Геодезия
内容描述: В ходе изучения дисциплины студенты приобретают умения и навыки выполнения комплекса геодезических работ, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений с применением современного геодезического оборудования (топографические съёмки для составления топографических карт (планов), создание планового и высотного съёмочного обоснования, математическая обработка результатов геодезических измерений, решение задач на топографических картах, планах).
贷款数: 5
Пререквизиты:
- География. Школьный курс
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | 30 |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Письменный экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Дать студентам представление: - о составе и содержании топографо-геодезических работ, выполняемых при создании топографической основы, проводимых при изысканиях, проектировании и строительстве зданий и сооружений; - о перенесении проектов в натуру; - о методах производства геодезического обеспечения при строительстве различных инженерных объектов (зданий, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов).
Задача
- Студент должен знать состав и технологию геодезических работ, обеспечивающих проектирование и строительство различных инженерных объектов (зданий, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов); технологию отдельных видов геодезических работ для различных земельно-кадастровых мероприятий; методы геодезических измерений и исполнительных съёмок, способы картографирования земельных ресурсов.
- Студент должен уметь: - свободно читать топографическую карту и решать на её основе задачи графического и расчётного характера; - самостоятельно выполнять несложные геодезические измерения и работы, связанные с решением типовых проектных и строительных задач, с помощью геодезических приборов и инструментов; - производить математическую обработку измерений (вычисление ведомости координат, ведомости прямых и кривых, обработку журнала тахеометрической съёмки, журнала технического нивелирования); - графически оформлять результаты измерений (построение топографического плана, продольного и поперечного профилей, планов горизонтальной и вертикальной планировки с картограммой земляных работ).
Результат обучения: знание и понимание
- - специфики выполнения топографо-геодезических и картографических работ; - геодезических приборов и инструментов, используемых для геодезических измерений, математической обработки их результатов, а также методов создания топографических карт (планов).
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Умение применять современные методы и способы геодезических работ при геодезическом обеспечении объектов экономики с использованием современных технологий и программных средств.
Результат обучения: формирование суждений
- Способность анализировать информацию, высказывать обоснованные суждения и делать обоснованные выводы о способах производства различных геодезических измерений и условиях их применения.
Результат обучения: коммуникативные способности
- - эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды с делением ответственности и полномочий при решении комплексных задач; - к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Навыки работы с геодезическими приборами и инструментами.
- Способность составлять геодезическую техническую документацию.
*TeachingMethods(zh-CN)*
- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);
- построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;
- информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);
- поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);
- решение учебных задач.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Лабораторные работы | 0-100 |
Самостоятельная работа студента (СРО) | ||
Промежуточный контроль 1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Лабораторные работы | 0-100 |
Самостоятельная работа студента (СРО) | ||
Промежуточный контроль 1 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточ-няющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет приме-нить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материа-лом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недо-чета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов |
Самостоятельная работа студента | Самостоятельная работа полностью выполнена. Работа выполнена полностью тщательно, а структура отвечает на все необходимые вопросы. Оформлен в соответствии с принятыми официальными методиками. Расчетно-графисковый отдел оформлен в соответствии со стандартами. В ходе сдачи студент полностью излагает тему и без промедления отвечает на дополнительные вопросы | Работа выполнена в полном объеме. Работа отвечает всем требованиям оформления и оформления. Допускается одна-две ошибки. Студент может отстоять выполненную работу, понять суть и цель работы, а не сразу ответить только на дополнительные вопросы | Выполнил работу не полностью, но общая направленность и суть соответствовали заданной задаче. Есть пробелы в оформлении и грубые ошибки. Не может ответить на дополнительные вопросы | Тема работы ошибочна, не выполнена полностью или вообще не выполнена. Не может ответить на дополнительные вопросы. Не может получить теоретические знания |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Форма и размеры Земли. Основные понятия о фигуре и размерах Земли. Понятие о геоиде, земном эллипсоиде, референц-элипсоиде, референц-элипсоиде Красовского. Международный эллипсоид WGS-84. Методы определения формы и размеров Земли.
- Системы координат и высот, применяемые в геодезии. Географические и геодезические координаты. Параллели и меридианы как координатные линии. Широта и долгота. Системы координат на плоскости. Плоская условная система прямоугольных координат. Зональная система плоских прямоугольных координат. Равноугольная поперечно-цилиндрическая проекция Гаусса-Крюгера. Система плоских полярных координат. Геоцентрические пространственные системы координат WGS-84, ПЗ-90. Абсолютные и относительные высоты точек местности и превышения между ними.
- Ориентирование линий. Азимуты (истинный, магнитный), дирекционные углы, румбы. Связь между ними. Сближение меридианов. Склонение магнитной стрелки. Прямая и обратная геодезические задачи.
- Топографические карты, планы. Аэроснимок и космический снимок. Профили местности. Масштабы карт и планов, их виды: численный, линейный, поперечный. Предельная точность масштабов. Условные знаки. Номенклатура и разграфка листов топографических карт и планов. Рельеф земной поверхности и его изображение на топографических картах и планах. Основные формы рельефа. Способ горизонталей. Высота сечения рельефа, заложение, уклон местности. Изображение земной поверхности в цифровом виде.
- Задачи, решаемые по топографическим картам и планам. Определение прямоугольных и геодезических координат точек на топографических картах и планах и нанесение точек на план или карту по координатам. Определение углов ориентирования линий. Решение задач по плану или карте с горизонталями. Определение площадей. Построение продольных профилей по данным топографического плана.
- Геодезические измерения и их точность. Единицы измерений, применяемые в геодезии. Понятие о методах геодезических измерений и их точности. Понятие о погрешностях измеренных величин и характеристиках точности измерений. Элементы теории погрешностей измерений. Виды измерений: равноточные и неравноточные. Ошибки измерений, их виды (грубые, систематические, случайные). Свойства случайных ошибок. Вероятнейшее значение измеренной величины (принцип арифметической середины). Методы оценки точности измерений. Средняя квадратическая ошибка. Абсолютная и относительная ошибки. Предельная ошибка.
- Угловые измерения. Сущность измерения горизонтальных углов и углов наклона. Виды угломерных инструментов. Теодолиты и их классификация, устройство и поверки. Способы измерения горизонтальных углов и углов наклона. Цифровые теодолиты и электронные тахеометры.
- Линейные измерения. Общие сведения о назначениях, методах, точности измерений и типах мерных приборов. Способы измерения длин линий. Понятие о свето- и радиодальномерах. Оптические дальномеры. Нитяной дальномер. Измерение длин линий мерными лентами. Лазерные дальномеры.
- Измерение превышений. Виды нивелирования. Сущность геометрического нивелирования. Нивелирные знаки. Типы нивелиров, их поверки и юстировки. Нивелирные рейки. Техническое нивелирование. Построение профилей при продольном и поперечном нивелировании. Понятие о лазерных и цифровых нивелирах. Вычислительная обработка нивелирных ходов. Тригонометрическое нивелирование.
- Общие сведения о геодезических съёмках. Виды съёмок и их классификация. Выбор масштаба съёмки и высоты сечения рельефа. Приборы, применяемые при съёмках. Математическая обработка результатов геодезических измерений, выполняемых в процессе съёмки. Понятие о цифровых и математических моделях местности. Теодолитная съёмка. Мензульная съёмка.
- Тахеометрическая съёмка. Её сущность и применяемое оборудование. Методы создания геодезического обоснования съёмки. Производство съёмки. Съёмка ситуации и рельефа. Камеральная обработка полевых материалов съёмки. Составление топографического плана: нанесение точек съёмочного обоснования и пикетов съёмки, проведение горизонталей (интерполирование), оформление контурной части плана. Цифровая топографическая съёмка, её сущность и назначение. Производство съёмки с применением электронных тахеометров. Программные продукты, используемые при обработке цифровой съёмки.
- Общие сведения об опорных плановых и высотных сетях. Общие сведения о государственной геодезической сети (ГГС) Республики Казахстан. Методы создания опорных геодезических сетей. Закрепление плановых и высотных сетей. Съёмочные геодезические сети, методы их построения. Создание современного съёмочного обоснования с использованием спутниковых навигационных систем.
- Применение глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) при геодезических работах. Определение положения точек земной поверхности с помощью геодезических спутниковых систем. Принцип работы ГНСС. Структурная схема GPS и ГЛОНАСС. Общие сведения о методах определения положения точек на поверхности Земли с использованием GPS-технологии. Спутниковые приёмники.
- Геодезические разбивочные работы. Вынос в натуру проектных углов и длин линий. Вынос в натуру проектных отметок линий и плоскостей. Разбивка на местности линии заданного уклона. Нивелирование поверхности. Продольное инженерно-техническое нивелирование.
Основная литература
- Бектанов, Б. К. Жер кадастрлық геодезиялық жұмыстар : оқулық / Б. К. Бектанов. — Алматы : Нур-Принт, 2015. — 167 c. — ISBN 978-601-241-563-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/67047.html (дата обращения: 29.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Попов, Б. А. Основы геодезии : практикум / Б. А. Попов, И. В. Нестеренко. — Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 88 c. — ISBN 978-5-89040-617-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/72927.html (дата обращения: 29.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Флаксман, А. А. Геодезия и кадастр : учебно-методическое пособие / А. А. Флаксман. — Нижний Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 51 c. — ISBN 978-5-528-00203-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/80888.html (дата обращения: 29.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Перфильев, А. А. Топография (геодезия) : учебное пособие для бакалавров / А. А. Перфильев, М. А. Бучельников, А. С. Тушина. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 134 c. — ISBN 978-5-4487-0505-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/83663.html (дата обращения: 29.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Левитская, Т. И. Основы геодезии : учебное пособие / Т. И. Левитская ; под редакцией Э. Д. Кузнецова. — 2-е изд. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017. — 88 c. — ISBN 978-5-7996-2199-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106435.html (дата обращения: 29.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Дополнительная литература
- Юнусов А.Г., Беликов А.Б., Баранов В.Н., Каширкин Ю.Ю. Геодезия. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011
- Геодезия. Расчетно-графическая работа № 1 «Топографическая карта» : методические указания / составители М. М. Орехов [и др.]. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 24 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/74325.html (дата обращения: 29.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Букша, У. А. Геодезия : лабораторный практикум / У. А. Букша, В. В. Букша. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018. — 76 c. — ISBN 978-5-7996-2319-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106355.html (дата обращения: 29.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей