Фотограмметрия
内容描述: Курс предусматривает изучение технологии аэрофотосъемочного процесса, геометрических и физических свойств снимка, теории одиночного снимка, теории пары снимков, особенностей фотограмметрической обработки цифровых снимков, а также рассматривает прикладное использование материалов аэро- и космических съемок для решения задач геодезии, картографии и других сфер деятельности.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Геодезия
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | 30 |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- обучение будущих специалистов основам теоретических и практических знаний по основным видам фотограмметрических процессов, методов их оценки и анализа качества полученных материалов, корректировки карт и планов, а также при решении различных инженерных задач, связанных с созданием карт и планов различных масштабов и сгущению опорной фотограмметрической сети.
Задача
- подготовка студентов к решению производственно-технических и проектных задач топографо-геодезического производства;
- овладение студентом навыков работы на современных фотограмметрических приборах при составлении и обновлении карт и планов по стереомодели местности, а также для определения и измерения координат и высот точек по аэрокосмическим и наземным снимкам;
- формирование социально-личностных качеств для работы в профессиональной среде.
Результат обучения: знание и понимание
- Знание фотограмметрических приборов, вычислительной техники и средств автоматизированной обработки информации, используемых для фотограмметрических измерений и математической обработки их результатов, а также создания карт.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Умение применять современные методы и способы фотограмметрических работ при геодезическом обеспечении объектов экономики с использованием современных технологий и программных средств.
Результат обучения: формирование суждений
- Способность анализировать информацию, высказывать обоснованные суждения и делать обоснованные выводы о способах производства различных фотограмметрических измерений и условиях их применения.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Способность к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Навыки работы с фотограмметрическими приборами, оборудованием и инструментами, с компьютерными технологиями выполнения геодезических работ.
*TeachingMethods(zh-CN)*
- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь);
- построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;
- информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);
- поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);
- решение учебных задач.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Опрос лекционных занятий | 0-100 |
Лабораторные занятия | ||
Защита рефератов, презентаций | ||
Контрольная работа | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Опрос лекционных занятий | 0-100 |
Лабораторные занятия | ||
Защита рефератов, презентаций | ||
Контрольная работа | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Лекция | Выставляется, если обучающийся раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию данного предмета как учебной дисциплины; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя; успешно ответил на тестовые задания, правильно и обоснованно решил ситуационные задачи. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию преподавателя. | Выставляется, если ответ обучающегося удовлетворяет в основном требованиям на отметку «отлично», но при этом имеет место один из недостатков: допущены одна - две неточности при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя; допущены ошибка или более двух неточностей при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя. | Выставляется в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, имеются ошибки при ответах на тесты, неточности в решении ситуационных задач, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала, определенного учебной программой дисциплины. | Выставляется в случаях, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала; допущены грубые ошибки при ответах на вопросы собеседования, неправильно решены ситуационные задачи, допущены ошибки в ответах на тесты, допущены ошибки в определении понятий при использовании специальной терминологии в рисунках, схемах, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя. |
Практические занятия | Оценка «отлично» выставляется, если студент активно работает в течение всего практического занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы, способен выразить собственное отношение к данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументированно излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи, допуская не более 1-2 арифметических ошибок или описок. | Оценка «хорошо» выставляется при условии соблюдения следующих требований: студент активно работает в течение практического занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям или допущены 1-2 арифметические и 1-2 логические ошибки при решении задач. | Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, когда студент в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала,и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении практического материала или 3-4 логических ошибок при решении специальных задач. | Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, когда студент обнаружил несостоятельность осветить вопрос вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения, обнаружено неумение решать учебные задачи. |
Реферат | Выставляется, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. | Выставляется, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. | Выставляется, если имеются существенные отступления от требований к реферированию; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. | Выставляется, если тема реферата не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же реферат не представлен вовсе. |
Контрольная работа | Выставляется студенту, обнаружившему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой; как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. | Выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоившему основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. | Выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомому с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. | Выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. |
Рейтинг | Выставляется, если обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, темы раскрыты полностью, выдержан объём, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. | Выставляется, если основные требования к рейтингу и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты; в частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; имеются упущения; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. | Выставляется, если имеются существенные отступления от требований к рейтингу; в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. | Выставляется, если темы рейтинга не раскрыта, выявлено существенное непонимание проблемы или же задания не представлены вовсе. |
Экзамен | Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Вводная лекция. Предмет и задачи фотограмметрии. История фотограмметрии
- Введение в аэрофотосъемку и определение терминов. Геометрия аэрофотоснимков Определение масштаба снимка.
- Системы координат в фотограмметрии. Измерения и уравнивание координат снимка. Взаимосвязь земных координат и координат снимка.
- Основные параметры аэрофотосъемки и их определение. Производство аэрофотосъемочных работ. Аэрофотосъемочное оборудование. Накидной монтаж и его составление. Оценка качества летно-съемочных работ
- Понятие о центральной проекции. Аэрофотоснимки и их свойства. Построение изображения на снимке. Характерные линии и точки снимка. Масштабы. Смещение фотоизображений на аэроснимках
- Определение превышений по аэроснимкам. Формулы определения превышений и разности продольных параллаксов.
- Фотосхемы и фотопланы, способы их изготовления. Планово-высотная привязка фотоснимков. Теоретические основы фототрансформирования. Фототрансформаторы. Технология трансформирования. Комбинированный метод съемки.
- Введение в зрительное восприятие. Монокулярное и бинокулярное зрение. Стереоэффект и его виды. Стереоскопическая модель местности. Стереоскоп.
- Элементы ориентирования аэроснимков. Элементы внутреннего, внешнего и взаимного ориентирования снимков. Определение элементов ориентирования.
- Дешифрирование аэроснимков. Виды дешифрирования. Топографическое и специальное дешифрирование. Классификация объектов дешифрирования. Основные дешифровочные признаки. Технологические схемы дешифрирования. Автоматизация процесса дешифрирования.
- . Продольный и поперечный параллаксы. Определение превышений по аэроснимкам. Формулы определения превышений и разности продольных параллаксов. Стереометр. Теория коррекционных устройств
- Ориентирование снимков по установленным величинам и по 6-ти стандартно расположенным точкам. Решение различных задач на стереометре. Приборы для измерения координат точек на снимках. Порядок работы. Универсальные стереоприборы.
- Геометрия и ориентация наклонных аэрофотоснимков. Введение в аналитическую фотограмметрию. Коллинеарность, аналитическая ректификация и т. д. Ориентация стереопары. Составление карт и сбор топографических данных.
- ГИС - программы в фотограмметрии. Пространственная фототриангуляция. Наземное управление аэрофотограмметрией. Планирование проекта и калькуляция затрат.
- Основы ГИС и структуры географических данных
Основная литература
- Назаров А.С. Фотограмметрия. - М.: ТетраСистемс, 2011
- I. Dowman, K. Jacobsen, G. Konecny, R. Sandau High Resolution Optical Satellite Imagery. -Scotland, UK: Whittles Publishing, 2012. - ISBN 978-184995-046-6
- Manual of Photogrammetry / J. Chris McGlone. - Sixth Edition. - Mryland, USA: ASPRS, 2013. - ISBN 1-57083-099-1
- Мэтт Вейлберг. Энциклопедия дистанционного зондирования: Том I (методы анализа). NY, USA: CALLISTO REFERENCE, 2015
Дополнительная литература
- Обиралов А.И., Лимонов А.Н., Гаврилова Л.А. Фотограмметрия. – М.: КолосС, 2006
- Лабутина И.А. Дешифрирование аэрокосмических снимков - М.: Аспект Пресс, 2004
- Шилов П. Н., Федоров В. И. Инженерная геодезия и аэрогеодезия. - М.: Недра, - 1971
- Лобанов А. Н., Буров М. И., Краснопевцев Б.В. Фотограмметрия. - М.: Недра, - 1987
- Буров М. И., Краснопевцев Б. В., Михайлов А. П. Практикум по фотограмметрии. - М.: Недра, 1987
- Гарбук С.В., Гершензон В.Е. Космические системы дистанционного зондирования. - М.: Издательство А и Б, 1997