Датчики и преобразователи биомедицинской информации
Beschreibung: Ознакомление студентов с первичными устройствами съема медико-биологической информации об основных проявлениях процессов жизнедеятельности: механических, биохимических и др.; ознакомление с различными классами датчиков биологической информации (ДБИ), физическими принципами работы данных устройств, их конструкциями и особенностями применения в биомедицинской практике и исследованиях. Классификация измерений в биологии и медицине. Понятие об измерительном преобразователе. Особенности медико-биологических датчиков. Чувствительные элементы датчиков биологической информации. Электроды и электродные системы. Согласования ДБИ с измерительной цепью.
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Введение в инженерное образование
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 15 |
Praktische Arbeiten | 30 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle | Экзамен |
Komponente: Вузовский компонент
Zyklus: Базовые дисциплины
Цель
- Цели освоения дисциплины - ознакомление студентов с первичными устройствами съема медико-биологической информации об основных проявлениях процессов жизнедеятельности: механических, биохимических и др.; ознакомление с различными классами датчиков биологической информации (ДБИ), физическими принципами работы данных устройств, их конструкциями и особенностями применения в биомедицинской практике и исследованиях.
Задача
- физическая природа биомедицинских сигналов; - датчик (сенсор, от англ. sensor) — понятие в системах управления, первичный преобразователь, элемент измерительного, сигнального, регулирующего или управляющего устройства системы, преобразующий контролируемую величину в удобный для использования сигнал; - классификация датчиков по виду выходных величин, -классификация по измеряемому параметру; -датчики артериального давления; -контактные, бесконтактные.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать: - особенности биологических объектов, как объектов исследования; - основные типы и варианты конструкции ИП и электродов; - основные физические принципы, лежащие в основе работы ИП; - метрологические характеристики, методы и образцовые средства для испытания, проверки и калибровки ИП и Э; - основные проблемы, возникающие при согласовании ИП с измерительной цепью, и способы такого согласования; - методы анализа входных цепей биомедицинской техники.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь: - в соответствии с методами и задачами проведения медико-биологических исследований выбирать наиболее необходимые по метрологическим характеристикам, конструктивным и электрическим параметрам типы и варианты конструкций ИП и электродов; - хорошо ориентироваться при проведении профилактических, калибровочных и ремонтных мероприятий с ИП и электродами, используемыми в составе медико-биологического оборудования; - рассчитывать основные метрологические характеристики ИП и электродов и элементы электронных согласующих схем. Владеть: - навыками выбора типа и варианта конструкций ИП и Э в соответствии с методами и задачами проведения медико-биологических исследований, удовлетворяющего по метрологическим характеристикам, конструктивным и электрическим параметрам; - навыками расчета и проектирования измерительных преобразователей и средств съема биомедицинской информации; - навыками построения средств сопряжения биомедицинской техники с биологическим объектом (пациентом). - навыками оценки основных метрологических характеристик ИП и Э и элементов электронных согласующих схем.
Результат обучения: формирование суждений
- Формулировать цели и задачи исследований и практик обслуживания медицинской техники, разрабатывать и анализировать варианты решения задач, прогнозировать последствия
Результат обучения: коммуникативные способности
- Владеть английским профессиональным языком, быть способным к работе в интернациональной среде, организовывать лингвистическую поддержку международных конференций, симпозиумов, форумов;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Изучать и анализировать научно-техническую информацию, технические показатели и результаты исследований, обобщать и систематизировать их;
Lehrmethoden
Интерактивное обучение и мультимедийные технологии Мультимедийные презентации и видеоматериалы: использование видеолекций, анимаций и симуляций для объяснения сложных технических процессов, например, работы медицинских приборов или биосигналов. Виртуальные лаборатории: создание симуляций работы с медицинскими приборами, что позволяет студентам экспериментировать с устройствами и системами без необходимости в реальном оборудовании.
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | Лабораторные работы | 0-100 |
Самостоятельные работы | ||
Лекции | ||
Рубежный контроль №1 | ||
2 Bewertung | Лабораторные работы | 0-100 |
Самостоятельные работы | ||
Лекции | ||
Рубежный контроль №2 | ||
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в биомедицинскую инженерию
- Основы биологических сигналов
- Принципы работы датчиков
- Электроды и электрофизиологические датчики
- Биосенсоры и их применение в медицине
- Датчики для мониторинга дыхания
- Датчики для измерения температуры тела
- Системы мониторинга сердечной активности
- Оптические датчики в биомедицинских приложениях
- Механические датчики в биомедицине
- Преобразование и обработка биомедицинской информации
- Системы обработки данных и визуализация в биомедицинских приложениях
- Современные разработки в области биомедицинских датчиков
- Перспективы развития и будущее биомедицинских датчиков
Основная литература
- 1. Richard C. Dorf (Ed.) The Electrical Engineering Handbook: Sensors, Nanoscience, Biomedical Engineering and Instruments. 1st Edition. CRC Press, 2016. – 392 p. 2. Kutz M. Biomedical Engineering and Design Handbook, Volumes I and II. 2 edition. - McGraw-Hill Professional: 2009. - 1600 p. 3. Биомедицинская измерительная техника: Учеб. пособие для вузов/Jl.В. Илясов. - М.: Высш. шк., 2007. - 342 е.: ил. ISBN 978-5-06-005535-1 4. Бердников А.В., Семко М.В., Широкова Ю.А. Медицинские приборы, аппараты, системы и комплексы. Часть 1. Тех. методы и аппараты для экспресс-диагностики. Казань, 2004. 176 с. Методы и средства контроля физических и медико-биологических параметров 1. Zamorano J.L. The ESC Textbook of Cardiovascular Imaging. Springer, 2010. - 648 p. 2. Медицинские приборы. Разработка и применение. Ред. И.В. Камышко. М: Медицинская книга, 2004. - 720 с., ил. 3. Бердников А.В., Семко М.В., Широкова Ю.А. Медицинские приборы, аппараты, системы и комплексы. Часть 1. Тех. методы и аппараты для экспресс-диагностики. Казань, 2004. - 176 с. 4. Joseph D. Bronzino, Donald R. Peterson. Biomedical Engineering Handbook, 4th Edition. CRC Press, 2015. – 5430 p. 5. Кореневский Н.А., Попечителев Е.П. Биотехнические системы медицинского назначения. Учебник. Старый Оскол: ТНТ, 2016. 688 с. 6. Кореневский Н.А., Юлдашев З.М. Проектирование биотехнических систем медицинского назначения. Проектирование средств оценки состояния биообъектов. Учебник. Старый Оскол: ТНТ, 2017. 470 с. 7. Кореневский Н.А., Юлдашев З.М. Проектирование биотехнических систем медицинского назначения. Проектирование средств воздействия на биообъект. Учебник. Старый Оскол: ТНТ, 2017. 300 с. 8. Медицинские приборы. Разработка и Применение. Ред. И.В. Камышко. М - Медицинская книга, 2004, - 720 с., ил. 9. Richard C. Dorf (Ed.) The Electrical Engineering Handbook: Sensors, Nanoscience, Biomedical Engineering and Instruments. 1st Edition. CRC Press, 2016. – 392 p. ISBN 9781420003161
Дополнительная литература
- "Biomedical Sensors and Instruments" — B. R. Arora, S. K. Puri, "Medical Instrumentation: Application and Design" — John G. Webster, "Introduction to Biomedical Engineering" — John Enderle, Joseph Bronzino, "Biomedical Signal Processing and Signal Modeling" — S. Sanei, J. A. Chambers