Технологическая минералогия

Ағзамова Перизат Алтайқызы

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Изучаются параметры: минерального, химического, гранулометрического составов и текстурно-структурных характеристик; количественное изучение физико-химических и физико-механических свойств руд и входящих в их состав минералов, определяющих протекание физико-химических процессов в естественном залеганий; оценка обогатимости природных типов руд и разновидностей вещественными и физико-химическими характеристиками в пределах рудных тел.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Введение в инженерное образование

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Экзамен письменный

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Основной целью изучения дисциплины «Технологическая минералогия» является формирование у студентов научных представлений о минералах, как составных частях руд и вмещающих пород их свойствах и способах использовании этих свойств в процессах дезинтеграции и концентрирования минеральных фаз в условиях производства.
Задача
  • Основной задачей геолого-технологического картирование является обеспечение информационной базы, содержащей характеристики, обуславливающие протекание процессов переработки руд.
Результат обучения: знание и понимание
  • Дисциплина помогает студентам лучше ориентироваться в качестве руд, возможности добычи и переработки, детально изучаются физико-химические и физико-механические свойства руд, формирует знания по обогатимости руд, что очень важно для специалиста работающего в горно-добывающей отрасли. Данная дисциплина дает возможность студентам, а в дальнейшем специалистам в своем направлении, ориентироваться не только в разведке и поисках месторождений, но также дает понимание о возможности дальнейшего использования данного сырья и возможности его извлечения и обогащения - Дисциплина расширяет кругозор студента и дает основные понятия в области переработки полезных ископаемых.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Дисциплина расширяет кругозор студента и дает возможность в дальнейшем достаточно хорошо понимать специалистов из других смежных областей, а именно обогатителей и металлургов. - Совершенствовать существующие и внедрять передовые методы ведения исследований и проведения геологоразведочных работ. Быть мобильным и восприимчивым к совершенствованию техники и технологии, использованиям достижений научно-технического прогресса в области геологии.
Результат обучения: формирование суждений
  • Способность рассчитывать состав минералов
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Владения свойствами горных пород и состоянием массива в процессах добычи и переработки твердых полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений (ОПК-9); - владением методами рационального и комплексного освоения георесурсного потенциала недр (ПК-2).результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями: - владением методами анализа, знанием закономерностей поведения и управление
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • В результате изучения дисциплины студент должен: Владеть навыками:  работы с полированными образцами руд;  пользования специальными определительскими таблицами;  работы со справочниками по минераграфии и методам исследования вещественного состава полезных ископаемых.
Lehrmethoden

Дисциплина «Технологическая минералогия» относится к вариативной части обязательных дисциплин блока Б1. Для усвоения данного курса необходимы знания «Физики», «Химии», «Физической химии» и «Геологии». Технологическая минералогия преподается как наука, развивающаяся на стыке минералогии и технологии в тесном сотрудничестве минералогов и технологов, что обеспечивает комплексность исследований на всех стадиях поисков, разведки, изучения, освоения месторождения, включая добычу, обогащение и использование минерального сырья. Таким образом, данная дисциплина является базовой для усвоения последующих дисциплин специализации и прохождения практик.

Интерактивные лекции, использование электронных материалов

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Коллоквиум 0-100
Защита СРС
Практические задачи
Рубежный тест
2  Bewertung Коллоквиум 0-100
Практические задачи
Защита СРС
Рубежный тест
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Тестирование. Устный опрос. Письменные работы. Защита лабораторных работ. Текущий, промежуточный и итоговый контроль. оценке «отлично» соответствуют: Оценка A, имеющая цифровой эквивалент 4,0 и процентное содержание 95-100%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал творческое осмысление и самостоятельное практическое применение учебного материала, использование дополнительных источников для более глубокого осмысления сущности явлений и процессов, видение когнитивной структуры материала, выявление недостающих элементов структуры, дополнение ими. Высокий уровень самостоятельности и творческого подхода при выполнении задания. Выявление проблемных зон и зон риска. Креативное использование полученных знаний для решения проблемных ситуаций. Оценка A-, имеющая цифровой эквивалент 3,67 и процентное содержание 90-94%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал творческое осмысление и самостоятельное практическое применение учебного материала, использование дополнительных источников для более глубокого осмысления сущности явлений и процессов, видение когнитивной структуры материала, выявление недостающих элементов структуры, их дополнение. Выявление проблемныхзон и зон риска. Креативное использование полученных знаний для решения проблемных ситуаций. Самооценка деятельности, анализ погрешностей в работе и причин их возникновения, самостоятельное исправление их и планирование действий по совершенствованию собственных навыков. » Хороший " рейтинг соответствует: рейтинг A B+, его числовой эквивалент 3,33 и процент 85-89%. Данная оценка выставляется в том случае, если студент демонстрирует усвоение учебного материала и его практическое применение. Независимая комбинация элементов для создания нового. Свободное владение учебным материалом разной степени сложности в разных ситуациях. Достаточный уровень самостоятельности и креативности в выполнении заданий. Возможность допускать незначительные ошибки в действиях и исправлять их по предложению учителя. Степень B, цифровой эквивалент 3,0 и процент 80-84%. Данная оценка выставляется в том случае, если студент демонстрирует мастерство и свободу в усвоении учебного материала и его практическом применении в стандартных и нестандартных ситуациях. Сравнивает и различает существующие данные для дальнейшего использования. Достаточный уровень самостоятельности и креативности в выполнении заданий. Возможность допускать незначительные ошибки в действиях и исправлять их под руководством учителя. B - цена с числовым эквивалентом 2,67 и процентом 75-79%. Данная оценка выставляется в том случае, если студент демонстрирует владение программным материалом, его применение на практике, навыки, полученные в стандартных и нестандартных ситуациях. Наличие естественной мотивации при выполнении заданий. Активное участие в выполнении заданий в группе. Делать ошибки и ошибки, исправлять по рекомендации учителя; степень С+, числовой эквивалент 2,33 и процент 70-74%. Данная оценка ставится в том случае, если студент демонстрирует усвоение программного материала, его применение на практике и полученные навыки в стандартных, а иногда и нестандартных ситуациях. Наличие естественной мотивации при выполнении заданий. Активное участие в выполнении заданий в группе. Принимать ошибки и незначительные ошибки, исправлять их под контролем преподавателя. Оценке «удовлетворительно» соответствуют: Оценка C, имеющая цифровой эквивалент 2,0 и процентное содержание 65-69%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал овладение программным материалом, его практическое применение, наличие навыков выполнения задания по установленным образцам. Стремление самостоятельно выполнять задания, приведение примеров, классифицирование, сравнение и т.д. Затруднение выполнения задания в нестандартных ситуациях. Допущение ошибок, их исправление под контролем преподавателя. Оценка C-, имеющая цифровой эквивалент 1,67 и процентное содержание 60-64%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал понимание учебного материала, механическое его применение в типичных ситуациях. Самостоятельное выполнение заданий без глубокого осмысления его значимости для дальнейшего процесса, следствием которого является неполнота и непоследовательность действий, приводящая к ошибкам. Затруднение выполнения задания в нестандартных ситуациях. Допущение ошибок, их исправление под контролем преподавателя. Оценка D+, имеющая цифровой эквивалент 1,33 и процентное содержание 55-59%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал механическое освоение учебного материала на репродуктивном уровне. Выполнение заданий без глубокого осмысления его значимости для дальнейшего процесса, следствием которого является неполнота и непоследовательность действий, приводящая к ошибкам. Корректировка деятельности под руководством преподавателя. Затруднение в выполнении задания в нестандартных ситуациях; Оценка D, имеющая цифровой эквивалент 1,0 и процентное содержание 50-54%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал механическое освоение учебного материала на репродуктивном уровне под руководством преподавателя. Воспроизведение терминов, понятий и фактов. Использование алгоритма выполнения работ или задания с помощью преподавателя. Возникновение затруднений при выполнении заданий в стандартных и нестандартных ситуациях. Оценке «неудовлетворительно» соответствует оценка F, имеющая цифровой эквивалент 0 и процентное содержание 0-49%. Данная оценка ставится в том случае, если обучающийся показал не освоение более половины программы модуля (дисциплины). Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа обучающегося. Наличие пробелов в знании основного материала, предусмотренного программой, в ответах допущены принципиальные ошибки, не выполнены отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Технологическая минералогия как часть общей минералогии. История. Предмет технологической минералогии. Основные понятия: руды, минералы, физико- химические свойства, методы разделения минералов, прикладная минералогия, методы исследования минералов.
  • Задачи технологической минералогии. Технологическое опробование.
  • Основы минералогии. Конституция минералов: химический состав и кристаллическое строение. Атомы химических элементов, как составные части минералов.
  • Теория плотнейших упаковок. Кристаллохимическая концепция Классификация структур минералов.
  • Основные положения кристаллографии. Свойства кристаллических веществ. Простые формы и комбинации простых форм по сингониям.
  • Технологические свойства минералов. Использование свойств минералов в различных процессах. Твердость, плотность и пористость, магнитная восприимчивость, электропроводность, радиоактивность, оптические свойства, свойства поверхности, сорбционные свойства, термическая устойчивость, химическая устойчивость, смачиваемость.
  • Классификация минералов по технологическим свойствам. Главные промышленные минералы-носители химических элементов.
  • Основные методы изучения технологических свойств минералов. Методы минералогического анализа руд и технологических продуктов.
  • Методы исследования химического состава минералов. Методы исследования агрегатного состояния минералов в рудах. Методы измерения размеров зерен.
  • Главные промышленные руды и их свойства. Руды цветных металлов, руды редких и благородных металлов, алмазосодержащие руды, руды черных металлов, горно-химическое сырье, индустриальное сырье, строительные горные породы и материалы, угли.
  • Технологическая минералогия в различных технологических процессах переработки минерального сырья. Подготовка технологических проб к испытаниям. Синтез минералов. Связь технологических свойств с условиями образования минералов.
  • Минералогические аспекты рационального использования недр и охраны окружающей среды.
  • Технологические свойства минералов.
  • Технологическая минералогия в различных технологических процессах переработки минерального сырья.
  • Технологическая минералогия в различных технологических процессах.
Основная литература
  • 1. Коннова Н.И. Рудная и технологическая минералогия. - Сибирский федеральный университет, Красноярск, 2019, 176 с. 2. Щипцов В.В. Фундаментальные и прикладные аспекты технологической минералогии. - КарНЦ РАН, Петрозаводск, 2018, 119 с. 3. Булах А.Г. Общая минералогия. / А.Г. Булах. - М.: Академия, 2008. - 416 с. 4.Сафина, Н.П. Микроскопические методы в исследовании руд: учебное пособие / Н.П. Сафина, К.А. Новоселов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 168 с
Дополнительная литература
  • 5. Чантурия Е.Л. Технологическая минералогия. - МИСиС, Москва, 2019, 190 с. 6. Васильева Н.Н. Минералогия и петрография: учебно-практическое пособие. Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. — 207 c. 6. Ивлева И.А., Панова О.А. Минералогия и кристаллография: лабораторный практикум. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2018. — 198 c. 7.https://www.iprbookshop.ru/100104.html (дата обращения: 26.10.2024). 8.https://www.iprbookshop.ru/57089.html (дата обращения: 26.10.2024)