Теоретические основы электротехники I

Кунапьянова Арай Асылхановна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Курс «Теоретические основы электротехники I» включает в себя изучение установившихся и переходных процессов в электрических и магнитных цепях, решение проблем электротехники, электротехнологии, передачи сигналов и информации, поэтому знания в этой области необходимы. Они позволяют специалисту в своей практической деятельности осознанно и более эффективно использовать знания по электротехнике и электронике. Курс «Теоретические основы электротехники I» является примером синтеза физики и информатики, графических методов исследования и математики, поэтому курс играет также важную мировоззренческую роль в профессиональной подготовке бакалавров электроэнергетики.

Betrag der Credits: 5

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 15
Laborarbeiten 15
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle письменный экзамен

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Целью преподавания дисциплины является теоретическая и практическая подготовка квалифицированного специалиста, обладающего знаниями методов расчета электрических цепей, умением применять эти знания для решения практических задач по электротехнике, формирования базы для изучения специальных дисциплин
Задача
  • получить знания об основных уравнениях и методах расчета цепей постоянного тока, однофазного синусоидального тока, трехфазных электрических цепей, практические навыки сбора электрических схем и экспериментальном определении величины тока, напряжения, мощности в электрических цепях.
Результат обучения: знание и понимание
  • иметь представление:-о решении инженерных задач с применением методов расчета постоянного тока в линейных электрических цепях; -о решении инженерных задач в цепях синусоидального тока; -о решении инженерных задач с применением методов расчета различных режимов в трехфазных цепях;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • знать: -основные законы электрических цепей постоянного тока;-основные законы электрических цепей синусоидального тока;-схемы и формулы для расчета трехфазных цепей;
Результат обучения: формирование суждений
  • Производить измерения электрических величин и обработку результатов измерений. Экспериментально определять параметры и характеристики основных электротехнических устройств;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • умение работать в коллективе, коммуникабельность
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • уметь: - применять знания, полученные при изучении курса ТОЭ для решения прикладных задач;-применять методы расчета цепей постоянного и синусоидального токов;-исследовать различные режимы в трехфазных цепях
Lehrmethoden

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь)

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий

информационно-коммуникационная (занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ)

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Конспект лекции, тема 1-7 0-100
Лабораторная работа 1
Лабораторная работа 2
Расчетная графическая работа 1
Расчетная графическая работа 2
Промежуточное тестирование1
2  Bewertung Конспект лекции, тема 8-15 0-100
Лабораторная работа 3
Лабораторная работа 4
Расчетная графическая работа 3
Расчетная графическая работа 4
Промежуточное тестирование 2
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Работа на практических занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Контроль выполнения и проверка отчетности по лабораторным работам обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления. Во время защиты при ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий. допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации; во время защиты ответ дан без применения знаний в новой ситуации. в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки; Во время защиты при ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются от дельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; во время защиты при ответе на вопросы не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Собеседование по контрольным вопросам владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Линейные электрические цепи постоянного тока (6часов).Элементы электрических цепей. Эквивалентные схемы для источников электрической энергии. Закон Ома для участка цепи с ЭДС. Баланс мощности. Метод контурных токов. Метод узловых потенциалов. Уравнения состояния цепи в матричной форме. Преобразования линейных электрических схем. Основные свойства электрических цепей. Принцип наложения, свойство взаимности, входные и взаимные проводимости ветвей. Общие сведения о двухполюсниках. Теорема об активном двухполюснике и ее применение для расчета разветвленных цепей. Передача энергии от активного двухполюсника к пассивному.
  • Электрические цепи однофазного синусоидального тока. Основные понятия однофазного синусоидального тока. Средние и действующие значения тока, ЭДС, напряжения. Синусоидальный ток в сопротивлении, индуктивности и емкости. Представление синусоидальных функций в виде проекций вращающихся векторов. Последовательное соединение сопротивления, индуктивности, емкости.Законы Ома и Кирхгофа в комплексной форме. Векторная и топографическая диаграммы.Мощности в цепях синусоидального тока. Баланс мощностей. Расчет разветвленных цепей при синусоидальных токах. Резонансные явления в электрических цепях. Резонанс напряжений. Частотные характеристики. Резонанс токов.Индуктивно связанные элементы. ЭДС взаимной индукции. Последовательное соединение индуктивно связанных элементов цепи. Параллельное соединение индуктивно связанных элементов цепи. Эквивалентная замена индуктивных связей. Расчеты разветвленных цепей при наличии двух индуктивных связей.
  • Трехфазные цепи. Понятия о многофазных источниках питания и многофазных цепях. Соединения звездой и треугольником. Симметричный режим трехфазной цепи. Расчет симметричных режимов трехфазных цепей с различными схемами соединений. Расчет несимметричных режимов трехфазных цепей со статической нагрузкой. Эквивалентные схемы трехфазных линий. Измерение мощности в трехфазных цепях. Вращающееся магнитное поле.Эквивалентные схемы трехфазных линий. Измерение мощности в трехфазных цепях. Вращающееся магнитное поле.
  • Несинусоидальные токи. Несинусоидальные ЭДС, напряжения и токи. Разложение периодической несинусоидальной кривой в тригонометрический ряд. Максимальные, действующие и средние значения несинусоидальных периодически ЭДС, напряжений и токов. Коэффициенты характерезирующие форму несинусоидальных кривых. расчет цепей с несинусоидальными периодическими ЭДС и токами. Резонас несинусоидальных ЭДС и токов. Мощность периодических несинусоидальных токов.
  • Силовые трансформаторы. Индуктивно-связанные цепи. Электромагнитная индукция. Явления самоиндукции и взаимной индукции. Расчет неразветвленных цепей при наличии взаимной индукции. Расчет разветвленных цепей при наличии взаимной индукции. Трансформатор. Схемы соединений обмоток трехфазных трансформаторов. Группы соединений обмоток трансформатора.
Основная литература
  • 1. М.М. Аршидинов,Л.П.Болдырева.Теоретические основы электротехники І . Методические указания и задания к выполнению расчетно-графических работ No1-3(для специальности 5В071800 –Электроэнергетика). Алматы: АУЭС, 2016, 18с. 2.Л.П.Болдырева, Г.К. Смагулова.Теоретические основы электротехники І. Методические указания и задания по выполнению лабораторных работ студентов специальности 5В071800–Электроэнергетика.Алматы: АУЭС, 2016, 35 с. 3.В.И.Денисенко, С.Ю.Креслина. Теоретические основы электротехники І.Конспект лекции (для студентов всех форм обучения специальности 050718 –Электроэнергетика). Алматы: АИЭС, 2007,62с. 4.В.И.Денисенко, С.Ю.Креслина. Теоретические основы электротехники 1.Конспект лекции (для студентов всех форм обучения специальности 050718 –Электроэнергетика). Алматы: АИЭС, 2006,63с. 5. Бессонов Л.А. Электрические цепи.-М.: Гардарики, 2013. –638 с. 6. Атабеков Г.И. ТОЭ. Линейные электрические цепи.-СПб.: «Лань»,2010 7. Аполлонский, С.М. Теоретические основы электротехники. Электромагнитное поле: Учебное пособие / С.М. Аполлонский. - СПб.: Лань, 2018. - 592 c. 8. Лоторейчук, Е.А. Теоретические основы электротехники.: Учебник / Е.А. Лоторейчук. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 c.
Дополнительная литература
  • 7. ТОЭ т.1/под ред. Демирчян К.С. и др.-СПб. 20068. Сборник задач по теоретическим основам электротехники/ Л.Д.Бессонов, И.Г.Демидова, М.Е.Заруди и др.-М.: Высшая школа, 2003.-52с.9. Денисенко В.И., Зуслина Е.Х ТОЭ. Учебное пособие.-Алматы: АИЭС, 2000, 83 с.10.Демирчян К.С., Нейман Л.Р., Коровкин Н.В., Чечурин В.Л. Теоретические основы электротехники. Т.1. -СПб.: Питер, 2003.-463с.11.Прянишников В.А. ТОЭ: Курс лекций: Учебное пособие –3-е изд., перераб. и доп. –СПб., 2000 –368 с.12.Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники.-М.: Гардарики,1999. -638с.13.Зевеке Г.В., Ионкин П.А., Нетушил А.В., Страхов С.В. Основы теории цепей.-М.: Энергоатомиздат, 1989. -528с.14.Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях: Практикум на ElectronicsWorkbench. В 2-х томах/ Под ред. Д.И. Панфилова –М.: ДОДЭКА, 1999.-т.1-Электротехника. –304с.