Основы недропользования
内容描述: Рассмотрены основные положения законодательной базы недропользования Республики Казахстан. Приводится стадийность геологического изучения недр, принятая для Казахстана, организационная форма предприятий минерально-сырьевой отрасли. Дается характеристика видов лицензий на разведку и добычу полезных ископаемых, приводятся основные требования к содержанию рабочих программ, права и обязанности недропользователей.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Геология и минеральные ресурсы Казахстана
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Курсовой проект на заданную тему |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Обеспечение усвоения студентами основного курса основ недропользования, понимания законов, регулирующих правовые отношения, возникающие при освоении недр
Задача
- Доступно, через примеры, объяснить принципы недропользования, провести виртуальные оформления лицензий на старательство, разведку и добычу, внедрить общее понимание кодекса KAZRC
Результат обучения: знание и понимание
- Студент владеет знаниями о видах ресурсов и ограничений для решения профессиональных задач
- Понимает и умеет применять основные методы оценки разных способов решения задач
- Знает действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- 1 Возможности студента выделять задачи и определять их значимость в рамках поставленной цели, а также выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и возможных ограничений
Результат обучения: формирование суждений
- Знания, полученные при изучении основ недропользования, обеспечивают научное понимание положений горного законодательства, регулирующего и охраняющего горно-правовые отношения, охрана недр с точки зрения экологического права, регулирования отношений в сфере недропользования.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Умение владеть основными нормами и методами делового взаимодействия
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Совершенствовать существующие и внедрять передовые методы ведения исследований, мобильность и восприимчивость к совершенствованию техники и технологии, использованиям достижений научно-технического прогресса в области геологических исследований, горного дела и любых связанных с геологией направлений
- Анализировать действующее законодательство в сфере недропользования и применять его на практике
*TeachingMethods(zh-CN)*
Проведение лекционных занятий по дисциплине основывается на активном методе обучения, при которой учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники занятия, отвечающие на вопросы преподавателя.
Вопросы преподавателя нацелены на активацию процессов усвоения материала, а также на развитие логического мышления.
Преподаватель заранее намечает список вопросов, стимулирующих ассоциативное мышление и установления связей с ранее освоенным материалом.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Лекции о проверка знаний по материалам лекций | 0-100 |
Практические занятия | ||
СРО | ||
Рубежный контроль | ||
СРО | ||
Лекции о проверка знаний по материалам лекций | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Лекции о проверка знаний по материалам лекций | 0-100 |
Практические занятия | ||
Рубежный контроль | ||
Лекции о проверка знаний по материалам лекций | ||
Лекции о проверка знаний по материалам лекций | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
Практические занятия | ||
СРО | ||
СРО | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Лекция | Выставляется, если обучающийся раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя; успешно ответил на тестовые задания, правильно и обоснованно решил ситуационные задачи. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя. | Выставляется, если ответ обучающегося удовлетворяет в основном требованиям на отметку «отлично», но при этом имеет место один из недостатков: допущены одна - две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух неточностей при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя. | Выставляется в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имеются ошибки при ответах на тесты, неточности в решении ситуационных задач, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала, определенного учебной программой дисциплины. | Выставляется в случаях, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала; допущены грубые ошибки при ответах на вопросы собеседования, неправильно решены ситуационные задачи, допущены ошибки в ответах на тесты, допущены ошибки в определении понятий при использовании специальной терминологии в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя. |
Практическое занятие | Оценка «отлично» выставляется, если студент активно работает в течение всего практического занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы, способен выразить собственное отношение к данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи, допуская не более 1-2 арифметических ошибок или описок. | Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: студент активно работает в течение практического занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям или допущены 1-2 арифметические и 1-2 логические ошибки при решении задач. | Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала,и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении практического материала или 3-4 логических ошибок при решении специальных задач. | Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения, обнаружено неумение решать учебные задачи. |
Рубежный контроль | Выставляется, если обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, темы раскрыты полностью, выдержан объём, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. | Выставляется, если основные требования к рейтингу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеются упущения; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. | Выставляется, если имеются существенные отступления от требований к рейтингу; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. | Выставляется, если темы рейтинга не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же задания не представлены вовсе. |
Курсовая работа/Экзамен | Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- 1 ВВОДНАЯ: РАЦИОНАЛЬНОЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ: РЕСУРСНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ
- 2 ОСВОЕНИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. СТАДИЙНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ НЕДР КАЗАХСТАНА И ЗА РУБЕЖОМ. ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
- 3 МЕТОДЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ И РАЗВЕДКЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ. ЗАПАСЫ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ПОДСЧЕТА. ЭКСПЕРТИЗА ГЕОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
- 4 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ОЦЕНКУ МЕСТОРОЖДЕНИЙ. КОНЪЮНКТУРА МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ
- 5 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
- 6 ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДР
- 7 РЕЖИМЫ ПРАВА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
- 8 ПЕРЕХОД ПРАВА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЪЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРАВОМ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
- 9 РАЗВЕДКА ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
- 10 ОТЧЕТНОСТЬ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО РАЗВЕДКЕ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
- 11 КОДЕКС KAZRC. ПРИНЦИПЫ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- 12 КОДЕКС KAZRC. ОТЧЕТНОСТЬ О РЕЗУЛЬТАТАХ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ
- 13 КОДЕКС KAZRC. ОТЧЕТНОСТЬ О МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСАХ
- 14 КОДЕКС KAZRC. ОТЧЕТНОСТЬ О МИНЕРАЛЬНЫХ ЗАПАСАХ
- 15 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД НЕДР. 16 ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Основная литература
- Баймаханова Г.А., Сафронова И.П. Основы недропользования. Алматы: КазНТУ. 2007 г. – 93 с
- Шумилин М.В., Алискеров В.А., Денисов М.Н. Заверткин В.А. Бизнес в ресурсодобывающих отраслях: Справочник. – М., ООО «Недра-Бизнесцентр», 2011. – 268 с.
- Кодекс Республики Казахстан О НЕДРАХ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2024 г.)
- Казахстанский кодекс публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и минеральных запасах (Кодекс KAZRC). 2022 г.
Дополнительная литература
- Стратегия Казахстан – 2050. Астана, 2014.
- Сборник нормативно-правовых актов Республики Казахстан в области недропользования / ред. совет: Е. М. Есимханов, Е. Т. Еркебуланов, Л. М. Махметова и др.; авт. идеи Т. Г. Байгабулов. – Алматы : Раритет, 2011. – 568 с.
- Концепция развития геологической отрасли Республики Казахстан до 20130 года. – Астана, 2014.
- Конституция Республики Казахстан. Алматы. 1995.