Лесная ботаника
内容描述: Охватывает круг вопросов, связанных с изучением особенностей строения растений на разных этапах онтогенеза, их биологии, классификации и многообразия растительного мира, филогенетических отношений, взаимоотношение растений со средой, их распространение и значение в образовании растительности.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Человек. Общество. Право (Человек и общество)
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | 30 |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- изучение разнообразия растений лесных экосистем, их биологии и систематики; роли растений в функционировании биосферы и в жизни человека; создание научной базы для эффективного освоения специальных дисциплин в области лесного хозяйства.
Задача
- изучение строения, биологии и экологии растений;
- освоение методов систематики растений;
- ознакомление с элементами геоботаники и фитогеографии.
Результат обучения: знание и понимание
- понимать закономерности формирования и эволюции растительного мира;
- знать строение растений и их метаморфозы;
- знать типы размножения растений;
- знать систематику растений;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- различать жизненные формы растений;
- проводить морфологический анализ отдельных органов и растений в целом, анализировать метаморфозы растений, распознавать их природу;
Результат обучения: формирование суждений
- должен распознавать признаки основных семейств, родов и видов растений разных типов лесных экосистем
Результат обучения: коммуникативные способности
- создание научной базы для эффективного освоения специальных дисциплин в области лесного хозяйства
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- пользования любым определителем растений.
*TeachingMethods(zh-CN)*
технология организации активных лекционных форм: лекция-визуализация (содержание представлено в образе рисунка, графика, схемы); бинарная лекция (вдвоем) — проблематизация происходит за счет формы и содержания; лекция — пресс-конференция; лекция-консультация; лекция-провокация; лекция-диалог; лекция с применением дидактических методов (мозговая атака, метод конкретных ситуаций и др.).
технология коллективного взаимообучения;
коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы);
информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии;
технологии активного и проблемного обучения.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Лабораторные занятия 1-8 | 0-100 |
Устный опрос | ||
СРО | ||
Рубежный контроль | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Лабораторные занятия 9-15 | 0-100 |
Устный опрос | ||
СРО | ||
Рубежный контроль | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Работа на лабораторных занятиях | выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий и методики; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Устный опрос/ тестирование/коллоквиум | демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии. |
СРО | выполнил работу (отчет, реферат, презентацию) в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий и содержания задания; выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления выполнены правильно и аккуратно; правильно выполняет анализ ошибок, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема задания, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Итоговый контроль | Ответил на все вопросы, темы раскрыты полностью, правильно даны все опреденения. | выполнил требования к оценке «5», но допущены одна ошибка или не более двух недочетов. | Ответил не на все вопросы, но не менее 50% объема задания, были допущены ошибки; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не ответил ни на один из вопросов. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Лесная ботаника как биологическая наука. История развития Лесной ботаники. Понятие о ботанике и дендрологии. Разделы ботаники. Значение растений в природе и жизни человека. Развитие ботаники и дендрологии.
- Структура растительной клетки. Особенности строения клеток растений. Основные химические компоненты протопласта. Цитоплазма. Ядро. Деление ядра и клетки. Производные протопласта.
- Растительные ткани. Общая характеристика и классификация тканей. Образовательные ткани. Покровные ткани. Основные ткани. Механические ткани. Проводящие ткани. Выделительные ткани.
- Вегетативные органы высших растений. Корень и его функции. Метаморфозы корня. Побег и система побегов. Стебель. Лист.
- Генеративные органы цветковых растений. Цветок. Части цветка. Соцветие и их классификация. Плоды и их классификация. Семя и классификация семян. Распространение плодов и семян.
- Типы размножения растений. Размножение растений. Бесполое и половое размножение растений. Чередование фаз развития.
- Рост и развитие цветковых растений. Влияние факторов внешней среды на рост растений. Стимуляторы роста. Ростовые движения растений. Периодичность роста. Холодостойкость, зимостойкость и морозостойкость. 6. Индивидуальное развитие растений. 7. Жизненные формы растений.
- Геоботаника. Растительные сообщества. Основы геоботаники. География растений. Учение об ареалах. Понятие о флоре. Растительные сообщества. биогеоценозы (экосистемы). Местообитание (биотоп). Видовой состав.
- Систематика растений. 1. Методы исследования в систематике. 2. Понятие о виде. Цель и задачи систематики растений. Разделы систематики растений. Современные методы систематики растений. Таксономиические категории и таксоны. Бинарная номенклатура.
- Систематика высших споровых растений. Доядерные организмы - Procariota. Общая характеристика и классификация доядерных организмов.
- Грибы, лишайники. Грибы. Особенности строения клеток грибов. Классификация грибов. Размножение грибов Основные представители и их значение. Лишайники, как симбиотическая группа организмов. Типы морфологического строения. Размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники, как компонент лесных фитоценозов.
- Водоросли, мхи. Водоросли. Общая характеристика. Классификация. Особенности строения таллома и клеток водорослей. Роль водорослей в лесных экосистемах. Мхи, как тупиковая ветвь в эволюционном развитии растений. Классификация. Особенности строения и размножения Чередование поколений и смена ядерных фаз. Значение мхов в природе и жизни человека. Мхи, как индикаторы почв.
- Плауны, папоротники, хвощи. Плауновидные растения, особенности их строения и жизненного цикла развития. Хвощевидные. Особенности строения спорофита. Жизненный цикл развития на примере хвоща полевого. Представители хвощевидных, их роль в природе и жизни человека. Папоротниковидные. Особенности строения спорофита папоротников. Роль высших споровых растений в эволюционном развитии растительного мира.
- Систематика голосеменных. Общая характеристика семенных растений, их классификация. Жизненный цикл развития голосеменных растений. Представители класса хвойных и их природоохранная роль.
- Систематика покрытосеменных. Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика покрытосеменных (цветковых) растений, их происхождение и эволюция. Деление на классы. Основные различия между двудольными и однодольными растениями. Важнейшие представители.
Основная литература
- Имескенова, Э. Г. Ботаника / Э. Г. Имескенова, В. Ю. Татарникова. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 148 с. — ISBN 978-5-507-44140-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/247304 (дата обращения: 21.11.2022).
- Мельникова, Н. А. Ботаника : методические указания / Н. А. Мельникова. — Самара : СамГАУ, 2019. — 24 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/244574 (дата обращения: 21.11.2022).
- Ракина, М. С. Ботаника : учебное пособие / М. С. Ракина. — Кемерово : Кузбасская ГСХА, 2018. — 442 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/142997 (дата обращения: 21.11.2022).
- Ботаника : учебник для вузов / Г. П. Яковлев, М. Ю. Гончаров, М. Н. Повыдыш и др. - 4-е изд., испр. и доп. (эл.). - СПб. : СпецЛит, 2018. - 881 c. - ISBN 9785299008340. - Текст : электронный // ЭБС "Букап" : [сайт]. - URL : https://www.books-up.ru/ru/book/botanika-6562061/ (дата обращения: 21.11.2022).
- Машкова С.В. Ботаника и физиология растений : учебное пособие для СПО / Машкова С.В., Руднянская Е.И.. — Саратов : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 104 c. — ISBN 978-5-4488-0294-2, 978-5-4497-0114-5. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86504.html (дата обращения: 27.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Брынцев, В. А. Ботаника : учебник / В. А. Брынцев, В. В. Коровин. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2015. — 400 с. — ISBN 978-5-8114-1741-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61357 (дата обращения: 21.11.2022).
Дополнительная литература
- Гордеева Т.Н., Круберг Ю.К., Письяукова В.В. Практический курс систематики растений, изд. «Просвещение», М.,2001, 319 с.
- Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника- М., «Колос», 1972, 432 с.
- Колесников А.И. Декоративная дендрология. - М., Лесная промышленность, 2004, 703 с.
- Родионова A.C., Скупченко В.Б., Малышева О.Н., Джикович Ю.Н. Ботаника, М., ACADEMIA, 2006, 282 с.
- Громадин A.B., Матюхин Д.Л. Дендрология, Москва, ACADEMIA, 2006, 360 с.
- Яковлев Г.П., Челобитько В.А. Ботаника, Санкт-Петербург, Издательство СПХФА, 2003, 647 с.
- Ботаника. Учебник для вузов : в 4 т. / П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадераит, А. Брезински, К. Кернер ; на основе учебника Э. Страсбургера [и др.] ; пер. с нем. Н.В.Хмелевской, К.Л.Тарасова, К.П.Глазуновой, А.П.Сухорукова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
- Андреева И.И., Родман Л.С. А65 Ботаника. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИБКОМ;. ТРАНСЛОГ, 2016. — 596 с.: ил. — (Учебники и учеб. пособия для студентов высших учебных заведений).