, указания/ Г. И. Гололобов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2019.
  • 3.Автоматизация технологических процессов на ТЭС и управление ими / П. А. Щинников, Г. В. Ноздренко, А. И. Михайленко [и др.]. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2014.
  • 4. "Теория автоматического регулирования теплоэнергетических процессов. Лабораторный практикум" авторы: В. И. Назаров, Анастасия Павловская, Снежана Ракевич, 2020 г.
  • 5. "Геотермальная энергетика" авторы: Г.В. Томаров и др., М.: Интехэнерго-Издат, Теплоэнергетик, 2019
Дополнительная литература
  • 6. Chang Tien-Chien. Computer-Aided Manufacturing : к изучению дисциплины / Chang Tien-Chien, Wysk Richard A., Wang Hsu-Pin. - New Delhi : Pearson, 2016.
  • 7. Плетнев, Г. П. Автоматизация технологических процессов и производств в теплоэнергетике : учебник / Г. П. Плетнев. — Москва : МЭИ, 2016. — 352 с.
  • 8. Валерий Иванников: Технические измерения и автоматизация в тепло- и электроэнергетике. Учебное пособие., 2022-296с
  • 9. Управление технологическими процессами и производствами. Учебное пособие., 2023- 208с
  • 10. Юрий Тверской: Автоматизация пылеугольных котлов электростанций. Монография., 2018 -472 с