Автоматизация маркшейдерско-геодезических измерений

Бекишев Еркебулан Темирханович

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Курс предусматривает изучение современного уровня автоматизации маркшейдерских работ при разработке полезных ископаемых в карьерах и шахтах с использованием современных автоматизированных маркшейдерско-геодезических комплексов и специализированных информационных программ для решения текущих задач маркшейдерской службы горного предприятия.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Геодезия

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Изучение и освоение современных методов и средств автоматизации технологических процессов маркшейдерско-геодезического производства.
Задача
  • достижение соответствия уровня образования студентов с квалификационной характеристикой.
Результат обучения: знание и понимание
  • иметь представление о концепции автоматизации маркшейдерских работ на горных предприятиях; о современных маркшейдерско-геодезических, фотограмметрических, гироскопических, ультразвуковых приборах для выполнения маркшейдерских работ; о принципиальном устройстве современных автоматизированных маркшейдерско-геодезических измерительных систем; о классификации профессиональных программных продуктов;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • иметь навыки работы в специализированных программных продуктах; создания трехмерных моделей объектов (местности, карьеров, горных выработок, зданий и сооружений и т.д.) и решения с их использованием маркшейдерских задач
Результат обучения: формирование суждений
  • Способность к накоплению геодезической и маркшейдерской информации для целей технологической, картографической, научно - исследовательской и производственной деятельности
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Способность применять на практике умения и навыки организации научно-исследовательских и проектных работ в коллективном управлении
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыки работы с геодезическими приборами, оборудованием и инструментами, компьютерной технологией выполнения геодезических и маркшейдерских работ.
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

решение учебных задач

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лекция 0-100
Практические занятия
Защита рефератов 1
Контрольная работа
2  *Rating(zh-CN)* Лекция 0-100
Практические занятия
Защита рефератов 2
Контрольная работа
Защита рефератов 3
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Лекция Выставляется, если обучающийся раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя; успешно ответил на тестовые задания, правильно и обоснованно решил ситуационные задачи. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя. Выставляется, если ответ обучающегося удовлетворяет в основном требованиям на отметку «отлично», но при этом имеет место один из недостатков: допущены одна - две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух неточностей при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя. Выставляется в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имеются ошибки при ответах на тесты, неточности в решении ситуационных задач, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала, определенного учебной программой дисциплины. Выставляется в случаях, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала; допущены грубые ошибки при ответах на вопросы собеседования, неправильно решены ситуационные задачи, допущены ошибки в ответах на тесты, допущены ошибки в определении понятий при использовании специальной терминологии в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Практические занятия Оценка «отлично» выставляется, если студент активно работает в течение всего практического занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы, способен выразить собственное отношение к данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи, допуская не более 1-2 арифметических ошибок или описок. Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: студент активно работает в течение практического занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям или допущены 1-2 арифметические и 1-2 логические ошибки при решении задач. Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала,и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении практического материала или 3-4 логических ошибок при решении специальных задач. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения, обнаружено неумение решать учебные задачи.
Реферат выставляется, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. выставляется, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. выставляется, если имеются существенные отступления от требований к реферированию; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. выставляется, если тема реферата не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же реферат не представлен вовсе.
Контрольная работа выставляется студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой; как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоившему основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомому с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Рейтинг Выставляется, если обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, темы раскрыты полностью, выдержан объём, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Выставляется, если основные требования к рейтингу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеются упущения; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Выставляется, если имеются существенные отступления от требований к рейтингу; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. Выставляется, если темы рейтинга не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же задания не представлены вовсе.
Экзамен Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Влияние научно-технического прогресса на развитие маркшейдерского дела. Современное маркшейдерское обеспечение горных разработок. Общие тенденции в развитии автоматизации маркшейдерских работ.
  • Автоматизированная система маркшейдерского обеспечения (АСМО) горных работ. Формирование целевых задач в АСМО. Принципы анализа действующей АСМО.
  • Проектирование реконструкции системы маркшейдерского обеспечения. Принципы построения АСМО. Особенности организации проектирования АСМО
  • Угломерно-дальномерные комплексы и электронные тахеометры. Цифровые нивелиры. Методики выполнения маркшейдерских работ на открытой местности и в подземных условиях.
  • Автоматизация измерения углов. Системы отсчитывания направлений и углов. Автоматизированные системы наведения электронных тахеометров.
  • Автоматизация линейных измерений. Методы измерений расстояний. Принцип работы светодальномеров, работающих по диффузному отражению.
  • Штриховое кодирование. Принципы распознования кода. Основные источники погрешностей измерений.
  • Полевые регистраторы геодезических измерений. Технология передачи информации с накопителя электронного тахеометра в ПЭВМ. Программное обеспечение.
  • Сущность измерений и технология выполнения дифференциальных GPS-съёмок. Приборное и программное обеспечение GPS съемок. Методика выполнения маркшейдерских работ с использованием комплексов спутниковой геодезии GPS.
  • Принцип работы и основы технологии лазерного сканирования Приборное и программное обеспечение технологии лазерного сканирования. Методика выполнения маркшейдерских работ с использованием систем лазерного сканирования.
  • Инерциальные системы на основе механических и лазерных гироскопов. Методика выполнения маркшейдерских работ с использованием инерциальных систем.
  • Геотехническое оборудование. Программное обеспечение. Виды и методика выполнения работ.
  • Горные компьютерные технологии. Существующая ситуация с информационными технологиями в горном производстве. Программное обеспечение для горных предприятий.
  • Организация информационной базы данных. Основные характеристики и структуры банка данных. Обмен данными.
  • Основные понятия о численном моделировании. Характеристика численного моделирования. Фотограмметрический метод проектирования численного моделирования
Основная литература
  • Автоматизация топографических съёмок: Учебно-методическое пособие/ М.Р. Владимирова, И.Ю. Алейникова, И.В. Калинина/ М.: МИИГАиК, 2018.— 36 с.
  • ТРАНСФОРМ 4.0 Трансформация и координатная привязка растровых картматериалов / Компания «Кредо-диалог». – Минск : Кредо-Диалог, 2014. – 70 с.
  • Қолдaнбaлы геодезия: Оқу құрaлы. 1-бөлім / В.В. Авакян: Х.М. Кaсымкaновa, Г.К. Джaнгуловa; әл-Фaрaби aтындaғы Қaзaқ ұлттық университеті. - Алматы: Қaзaқ университеті, 2017. - 248б.
  • Роут, Г. Н. Маркшейдерия : учебное пособие / Г. Н. Роут, Т. Б. Рогова, Т. В. Михайлова. — Кемерово : Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва, 2019. — 145 c. — ISBN 978-5-00137-081-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/109111.html
  • Автоматизация топографо-геодезических работ: методические указания/ Нетребина Ю.С. /ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет». Уч.-изд. л. 2,1. 2022 год.
Дополнительная литература
  • Автоматизированные системы маркшейдерского обеспечения карьеров: Справочное пособие / К.С. Ворковастов, С.Г. Могильный, В.Г. Столчнев и др.; Под ред. К.С. Ворковастова. – М.: Недра, 2010. – 271 с.
  • Автоматизация геолого-маркшейдерских графических работ /В.В.Ершов, А.С. Дремуха, В.М. Трость и др. – М.: Недра, 2010. – 347 с.
  • ТРАНСФОРМ 3.0. Трансформация и координатная привязка растровых картматериалов. Справочное руководство. Редакция 3.0. – Минск. СП «Кредо-Диалог», 2006. – 142 с.
  • GPS Приемник Trimble R3. Руководство пользователя. Компания ЗАО НПП «НавГеоКом» 2006. – 135 с.