Датчики и преобразователи биомедицинской информации

Қайсарұлы Төлеген

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Ознакомление студентов с первичными устройствами съема медико-биологической информации об основных проявлениях процессов жизнедеятельности: механических, биохимических и др.; ознакомление с различными классами датчиков биологической информации (ДБИ), физическими принципами работы данных устройств, их конструкциями и особенностями применения в биомедицинской практике и исследованиях. Классификация измерений в биологии и медицине. Понятие об измерительном преобразователе. Особенности медико-биологических датчиков. Чувствительные элементы датчиков биологической информации. Электроды и электродные системы. Согласования ДБИ с измерительной цепью.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Введение в инженерное образование

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Экзамен

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Цели освоения дисциплины - ознакомление студентов с первичными устройствами съема медико-биологической информации об основных проявлениях процессов жизнедеятельности: механических, биохимических и др.; ознакомление с различными классами датчиков биологической информации (ДБИ), физическими принципами работы данных устройств, их конструкциями и особенностями применения в биомедицинской практике и исследованиях.
Задача
  • физическая природа биомедицинских сигналов; - датчик (сенсор, от англ. sensor) — понятие в системах управления, первичный преобразователь, элемент измерительного, сигнального, регулирующего или управляющего устройства системы, преобразующий контролируемую величину в удобный для использования сигнал; - классификация датчиков по виду выходных величин, -классификация по измеряемому параметру; -датчики артериального давления; -контактные, бесконтактные.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать: - особенности биологических объектов, как объектов исследования; - основные типы и варианты конструкции ИП и электродов; - основные физические принципы, лежащие в основе работы ИП; - метрологические характеристики, методы и образцовые средства для испытания, проверки и калибровки ИП и Э; - основные проблемы, возникающие при согласовании ИП с измерительной цепью, и способы такого согласования; - методы анализа входных цепей биомедицинской техники.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь: - в соответствии с методами и задачами проведения медико-биологических исследований выбирать наиболее необходимые по метрологическим характеристикам, конструктивным и электрическим параметрам типы и варианты конструкций ИП и электродов; - хорошо ориентироваться при проведении профилактических, калибровочных и ремонтных мероприятий с ИП и электродами, используемыми в составе медико-биологического оборудования; - рассчитывать основные метрологические характеристики ИП и электродов и элементы электронных согласующих схем. Владеть: - навыками выбора типа и варианта конструкций ИП и Э в соответствии с методами и задачами проведения медико-биологических исследований, удовлетворяющего по метрологическим характеристикам, конструктивным и электрическим параметрам; - навыками расчета и проектирования измерительных преобразователей и средств съема биомедицинской информации; - навыками построения средств сопряжения биомедицинской техники с биологическим объектом (пациентом). - навыками оценки основных метрологических характеристик ИП и Э и элементов электронных согласующих схем.
Результат обучения: формирование суждений
  • Формулировать цели и задачи исследований и практик обслуживания медицинской техники, разрабатывать и анализировать варианты решения задач, прогнозировать последствия
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Владеть английским профессиональным языком, быть способным к работе в интернациональной среде, организовывать лингвистическую поддержку международных конференций, симпозиумов, форумов;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Изучать и анализировать научно-техническую информацию, технические показатели и результаты исследований, обобщать и систематизировать их;
Lehrmethoden

Интерактивное обучение и мультимедийные технологии Мультимедийные презентации и видеоматериалы: использование видеолекций, анимаций и симуляций для объяснения сложных технических процессов, например, работы медицинских приборов или биосигналов. Виртуальные лаборатории: создание симуляций работы с медицинскими приборами, что позволяет студентам экспериментировать с устройствами и системами без необходимости в реальном оборудовании.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Лабораторные работы 0-100
Самостоятельные работы
Лекции
Рубежный контроль №1
2  Bewertung Лабораторные работы 0-100
Самостоятельные работы
Лекции
Рубежный контроль №2
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
90-100 70-89 50-69 0-49
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в биомедицинскую инженерию
  • Основы биологических сигналов
  • Принципы работы датчиков
  • Электроды и электрофизиологические датчики
  • Биосенсоры и их применение в медицине
  • Датчики для мониторинга дыхания
  • Датчики для измерения температуры тела
  • Системы мониторинга сердечной активности
  • Оптические датчики в биомедицинских приложениях
  • Механические датчики в биомедицине
  • Преобразование и обработка биомедицинской информации
  • Системы обработки данных и визуализация в биомедицинских приложениях
  • Современные разработки в области биомедицинских датчиков
  • Перспективы развития и будущее биомедицинских датчиков
Основная литература
  • 1. Richard C. Dorf (Ed.) The Electrical Engineering Handbook: Sensors, Nanoscience, Biomedical Engineering and Instruments. 1st Edition. CRC Press, 2016. – 392 p. 2. Kutz M. Biomedical Engineering and Design Handbook, Volumes I and II. 2 edition. - McGraw-Hill Professional: 2009. - 1600 p. 3. Биомедицинская измерительная техника: Учеб. пособие для вузов/Jl.В. Илясов. - М.: Высш. шк., 2007. - 342 е.: ил. ISBN 978-5-06-005535-1 4. Бердников А.В., Семко М.В., Широкова Ю.А. Медицинские приборы, аппараты, системы и комплексы. Часть 1. Тех. методы и аппараты для экспресс-диагностики. Казань, 2004. 176 с. Методы и средства контроля физических и медико-биологических параметров 1. Zamorano J.L. The ESC Textbook of Cardiovascular Imaging. Springer, 2010. - 648 p. 2. Медицинские приборы. Разработка и применение. Ред. И.В. Камышко. М: Медицинская книга, 2004. - 720 с., ил. 3. Бердников А.В., Семко М.В., Широкова Ю.А. Медицинские приборы, аппараты, системы и комплексы. Часть 1. Тех. методы и аппараты для экспресс-диагностики. Казань, 2004. - 176 с. 4. Joseph D. Bronzino, Donald R. Peterson. Biomedical Engineering Handbook, 4th Edition. CRC Press, 2015. – 5430 p. 5. Кореневский Н.А., Попечителев Е.П. Биотехнические системы медицинского назначения. Учебник. Старый Оскол: ТНТ, 2016. 688 с. 6. Кореневский Н.А., Юлдашев З.М. Проектирование биотехнических систем медицинского назначения. Проектирование средств оценки состояния биообъектов. Учебник. Старый Оскол: ТНТ, 2017. 470 с. 7. Кореневский Н.А., Юлдашев З.М. Проектирование биотехнических систем медицинского назначения. Проектирование средств воздействия на биообъект. Учебник. Старый Оскол: ТНТ, 2017. 300 с. 8. Медицинские приборы. Разработка и Применение. Ред. И.В. Камышко. М - Медицинская книга, 2004, - 720 с., ил. 9. Richard C. Dorf (Ed.) The Electrical Engineering Handbook: Sensors, Nanoscience, Biomedical Engineering and Instruments. 1st Edition. CRC Press, 2016. – 392 p. ISBN 9781420003161
Дополнительная литература
  • "Biomedical Sensors and Instruments" — B. R. Arora, S. K. Puri, "Medical Instrumentation: Application and Design" — John G. Webster, "Introduction to Biomedical Engineering" — John Enderle, Joseph Bronzino, "Biomedical Signal Processing and Signal Modeling" — S. Sanei, J. A. Chambers