Надежность технических систем

Григорьева Светлана Владимировна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина «Надежность технических систем» относится к профилирующим дисциплинам компонент по выбору. Предметом изучения дисциплины являются современные методы расчета надежности автоматизированных систем управления. Рассматриваются следующие разделы – основные понятия и определения теории надёжности технических систем; количественные характеристики надёжности, математические модели в теории надёжности технических систем, законы распределения дискретных случайных величин.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Физика 2

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • сформировать у студентов систему научных знаний и общепрофессиональных навы¬ков, необходимых для анализа, оценки и обеспечения надежности и работоспособности сложных технических систем, являющихся объектами инженерной и управленческой деятельности будущего специалиста.
Задача
  • овладение системным подходом при анализе работы сложных систем: освоение взаимосвязи понятий качество, работоспособность и надежность;
  • изучение методов оценки работоспособности и надежности изделий и сложных технических систем;
  • понимание методов управления надежностью и работоспособностью в процессе эксплуатации;
  • приобретение навыков анализа и расчёта показателей надёжности технических систем;
  • применение методов синтеза систем с заданной надёжностью при проектировании автоматизированных систем управления.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знание и понимание терминов и определений теории надежности, общие закономерности появления отказов и восстановления технических систем, а также методы повышения надежности аппаратных и программных средств на этапах проектирования и эксплуатации
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применение знаний для анализа надежности элементов и систем и применять методы синтеза систем с заданной надёжностью
Результат обучения: формирование суждений
  • Проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений в части надёжности, выполнять организационно-плановые расчеты по созданию или реорганизации производственных участков, планировать работу персонала , применять прогрессивные методы эксплуатации.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Способность участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности, основанные на систематическом изучении научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Применять современные методы для разработки надёжных и экологически чистых технических систем, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и их защиту от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Методы преподавания

- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

- построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;

- информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

- поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);

- решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Рубежный контроль 1 0-100
Практическое задание 1
Практическое задание 2
Практическое задание 3
Практическое задание 4
Расчетно-графическая работа 1
Расчетно-графическая работа 2
2  рейтинг Рубежный контроль 2 0-100
Практическое задание 5
Практическое задание 6
Практическое задание 7
Практическое задание 8
Расчетно-графическая работа 3
Расчетно-графическая работа 4
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение
  • Качественные критерии надёжности приборов и систем управления
  • Предпосылки для выбора модели надёжности ТС
  • Количественные характеристики надёжности невосстанавливаемых систем в терминах теории вероятностей
  • Временная модель отказов восстанавливаемых систем
  • Законы распределения случайных величин, используемые в теории надёжности: экспоненциальный, Вейбулла, Релея, усечённый нормальный
  • Идентификация закона распределения времени отказов
  • Логико-вероятностный метод расчёта надёжности систем
  • Влияние на надёжность приборов дестабилизирующих внешних и внутренних факторов: вибрации, ударов, температуры, давления, влажности и электрических нагрузок
  • Повышение надёжности приборов и систем методом введения избыточности
  • Расчёт надёжности систем по последовательно-параллельным структурам
  • Особенности надёжности автоматизированных систем управления
Основная литература
  • Шишмарев В.Ю. Надежность технических систем : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.Ю.Шишмарев. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 304 с.
  • Матвеевский В.Р. Надежность технических систем. Учебное пособие –Московский государственный институт электроники и математики. М., 2002 г. – 113 с.
  • Надежность технических систем и техногенный риск: учебно-методическое пособие / сост. А.В. Кулагин, С.В. Широбоков. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2020. – 110 с.
Дополнительная литература
  • Статистические задачи обработки и таблицы для числовых расчетов показателей надежности/ Р.С. Судаков, Н.А. Северцев, В.Н. Титулов. – М.: ФОРУМ, 2005.
  • Любимов А.К. Введение в теорию надёжности: проектно-ориентированный подход: Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2014. – 176 с.
  • Лазута И.В. Диагностика и надежность автоматизированных систем, конспект лекций, Омск, СибАДИ, 2018
  • Андреев А.В. Теоретические основы надежности технических систем /учебное пособие/ А,В. Андреев, В. В. Яковлев, Т.Ю. Короткая. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. — 164 с
  • Половко А. М., Гуров С. В. Основы теории надежности. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 704 с.