Силовая электроника и электропривод

Нурланова Меруерт Нурлановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: В дисциплине излагаются принципы преобразования электрической энергии: выпрямления, инвертирования и преобразования частоты. Описываются основные схемы преобразовательных устройств. Рассматриваются принципы построения систем управления различными силовыми преобразовательными устройствами в системах электроснабжения, а также вопросы принципов построения электроприводов постоянного и переменного тока, формирование навыков выполнения статических и динамических расчетов силовой части электропривода в системах электроснабжения.

贷款数: 6

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 15
*LaboratoryWork(zh-CN)* 15
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* письменный экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Сформировать компетенции у обучающегося в области силовой электроники, последующих профессиональных дисциплин, связанных с электроприводом и автоматизацией технологических процессов и производств
Задача
  • Теоретическая и практическая подготовка будущих бакалавров для проектирования, испытания и эксплуатации устройств силовой электроники и электропривода
Результат обучения: знание и понимание
  • Классификацию, назначение, основные схемотехнические решения устройств силовой электроники и электропривода
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь использовать полученные знания при решении практических задач по проектированию, испытаниям и эксплуатации устройств силовой электроники и электропривода
Результат обучения: формирование суждений
  • Уметь ставить и решать простейшие задачи моделирования силовых электронных устройств и электроприводов
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Эффективно и уверенно взаимодействовать с окружающими в различных ситуациях
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Иметь способность к организации рабочих мест, их технического оснащения, размещению технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда
*TeachingMethods(zh-CN)*

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); -метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Реферат 0-100
Лабораторная работа №1
Устный опрос
Решение задач
Лабораторная работа №2
Устный опрос
Лабораторная работа №3
Решение задач
Устный опрос
Лабораторная работа №4
Рубежный контроль 1
Коспект лекций
2  *Rating(zh-CN)* Решение задач 0-100
Лабораторная работа №5
Устный опрос
Лабораторная работа №6
Устный опрос
Лабораторная работа №7
Устный опрос
Лабораторная работа №8
Решение задач
Рубежный контроль 2
Коспект лекций
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Работа на практических и лабораторных занятиях выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации. допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя; ответ дан без применения знаний в новой ситуации выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы
Задания в тестовой форме для рубежного контроля 100-90% правильных ответов 89-70% правильных ответов 69-50% правильных ответов 49-0% правильных ответов
Собеседование по контрольным вопросам владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы. владеет теоретическими знаниями, терминологией, основными законами данного курса; логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов; приводит примеры, показывает свободное владение монологической, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем. демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Выпрямители однофазного тока. Элементарная база полупроводниковых(вентильных)преобразователей. Неуправляемые выпрямители. Однополупериодный выпрямитель. Двухполупериодный выпрямитель с нулевым выводом трансформатора и активной нагрузкой. Выпрямитель с нулевым выводом трансформатора и активно -индуктивной нагрузкой. Мостовой выпрямитель с активно-индуктивной нагрузкой. Выпрямитель с активно-емкостной нагрузкой
  • Управляемые выпрямители. Однополупериодный выпрямитель с RL-нагрузкой. Двухполупериодный выпрямитель с RL-нагрузкой. Коммутация тока и внешние характеристики однофазных управляемых выпрямителей. Полууправляемые выпрямители.
  • Выпрямители трехфазного тока. Неуправляемый выпрямитель с нулевым выводом трансформатора. Трехфазный мостовой неуправляемый выпрямитель (схема Ларионова)
  • Трехфазные мостовые выпрямители. Трехфазный мостовой управляемый выпрямитель. Трехфазный мостовой полууправляемый выпрямитель. Диагностика трехфазных выпрямителей.
  • Инверторы тока, ведомые сетью. Однофазные инверторы тока. Назначение и принцип действия инверторов тока, ведомых сетью. Сравнительный анализ режимов выпрямления инвертирования преобразователей.
  • Трехфазный инвертор тока. Трехфазный ведомый сетью инвертор со средней точкой трансформатора
  • Способы управления преобразователями. Раздельный способ управления преобразователями. Согласованный способ управления двухкомплектным реверсивным преобразователем с RL-нагрузкой. Работа преобразователя с согласованным способом управления при нагрузке на противоэдс
  • Автономные инверторы. Инверторы напряжения. Однофазные инверторы напряжения. Классификация инверторов. Однофазный мостовой инвертор. Трехфазные мостовые управляемые инверторы напряжения.
  • Автономные инверторы тока. Однофазные инверторы тока. Инверторы тока на полностью управляемых полупроводниковых приборах. Однофазный мостовой инвертор.
  • Понятие об автоматизированном электроприводе. Структурная схема автоматизированного ЭП. Роль автоматизированного электропривода в создании комплексов, в повышении культуры производства. Классификация автоматизированного электропривода
  • Механика электропривода Приведение моментов и сил сопротивления к одному валу Кинематические схемы электроприводов. Приведение моментов и сил сопротивления, инерционных масс и моментов инерции к одному валу. Учет потерь мощности в механических передачах.
  • Регулирование угловой скорости электроприводов. Регулирование угловой скорости электродвигателей последовательного возбуждения. Регулирование угловой скорости электродвигателей постоянного тока независимого возбуждения путем изменения питающего напряжения, включения дополнительных реостатов в цепь якоря, изменения потока возбуждения
  • Переходные режимы работы электропривода Переходные процессы электропривода постоянного тока с двигателями различного способа возбуждения в режимах динамического, рекуперативного торможения и торможения противовключением. Переходные режимы в электроприводе переменного тока с асинхронными электродвигателями.
  • Разомкнутые схемы автоматического управления Основные и вспомогательные цепи. Схемы принципиальные электрические. Принципы автоматического управления электроприводами в разомкнутых релейно-контактных схемах. Управление в функции угловой скорости (эдс.), в функции тока якоря, в функции времени, в т.ч. в тормозных режимах электроприводов постоянного и переменного тока. Типовые узлы схем автоматического управления пуском и торможением электродвигателей постоянного тока.
  • Системы замкнутого управления электроприводами Системы автоматического управления (пуском и торможением) асинхронными электродвигателями при питании от сети. Тиристорное управление асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым ротором
  • Программное и адаптивное управление электроприводами производственных механизмов Программное и адаптивное управление электроприводами производственных механизмов. Комплексная автоматизация электроприводов производственных механизмов. Автоматические станочные линии. Комплексная автоматизация сборочных, транспортных и других систем.
Основная литература
  • 1. Волков Д.В. Силовая электроника. Силовые преобразователи в электроприводе : учебное пособие / Волков Д.В.. — Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2024. — 93 c. — ISBN 978-5-4497-3379-5. 2. Белоус А.И. Полупроводниковая силовая электроника / Белоус А.И., Ефименко С.А., Турцевич А.С.. — Москва : Техносфера, 2013. — 228 c. — ISBN 978-5-94836-367-7 3.Родыгин А.В. Силовая электроника : учебное пособие / Родыгин А.В.. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2017. — 72 c 4. Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода. Учебник для вузов. – М.: Энергоатомиздат, 1981.-576 с. 5. Вишневский С.Н. Характеристики двигателей в электроприводе. - М.: Энергия, 1977.- 416 с. 6. Москаленко В.В. Автоматизированный электропривод. - М.: Академия, 2007. – 416 с.
Дополнительная литература
  • 1. Юдович, В.И. Частотно-регулируемый электропривод: Учебное пособие. — М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018. — 320 с. 2. Иванов, И.И., Петров, А.В. Электротехника и основы электроники: Учебник для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 480 с. 3. Лепанов, М.Г. Силовая электроника. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Издательство Лань, 2021. — 400 с. 4. Бабакин, В.И. Автоматизированный электропривод типовых производственных механизмов и технологических комплексов. — М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. — 320 с. 5. Ключев, В.И. Электропривод и автоматизация общепромышленных механизмов. — М.: Энергия, 2020. — 480 с. 6. Невраев, В.Ю., Петелин, Д.П. Системы автоматизированного электропривода переменного тока. — М.: Энергия, 2021. — 350 с.