Автоматизация маркшейдерско-геодезических измерений
内容描述: Курс предусматривает изучение современного уровня автоматизации маркшейдерских работ при разработке полезных ископаемых в карьерах и шахтах с использованием современных автоматизированных маркшейдерско-геодезических комплексов и специализированных информационных программ для решения текущих задач маркшейдерской службы горного предприятия.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Геодезия
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 90 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Изучение и освоение современных методов и средств автоматизации технологических процессов маркшейдерско-геодезического производства.
Задача
- достижение соответствия уровня образования студентов с квалификационной характеристикой.
Результат обучения: знание и понимание
- иметь представление о концепции автоматизации маркшейдерских работ на горных предприятиях; о современных маркшейдерско-геодезических, фотограмметрических, гироскопических, ультразвуковых приборах для выполнения маркшейдерских работ; о принципиальном устройстве современных автоматизированных маркшейдерско-геодезических измерительных систем; о классификации профессиональных программных продуктов;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- иметь навыки работы в специализированных программных продуктах; создания трехмерных моделей объектов (местности, карьеров, горных выработок, зданий и сооружений и т.д.) и решения с их использованием маркшейдерских задач
Результат обучения: формирование суждений
- Способность к накоплению геодезической и маркшейдерской информации для целей технологической, картографической, научно - исследовательской и производственной деятельности
Результат обучения: коммуникативные способности
- Способность применять на практике умения и навыки организации научно-исследовательских и проектных работ в коллективном управлении
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Навыки работы с геодезическими приборами, оборудованием и инструментами, компьютерной технологией выполнения геодезических и маркшейдерских работ.
*TeachingMethods(zh-CN)*
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);
построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;
информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);
поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
решение учебных задач
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Лекция | 0-100 |
Практические занятия | ||
Защита рефератов 1 | ||
Контрольная работа | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Лекция | 0-100 |
Практические занятия | ||
Защита рефератов 2 | ||
Контрольная работа | ||
Защита рефератов 3 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Лекция | Выставляется, если обучающийся раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя; успешно ответил на тестовые задания, правильно и обоснованно решил ситуационные задачи. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя. | Выставляется, если ответ обучающегося удовлетворяет в основном требованиям на отметку «отлично», но при этом имеет место один из недостатков: допущены одна - две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух неточностей при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя. | Выставляется в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имеются ошибки при ответах на тесты, неточности в решении ситуационных задач, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала, определенного учебной программой дисциплины. | Выставляется в случаях, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала; допущены грубые ошибки при ответах на вопросы собеседования, неправильно решены ситуационные задачи, допущены ошибки в ответах на тесты, допущены ошибки в определении понятий при использовании специальной терминологии в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя. |
Практические занятия | Оценка «отлично» выставляется, если студент активно работает в течение всего практического занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы, способен выразить собственное отношение к данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи, допуская не более 1-2 арифметических ошибок или описок. | Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: студент активно работает в течение практического занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям или допущены 1-2 арифметические и 1-2 логические ошибки при решении задач. | Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала,и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении практического материала или 3-4 логических ошибок при решении специальных задач. | Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения, обнаружено неумение решать учебные задачи. |
Реферат | выставляется, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. | выставляется, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. | выставляется, если имеются существенные отступления от требований к реферированию; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. | выставляется, если тема реферата не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же реферат не представлен вовсе. |
Контрольная работа | выставляется студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой; как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. | выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоившему основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. | выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомому с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. | выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. |
Рейтинг | Выставляется, если обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, темы раскрыты полностью, выдержан объём, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. | Выставляется, если основные требования к рейтингу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеются упущения; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. | Выставляется, если имеются существенные отступления от требований к рейтингу; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. | Выставляется, если темы рейтинга не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же задания не представлены вовсе. |
Экзамен | Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Влияние научно-технического прогресса на развитие маркшейдерского дела. Современное маркшейдерское обеспечение горных разработок. Общие тенденции в развитии автоматизации маркшейдерских работ.
- Автоматизированная система маркшейдерского обеспечения (АСМО) горных работ. Формирование целевых задач в АСМО. Принципы анализа действующей АСМО.
- Проектирование реконструкции системы маркшейдерского обеспечения. Принципы построения АСМО. Особенности организации проектирования АСМО
- Угломерно-дальномерные комплексы и электронные тахеометры. Цифровые нивелиры. Методики выполнения маркшейдерских работ на открытой местности и в подземных условиях.
- Автоматизация измерения углов. Системы отсчитывания направлений и углов. Автоматизированные системы наведения электронных тахеометров.
- Автоматизация линейных измерений. Методы измерений расстояний. Принцип работы светодальномеров, работающих по диффузному отражению.
- Штриховое кодирование. Принципы распознования кода. Основные источники погрешностей измерений.
- Полевые регистраторы геодезических измерений. Технология передачи информации с накопителя электронного тахеометра в ПЭВМ. Программное обеспечение.
- Сущность измерений и технология выполнения дифференциальных GPS-съёмок. Приборное и программное обеспечение GPS съемок. Методика выполнения маркшейдерских работ с использованием комплексов спутниковой геодезии GPS.
- Принцип работы и основы технологии лазерного сканирования Приборное и программное обеспечение технологии лазерного сканирования. Методика выполнения маркшейдерских работ с использованием систем лазерного сканирования.
- Инерциальные системы на основе механических и лазерных гироскопов. Методика выполнения маркшейдерских работ с использованием инерциальных систем.
- Геотехническое оборудование. Программное обеспечение. Виды и методика выполнения работ.
- Горные компьютерные технологии. Существующая ситуация с информационными технологиями в горном производстве. Программное обеспечение для горных предприятий.
- Организация информационной базы данных. Основные характеристики и структуры банка данных. Обмен данными.
- Основные понятия о численном моделировании. Характеристика численного моделирования. Фотограмметрический метод проектирования численного моделирования
Основная литература
- Автоматизация топографических съёмок: Учебно-методическое пособие/ М.Р. Владимирова, И.Ю. Алейникова, И.В. Калинина/ М.: МИИГАиК, 2018.— 36 с.
- ТРАНСФОРМ 4.0 Трансформация и координатная привязка растровых картматериалов / Компания «Кредо-диалог». – Минск : Кредо-Диалог, 2014. – 70 с.
- Қолдaнбaлы геодезия: Оқу құрaлы. 1-бөлім / В.В. Авакян: Х.М. Кaсымкaновa, Г.К. Джaнгуловa; әл-Фaрaби aтындaғы Қaзaқ ұлттық университеті. - Алматы: Қaзaқ университеті, 2017. - 248б.
- Роут, Г. Н. Маркшейдерия : учебное пособие / Г. Н. Роут, Т. Б. Рогова, Т. В. Михайлова. — Кемерово : Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачёва, 2019. — 145 c. — ISBN 978-5-00137-081-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/109111.html
- Автоматизация топографо-геодезических работ: методические указания/ Нетребина Ю.С. /ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет». Уч.-изд. л. 2,1. 2022 год.
Дополнительная литература
- Автоматизированные системы маркшейдерского обеспечения карьеров: Справочное пособие / К.С. Ворковастов, С.Г. Могильный, В.Г. Столчнев и др.; Под ред. К.С. Ворковастова. – М.: Недра, 2010. – 271 с.
- Автоматизация геолого-маркшейдерских графических работ /В.В.Ершов, А.С. Дремуха, В.М. Трость и др. – М.: Недра, 2010. – 347 с.
- ТРАНСФОРМ 3.0. Трансформация и координатная привязка растровых картматериалов. Справочное руководство. Редакция 3.0. – Минск. СП «Кредо-Диалог», 2006. – 142 с.
- GPS Приемник Trimble R3. Руководство пользователя. Компания ЗАО НПП «НавГеоКом» 2006. – 135 с.