Котельные установки и парогенераторы

Байдилдина Айжан Толеубековна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина рассматривает следующие вопросы: классификация котельных агрегатов и парогенераторов, топливо подготовка и хранение различных видов топлива, методы сжигания топлива, конструкция котельных агрегатов и парогенераторов, тепловой баланс котельного агрегата и парогенератора, КПД котлов и парогенераторов, золоулавливающие установки, состав основного и вспомогательного оборудования котельных агрегатов и парогенераторов, расчет показателей работы котельного агрегата и парогенераторов.

Количество кредитов: 6

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 30
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 90
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Основной целью курса является изучение конструкций и характеристик, физических принципов работы котельных установок и парогенераторов, процессов газовой и рабочей средах, методик расчетов, промышленного применения котельных установок и парогенераторов.
Задача
  • Овладение студентами теоретической базой по конструкции и принципу работы котельного оборудования, вспомогательного оборудования котельных и ТЭС, методами подготовки и сжигания различных видов топлива, уметь рассчитывать тепловой баланс котельного агрегата, аэродинамический и гидравлический расчет котлов.
Результат обучения: знание и понимание
  • формирование профилирующего знаний и практических навыков профессионального уровня изучение законов сохранения и превращения энергии, принципов работы котельных установок и их тепловой расчет
  • Овладение студентами методами подготовки и сжигания различных видов топлива, уметь рассчитывать тепловой баланс котельного агрегата, аэродинамический и гидравлический расчет котлов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • В результате усвоения объема теоретических положений и проблем студенты должны уметь:–самостоятельно выполнять расчеты тепловых характеристик топлив и продуктов их сгорания, тепловые расчеты парового котла и отдельных его поверхностей нагрева, представлять перспективы развития котельного агрегатов и парогазогенераторов.–выбирать тип и характеристики котельного агрегата в зависимости от его технологического назначения;–анализировать техническое состояние котельного агрегата;–оценивать технико-экономические показатели работы котла и показатели надежности работы его поверхностей нагрева
Результат обучения: формирование суждений
  • В результате изучения курса студенты должны владеть:–методикой проектирования и теплового расчета котельных агрегатов различной мощности. В результате изучения курса студенты должны быть компетентными:–в разработке и чтении чертежей котельных агрегатов;–в вопросах надежности работы основного и вспомогательного оборудования котельных установок
Результат обучения: коммуникативные способности
  • 1. Уметь организовать рабочие места, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда с учетом требований теплоэнергетики и теплотехнолгии
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • - составлять материальный и тепловой балансы горения; – рассчитывать и выбирать тип горелочных устройств в зависимости от мощности парогенератора и вида топлива -рекомендовать тип и число горелочных устройств, а также их расположение по периметру топочной камеры для достижения наилучшей полноты сгорания топлива, исключения шлакования топки, снижения образования вредных пылегазовых выбросов в атмосферу; -выполнять теплотехнологические расчеты теплотехнологических установок, определять эффективность различных вариантов использования энергетических ресурсов
Методы преподавания

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Практическая работа №1-4 0-100
Практическая работа № 5-8
СРО №1-4 (на выбор 3)
СРО №5-8 (на выбор 3)
Рубежный контроль №1
2  рейтинг Практическая работа №9-11 0-100
Практическая работа № 12-15
СРО №9-11 (на выбор 3)
СРО №12-15 (на выбор 3)
Рубежный контроль №2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Работа на практических занятиях Выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. Допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации Выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. Выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Собеседование по контрольным вопросам Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. Владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. Демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение
  • Источники энергии котельных агрегатов
  • Тепловой и эксергетический балансы котельного агрегата
  • Сжигание газообразных топлив в топках котельных агрегатов
  • Сжигание жидких топлив в котельных агрегатах
  • Сжигание твердых топлив в котельных агрегатах
  • Теплообмен в радиационных и конвективных поверхностях нагрева котельного агрегата
  • Гидродинамика систем с естественной и принудительной циркуляцией
  • Аэродинамика газовоздушного тракта котельного агрегата
  • Водный режим котельной установки
  • Тепловые схемы и основные элементы котельных агрегатов
  • Стандартизация параметров и мощностей котельных установок
  • Конструктивные схемы паровых и водогрейных котлов
  • Системы топливоподачи, золо и шлкакоудаления
  • Коррозия, абразивный износ, загрязнение и очистка поверхностей нагрева котельного агрегата
Основная литература
  • Сидельковский Л.Н. Юренев В.Н. Котельные установки промышленных предприятий: учебник для вузов. - М.: Бастет, 2009. - 527 с.
  • Беликов С.Е., Котлер В.Р. Котлы тепловых электростанций и защита атмосферы: учебное пособие для вузов и колледжей по спец. "Тепловые электростанции". - М.: Аква-Терм, 2008. - 210 с.
  • Соколов Б.А. Котельные установки работающие на твердом топливе. - М.: Академия, 2012. - 63 с.
  • Лебедев В.А., Пискунов В.М. "Основы энергетики: учебное пособие 2019"
  • А.В. Таранов, А.П. Биличенко "Теплоэнергетические системы и энергоиспользование", Караганда: КарГТУ, 2017)
  • Исаев В.Л., Таранов А.В., Булатбаев Ф.Н "Спецвопросы сжигания топлива", Караганда: Изд-во КарТУ, 2020
  • "Теплотехника: учебник", под ред. С.В. Пузача, Ю.А. Кошмаров, С.В. Пузач, О.С. Лебедченко, М.: Академия ГПС ИЧС России, 2019
  • А.А. Кибарин, "Режимы работы и эксплуатация котельных установок. Учебное пособие" Алматы: АИЭС, 2019
Дополнительная литература
  • Липов Ю.М., Третьяков Ю.М. Котельные установки и парогенераторы - Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2003.
  • Нурекен Е. Жылу электр станцияладың қазандық қойдырғылары. Оқу қуралы. – Алматы: АЭжБИ, 2007 – 270 б. 2007
  • Нурекен Е. Жылу электр станцияладың қазандық қойдырғылары. Мысалдар мен есептер. Оқу қуралы. – Алматы: АЭжБИ, 2008 – 206 б.