Основы недропользования

Пятков Александр Владимирович

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Рассмотрены основные положения законодательной базы недропользования Республики Казахстан. Приводится стадийность геологического изучения недр, принятая для Казахстана, организационная форма предприятий минерально-сырьевой отрасли. Дается характеристика видов лицензий на разведку и добычу полезных ископаемых, приводятся основные требования к содержанию рабочих программ, права и обязанности недропользователей.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Геология и минеральные ресурсы Казахстана

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Курсовой проект на заданную тему

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Обеспечение усвоения студентами основного курса основ недропользования, понимания законов, регулирующих правовые отношения, возникающие при освоении недр
Задача
  • Доступно, через примеры, объяснить принципы недропользования, провести виртуальные оформления лицензий на старательство, разведку и добычу, внедрить общее понимание кодекса KAZRC
Результат обучения: знание и понимание
  • Студент владеет знаниями о видах ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач
  • Понимает и умеет применять основные методы оценки разных способов решения задач
  • Знает действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • 1 Возможности студента выделять задачи и определять их значимость в рамках поставленной цели, а также выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и возможных ограничений
Результат обучения: формирование суждений
  • Знания, полученные при изучении основ недропользования, обеспечивают научное понимание положений горного законодательства, регулирующего и охраняющего горно-правовые отношения, охрана недр с точки зрения экологического права, регулирования отношений в сфере недропользования.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Умение владеть основными нормами и методами делового взаимодействия
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Совершенствовать существующие и внедрять передовые методы ведения исследований, мобильность и восприимчивость к совершенствованию техники и технологии, использованиям достижений научно-технического прогресса в области геологических исследований, горного дела и любых связанных с геологией направлений
  • Анализировать действующее законодательство в сфере недропользования и применять его на практике
*TeachingMethods(zh-CN)*

Проведение лекционных занятий по дисциплине основывается на активном методе обучения, при которой учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники занятия, отвечающие на вопросы преподавателя.

Вопросы преподавателя нацелены на активацию процессов усвоения материала, а также на развитие логического мышления.

Преподаватель заранее намечает список вопросов, стимулирующих ассоциативное мышление и установления связей с ранее освоенным материалом.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лекции о проверка знаний по материалам лекций 0-100
Практические занятия
СРО
Рубежный контроль
СРО
Лекции о проверка знаний по материалам лекций
Практические занятия
Практические занятия
Практические занятия
2  *Rating(zh-CN)* Лекции о проверка знаний по материалам лекций 0-100
Практические занятия
Рубежный контроль
Лекции о проверка знаний по материалам лекций
Лекции о проверка знаний по материалам лекций
Практические занятия
Практические занятия
Практические занятия
Практические занятия
СРО
СРО
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Лекция Выставляется, если обучающийся раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя; успешно ответил на тестовые задания, правильно и обоснованно решил ситуационные задачи. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя. Выставляется, если ответ обучающегося удовлетворяет в основном требованиям на отметку «отлично», но при этом имеет место один из недостатков: допущены одна - две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух неточностей при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя. Выставляется в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имеются ошибки при ответах на тесты, неточности в решении ситуационных задач, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала, определенного учебной программой дисциплины. Выставляется в случаях, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала; допущены грубые ошибки при ответах на вопросы собеседования, неправильно решены ситуационные задачи, допущены ошибки в ответах на тесты, допущены ошибки в определении понятий при использовании специальной терминологии в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Практическое занятие Оценка «отлично» выставляется, если студент активно работает в течение всего практического занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы, способен выразить собственное отношение к данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи, допуская не более 1-2 арифметических ошибок или описок. Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: студент активно работает в течение практического занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям или допущены 1-2 арифметические и 1-2 логические ошибки при решении задач. Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала,и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении практического материала или 3-4 логических ошибок при решении специальных задач. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения, обнаружено неумение решать учебные задачи.
Рубежный контроль Выставляется, если обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, темы раскрыты полностью, выдержан объём, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Выставляется, если основные требования к рейтингу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеются упущения; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Выставляется, если имеются существенные отступления от требований к рейтингу; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. Выставляется, если темы рейтинга не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же задания не представлены вовсе.
Курсовая работа/Экзамен Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • 1 ВВОДНАЯ: РАЦИОНАЛЬНОЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ: РЕСУРСНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ
  • 2 ОСВОЕНИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. СТАДИЙНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ НЕДР КАЗАХСТАНА И ЗА РУБЕЖОМ. ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
  • 3 МЕТОДЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ И РАЗВЕДКЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ. ЗАПАСЫ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПОДСЧЕТА. ЭКСПЕРТИЗА ГЕОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
  • 4 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ОЦЕНКУ МЕСТОРОЖДЕНИЙ. КОНЪЮНКТУРА МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ
  • 5 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
  • 6 ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДР
  • 7 РЕЖИМЫ ПРАВА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
  • 8 ПЕРЕХОД ПРАВА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЪЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРАВОМ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
  • 9 РАЗВЕДКА ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
  • 10 ОТЧЕТНОСТЬ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО РАЗВЕДКЕ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
  • 11 КОДЕКС KAZRC. ПРИНЦИПЫ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
  • 12 КОДЕКС KAZRC. ОТЧЕТНОСТЬ О РЕЗУЛЬТАТАХ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ
  • 13 КОДЕКС KAZRC. ОТЧЕТНОСТЬ О МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ
  • 14 КОДЕКС KAZRC. ОТЧЕТНОСТЬ О МИНЕРАЛЬНЫХ ЗАПАСАХ
  • 15 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД НЕДР. 16 ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Основная литература
  • Баймаханова Г.А., Сафронова И.П. Основы недропользования. Алматы: КазНТУ. 2007 г. – 93 с
  • Шумилин М.В., Алискеров В.А., Денисов М.Н. Заверткин В.А. Бизнес в ресурсодобывающих отраслях: Справочник. – М., ООО «Недра-Бизнесцентр», 2011. – 268 с.
  • Кодекс Республики Казахстан О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2024 г.)
  • Казахстанский кодекс публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и минеральных запасах (Кодекс KAZRC). 2022 г.
Дополнительная литература
  • Стратегия Казахстан – 2050. Астана, 2014.
  • Сборник нормативно-правовых актов Республики Казахстан в области недропользования / ред. совет: Е. М. Есимханов, Е. Т. Еркебуланов, Л. М. Махметова и др.; авт. идеи Т. Г. Байгабулов. – Алматы : Раритет, 2011. – 568 с.
  • Концепция развития геологической отрасли Республики Казахстан до 20130 года. – Астана, 2014.
  • Конституция Республики Казахстан. Алматы. 1995.