Геодезия

Апшикур Байтак

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: В ходе изучения дисциплины студенты приобретают умения и навыки выполнения комплекса геодезических работ, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений с применением современного геодезического оборудования (топографические съёмки для составления топографических карт (планов), создание планового и высотного съёмочного обоснования, математическая обработка результатов геодезических измерений, решение задач на топографических картах, планах).

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • География. Школьный курс

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Письменный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Дать студентам представление: - о составе и содержании топографо-геодезических работ, выполняемых при создании топографической основы, проводимых при изысканиях, проектировании и строительстве зданий и сооружений; - о перенесении проектов в натуру; - о методах производства геодезического обеспечения при строительстве различных инженерных объектов (зданий, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов).
Задача
  • Студент должен знать состав и технологию геодезических работ, обеспечивающих проектирование и строительство различных инженерных объектов (зданий, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, мостов, трубопроводов); технологию отдельных видов геодезических работ для различных земельно-кадастровых мероприятий; методы геодезических измерений и исполнительных съёмок, способы картографирования земельных ресурсов.
  • Студент должен уметь: - свободно читать топографическую карту и решать на её основе задачи графического и расчётного характера; - самостоятельно выполнять несложные геодезические измерения и работы, связанные с решением типовых проектных и строительных задач, с помощью геодезических приборов и инструментов; - производить математическую обработку измерений (вычисление ведомости координат, ведомости прямых и кривых, обработку журнала тахеометрической съёмки, журнала технического нивелирования); - графически оформлять результаты измерений (построение топографического плана, продольного и поперечного профилей, планов горизонтальной и вертикальной планировки с картограммой земляных работ).
Результат обучения: знание и понимание
  • - специфики выполнения топографо-геодезических и картографических работ; - геодезических приборов и инструментов, используемых для геодезических измерений, математической обработки их результатов, а также методов создания топографических карт (планов).
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Умение применять современные методы и способы геодезических работ при геодезическом обеспечении объектов экономики с использованием современных технологий и программных средств.
Результат обучения: формирование суждений
  • Способность анализировать информацию, высказывать обоснованные суждения и делать обоснованные выводы о способах производства различных геодезических измерений и условиях их применения.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • - эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды с делением ответственности и полномочий при решении комплексных задач; - к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Навыки работы с геодезическими приборами и инструментами.
  • Способность составлять геодезическую техническую документацию.
*TeachingMethods(zh-CN)*

- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);

- построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;

- информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

- поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);

- решение учебных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лабораторные работы 0-100
Самостоятельная работа студента (СРО)
Промежуточный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Лабораторные работы 0-100
Самостоятельная работа студента (СРО)
Промежуточный контроль 1
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Собеседование по контрольным вопросам демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточ-няющие вопросы демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии
Работа на практических (семинарских) занятиях выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет приме-нить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материа-лом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недо-чета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Самостоятельная работа студента Самостоятельная работа полностью выполнена. Работа выполнена полностью тщательно, а структура отвечает на все необходимые вопросы. Оформлен в соответствии с принятыми официальными методиками. Расчетно-графисковый отдел оформлен в соответствии со стандартами. В ходе сдачи студент полностью излагает тему и без промедления отвечает на дополнительные вопросы Работа выполнена в полном объеме. Работа отвечает всем требованиям оформления и оформления. Допускается одна-две ошибки. Студент может отстоять выполненную работу, понять суть и цель работы, а не сразу ответить только на дополнительные вопросы Выполнил работу не полностью, но общая направленность и суть соответствовали заданной задаче. Есть пробелы в оформлении и грубые ошибки. Не может ответить на дополнительные вопросы Тема работы ошибочна, не выполнена полностью или вообще не выполнена. Не может ответить на дополнительные вопросы. Не может получить теоретические знания
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Форма и размеры Земли. Основные понятия о фигуре и размерах Земли. Понятие о геоиде, земном эллипсоиде, референц-элипсоиде, референц-элипсоиде Красовского. Международный эллипсоид WGS-84. Методы определения формы и размеров Земли.
  • Системы координат и высот, применяемые в геодезии. Географические и геодезические координаты. Параллели и меридианы как координатные линии. Широта и долгота. Системы координат на плоскости. Плоская условная система прямоугольных координат. Зональная система плоских прямоугольных координат. Равноугольная поперечно-цилиндрическая проекция Гаусса-Крюгера. Система плоских полярных координат. Геоцентрические пространственные системы координат WGS-84, ПЗ-90. Абсолютные и относительные высоты точек местности и превышения между ними.
  • Ориентирование линий. Азимуты (истинный, магнитный), дирекционные углы, румбы. Связь между ними. Сближение меридианов. Склонение магнитной стрелки. Прямая и обратная геодезические задачи.
  • Топографические карты, планы. Аэроснимок и космический снимок. Профили местности. Масштабы карт и планов, их виды: численный, линейный, поперечный. Предельная точность масштабов. Условные знаки. Номенклатура и разграфка листов топографических карт и планов. Рельеф земной поверхности и его изображение на топографических картах и планах. Основные формы рельефа. Способ горизонталей. Высота сечения рельефа, заложение, уклон местности. Изображение земной поверхности в цифровом виде.
  • Задачи, решаемые по топографическим картам и планам. Определение прямоугольных и геодезических координат точек на топографических картах и планах и нанесение точек на план или карту по координатам. Определение углов ориентирования линий. Решение задач по плану или карте с горизонталями. Определение площадей. Построение продольных профилей по данным топографического плана.
  • Геодезические измерения и их точность. Единицы измерений, применяемые в геодезии. Понятие о методах геодезических измерений и их точности. Понятие о погрешностях измеренных величин и характеристиках точности измерений. Элементы теории погрешностей измерений. Виды измерений: равноточные и неравноточные. Ошибки измерений, их виды (грубые, систематические, случайные). Свойства случайных ошибок. Вероятнейшее значение измеренной величины (принцип арифметической середины). Методы оценки точности измерений. Средняя квадратическая ошибка. Абсолютная и относительная ошибки. Предельная ошибка.
  • Угловые измерения. Сущность измерения горизонтальных углов и углов наклона. Виды угломерных инструментов. Теодолиты и их классификация, устройство и поверки. Способы измерения горизонтальных углов и углов наклона. Цифровые теодолиты и электронные тахеометры.
  • Линейные измерения. Общие сведения о назначениях, методах, точности измерений и типах мерных приборов. Способы измерения длин линий. Понятие о свето- и радиодальномерах. Оптические дальномеры. Нитяной дальномер. Измерение длин линий мерными лентами. Лазерные дальномеры.
  • Измерение превышений. Виды нивелирования. Сущность геометрического нивелирования. Нивелирные знаки. Типы нивелиров, их поверки и юстировки. Нивелирные рейки. Техническое нивелирование. Построение профилей при продольном и поперечном нивелировании. Понятие о лазерных и цифровых нивелирах. Вычислительная обработка нивелирных ходов. Тригонометрическое нивелирование.
  • Общие сведения о геодезических съёмках. Виды съёмок и их классификация. Выбор масштаба съёмки и высоты сечения рельефа. Приборы, применяемые при съёмках. Математическая обработка результатов геодезических измерений, выполняемых в процессе съёмки. Понятие о цифровых и математических моделях местности. Теодолитная съёмка. Мензульная съёмка.
  • Тахеометрическая съёмка. Её сущность и применяемое оборудование. Методы создания геодезического обоснования съёмки. Производство съёмки. Съёмка ситуации и рельефа. Камеральная обработка полевых материалов съёмки. Составление топографического плана: нанесение точек съёмочного обоснования и пикетов съёмки, проведение горизонталей (интерполирование), оформление контурной части плана. Цифровая топографическая съёмка, её сущность и назначение. Производство съёмки с применением электронных тахеометров. Программные продукты, используемые при обработке цифровой съёмки.
  • Общие сведения об опорных плановых и высотных сетях. Общие сведения о государственной геодезической сети (ГГС) Республики Казахстан. Методы создания опорных геодезических сетей. Закрепление плановых и высотных сетей. Съёмочные геодезические сети, методы их построения. Создание современного съёмочного обоснования с использованием спутниковых навигационных систем.
  • Применение глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) при геодезических работах. Определение положения точек земной поверхности с помощью геодезических спутниковых систем. Принцип работы ГНСС. Структурная схема GPS и ГЛОНАСС. Общие сведения о методах определения положения точек на поверхности Земли с использованием GPS-технологии. Спутниковые приёмники.
  • Геодезические разбивочные работы. Вынос в натуру проектных углов и длин линий. Вынос в натуру проектных отметок линий и плоскостей. Разбивка на местности линии заданного уклона. Нивелирование поверхности. Продольное инженерно-техническое нивелирование.
Основная литература
  • Бектанов, Б. К. Жер кадастрлық геодезиялық жұмыстар : оқулық / Б. К. Бектанов. — Алматы : Нур-Принт, 2015. — 167 c. — ISBN 978-601-241-563-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/67047.html (дата обращения: 29.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  • Попов, Б. А. Основы геодезии : практикум / Б. А. Попов, И. В. Нестеренко. — Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 88 c. — ISBN 978-5-89040-617-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/72927.html (дата обращения: 29.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  • Флаксман, А. А. Геодезия и кадастр : учебно-методическое пособие / А. А. Флаксман. — Нижний Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 51 c. — ISBN 978-5-528-00203-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/80888.html (дата обращения: 29.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  • Перфильев, А. А. Топография (геодезия) : учебное пособие для бакалавров / А. А. Перфильев, М. А. Бучельников, А. С. Тушина. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 134 c. — ISBN 978-5-4487-0505-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/83663.html (дата обращения: 29.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  • Левитская, Т. И. Основы геодезии : учебное пособие / Т. И. Левитская ; под редакцией Э. Д. Кузнецова. — 2-е изд. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017. — 88 c. — ISBN 978-5-7996-2199-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106435.html (дата обращения: 29.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Дополнительная литература
  • Юнусов А.Г., Беликов А.Б., Баранов В.Н., Каширкин Ю.Ю. Геодезия. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011
  • Геодезия. Расчетно-графическая работа № 1 «Топографическая карта» : методические указания / составители М. М. Орехов [и др.]. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 24 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/74325.html (дата обращения: 29.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
  • Букша, У. А. Геодезия : лабораторный практикум / У. А. Букша, В. В. Букша. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018. — 76 c. — ISBN 978-5-7996-2319-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/106355.html (дата обращения: 29.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей