Электротехника

Кунапьянова Арай Асылхановна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: В рамках изучения данной дисциплины рассматриваются вопросы базовых понятий и законов электротехники, такие как электрический ток, сопротивление, напряжение, частота, законы Ома, Кирхгофа, электромагнитной индукции, виды и элементы электрических цепей, методы их расчета и анализа, приборы измерения мощности и электроэнергии, а также схемы их включения. Рассматриваются основы теории электроснабжения, однофазные и трехфазные электрические сети, схемы и принцип действия электротехнологических установок.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Физика горных пород и процессов

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle письменный экзамен Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Формирование у студентов теоретических знаний по основным законам электрических и магнитных полей, основам электрических измерений, использованию электротехнической и электронной аппаратуры, по расчету электрических цепей постоянного и переменного тока, режимов работы типового электротехнического оборудования и электронных приборов.
Задача
  • знать электротехническую терминологию и символику, принцип действия, конструкцию, основные свойства, области применения основных электротехнических устройств; уметь экспериментально определять параметры и характеристики основных электротехнических устройств; уметь производить измерения электрических величин и обработку результатов измерений; иметь навыки включения электротехнических аппаратов и машин, управления ими, организации контроля за их безопасной работой.
Результат обучения: знание и понимание
  • -основные физические явления, понятия и законы электротехники; -электротехническую терминологию и символику, принцип действия, конструкцию, -основные свойства, области применения основных электротехнических устройств; -основные законы и методы расчета электрических цепей постоянного и переменного тока; -резонансные явления в электрических цепях, -трехфазные цепи;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • 1. Обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать методы решения задач электротехники в сфере профессиональной деятельности - производить измерения электрических величин и обработку результатов измерений. - экспериментально определять параметры и характеристики основных электротехнических устройств; - применять методы математического анализа, компьютерную технику и информационные технологии при решении инженерных задач; - выявлять физическую сущность явлений и процессов в различных устройствах;
Результат обучения: формирование суждений
  • -применять теорию и технику эксперимента в области анализа режимов работы энергосистем, - применять методы математического анализа при решении инженерных задач; - владение навыками самостоятельной работы для чтения специальной электротехнической литературы, а также для квалификационного взаимодействия со специальностями других профилей при совместной работе.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • — обосновывает законы электрических цепей постоянного тока; синусоидального тока; схемы и формулы для расчета трехфазных цепей; — применяет методы расчета цепей постоянного и синусоидального токов; — формирует суждение о решении инженерных задач с применением методов расчета постоянного тока в линейных электрических цепях — Демонстрирует коммуникативные навыки в обществе и профессиональной среде
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Владеть навыками приобретения новых знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности с учетом развития электротехники, электроники и автоматизации, и продолжения образования в магистратуре
Lehrmethoden

занятия проводятся преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung доклад- великие ученые электротехники 0-100
Расчетно-графическая работа (РГР Расчет разветвленной линейной электрической цепи постоянного тока с несколькими источниками электрической энергии.
Самостоятельная работа
Расчетно-графическая работа (РГР 2) - Расчет неразветвленной цепи синусоидального тока
Задачи СРСП – 4 шт – на разные методики расчета цепей
Рейтинг- тест
2  Bewertung Расчетно-графическая работа (РГР 3) - Расчет разветвленной цепи синусоидального тока. 0-100
Контрольная проверочная работа
Расчетно-графическая работа (РГР 4) - Расчет трехфазной цепи
Задачи СРСП – 4 шт – на разные методики расчета цепей
Рейтинг- тест
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
доклад- великие ученые электротехники Обучающийся выполнил работу по требованиям, оформил с содержанием и списком литературы. Сам доклад четкий. демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Обучающийся выполнил работу по требованиям, но есть небольшие замечания по оформлению работы. Доклад четкий, на вопросы по докладу ответил не полностью. делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или незначительной коррекции преподавателем Обучающийся оформил работу не по требованиям, доклад читает , на вопросы по докладу ответил не полностью на все вопросы. слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем Обучающийся оформил работу не по требованиям, или вообще нет работы. Доклад не четкий, читает на вопросы вообще не ответил.обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательностью изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать
Расчетно-графическая работа (РГР) РГР выполнена полностью, в работе есть схема с указанием токов и напряжений, в решении указаны все единицы измерения, выполнена проверка решения и построена диаграмм (если есть такое задание). ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов, должны быть выполнены не менее 90% заданий ) РГР выполнена полностью, в работе есть схема с указанием токов и напряжений, в решении указаны не все единицы измерения, выполнена проверка решения и построена диаграмм (если есть такое задание). ставится за работу при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы
Самостоятельная работа/ контрольная работа/ задачи СРСП ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов, должны быть выполнены не менее 90% заданий ставится за работу при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы
Рейтинг- тест 90-100% правильных ответов 70-89% правильных ответов 50-69% правильных ответов 0-49% правильных ответов
Экзамен Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, есть уточняющие схемы при необходимости вопроса. Задача - выполнена без ошибок и недочетов, должны быть выполнены не менее 90% заданий, указаны все единицы измерения, дано оформлено верно есть проверка и векторные диаграммы, при необходимости Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, но при этом делает несущественные ошибки Задача - выполнена без ошибок, но есть недочеты, при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Должны быть выполнены от 70 до 89% заданий, указаны все единицы измерения, дано оформлено верно есть проверка и векторные диаграммы, при необходимости Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы - обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно Задача - обучающийся правильно выполнил не менее 50% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов Экзамен по билетам. Каждый билет состоит из 3 заданий – два вопроса теоретических и один вопрос задача. Общий балл за экзамен составляет 100б, из них по 30б за теоретические вопросы и 40б за задачу. 100= 30+30+40 Теоретические вопросы обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры Задача- ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 50% всей работы
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение. Основные понятия, определения. Электрические цепи, условные графические обозначения элементов электрических цепей. Основные величины, характеризующие процессы в электрической цепи. Положительные направления ЭДС, токов и напряжении на электрических схемах
  • Линейные цепи постоянного тока. Потенциальная диаграмма. Энергия источника и приемника. Мощность. Баланс мощности. КПД электрической цепи. Законы Ома, Кирхгофа для цепи постоянного тока
  • Методы расчёта электрических цепей. Метод эквивалентных преобразований. Метод непосредственного применения законов Кирхгофа. Метод контурных токов. Метод узловых потенциалов. Метод эквивалентного генератора. Метод наложения
  • Переменный синусоидальный ток. Основные понятия. Представления синусоидальных (комплексных) величин в алгебраической, тригонометрической и экспоненциальной формах. Графическое представление синусоидальной величины на комплексной плоскости
  • Идеальные элементы R, L, C в цепи переменного синусоидального тока. Аналитические выражения, графики, векторные диаграммы. Последовательное соединение идеальных элементов. Графический и аналитический методы расчета
  • Закон Ома для цепи переменного тока. Треугольник напряжений, сопротивлений, мощностей. Коэффициент мощности. Векторные диаграммы
  • Разветвленные участки цепей переменного тока. Активная, реактивная и полная проводимости. Представление проводимостей в алгебраической и экспоненциальной формах. Треугольник проводимостей
  • Смешанное соединение в цепях переменного тока. Методы расчёта сложных цепей переменного тока. Резонанс при последовательном и параллельном соединении элементов
  • Трехфазные системы. Представление о трехфазной системе ЭДС. Способы соединения фаз источников и потребителей трехфазного тока. Фазные и линейные параметры. Аналитическое и графическое представления трехфазных величин. Четырех– и трехпроводные трехфазные системы
  • Соединение потребителей трехфазного тока звездой. Понятие о симметричных и несимметричных режимах. Смещение нейтрали. Соединение потребителей треугольником. Мощность в цепях трехфазного тока
  • Магнитная цепь с переменной магнитодвижущей силой. Явление электромагнитной индукции
  • Индуктивность и взаимная индуктивность. Физические явления в магнитной цепи. Схема замещения и векторные диаграммы
  • Однофазный трансформатор. Устройство, принцип действия. Уравнение электрического состояния первичной и вторичной обмоток. Приведенный трансформатор
  • Опыты с трансформатором; режим холостого хода; короткого замыкания. Внешняя характеристика. КПД. Векторная диаграмма трансформатора
  • Виды трансформаторов. Измерительные трансформаторы, автотрансформатор, сварочный трансформатор. Трехфазный трансформатор. Паспортные данные трансформаторов
Основная литература
  • 1. Теоретические основы электротехники. Электромагнитное поле : Учебник / Л.А.Бессонов. - 10-е изд. - М. : Гардарики, 2003. - 317 c. - Библиогр.: с. 275-276. - ISBN 5-8297-0158-8 : 600.00 т., 300 т. 2. Теоретические основы электротехники. В 3 т. Т. 2 : учебник / К. С. Демирчян [и др.]. - 4-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2006. - 575 с. - (Учебник для вузов). - Алф. указ.: с. 571-575. - ISBN 5-94723-620-6 3. Теоретические основы электротехники : Учеб. пособие / В.И. Денисенко, Е.Х. Зуслина ; М-во образования и науки РК, АИЭС. - Алматы : [б. и.], 2000. - 82с. 4. Теоретические основы электротехники. Сборник задач : учеб. пособие / Н. В. Коровкин, Е. Е. Селина, В. Л. Чечурин. - СПб. : Питер, 2006. - 511 с. - (Учебное пособие). - ISBN 5-94723-516-1 5 Теоретические основы электротехники 1 : метод. указания к лаб. занятиям для студентов спец. 050718 "Электроэнергетика" / Г. М. Мусаева ; Мин-во образования и науки РК, ВКГТУ им. Д. Серикбаева. - Усть-Каменогорск : ВКГТУ, 2008. - 36 с. 6. Теоретические основы электротехники : Учеб. пособие / В.И. Денисенко, Е.Х. Зуслина ; М-во образования и науки РК, АИЭС. - Алматы : [б. и.], 2000. - 82с. - Библиогр.: с. 81. 7. Теоретические основы электротехники : Метод. указания к лаборат. работам для студентов спец. 210440 "Электроснабжение " (по отраслям) / В.И.Попов ; М-во образования и науки РК, Восточно-Каз. гос. техн. ун-т им. Д. Серикбаева. - Усть-Каменогорск : ВКГТУ, 2004. - 35 c.
Дополнительная литература
  • 8. Теоретические основы электротехники : Учеб. для сред. проф. образования / Ф. Е. Евдокимов . - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 1999. - 495 с. 9. Теоретические основы электротехники. Справочник по теории электрических цепей : учеб. пособие / Ю. А. Бычков [и др.]. - СПб. : Питер, 2008. - 348 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 348. - ISBN 978-5-469-00971-9 10. Теоретические основы электротехники. Курс лекций : учеб. пособие / В. А. Прянишников. - Изд. 5-е. - СПб. : КОРОНА принт, 2007. - 366 с.