Техника и технология очистки компонентов окружающей среды
内容描述: В дисциплине изучаются методы и средства связанные с задачей снижения концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, конструкции и характеристики аппаратов по очистке выбросных промышленных газов, область их применения, эффективность и место в системах пылегазоочистки и защиты окружающей среды от шума и электромагнитных полей.
贷款数: 5
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 15 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Устный экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- Конечной целью является овладение знаниями о методах и средствах защиты окружающей среды от вредных веществ, шума и электромагнитных полей.
Задача
- Овладеть навыками расчета, проектирования и использования пылегазоочистных систем в промышленности.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать основные положения Конституции РК, законодательные и нормативно-технические акты в области технического оснащения и технологий очистки. Знать основы техники и технологий очистки, типовые программные продукты, ориентированные на решение поставленных задач.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь провести анализ существующего положения и принимать решения для устранения и предупреждения неблагоприятных ситуаций и обеспечить организацию работы оборудования в штатном режиме. Уметь разработать нормативно-технической и нормативно-экологической документации, касающейся техники и технологий очистки.
Результат обучения: формирование суждений
- Выполнение нормативно-технической и нормативно-экологической документации, касающейся техники и технологий очистки. Иметь представление о проблемах социально-экологических систем связанных с применением комплекса очистки компонентов воздействия на окружающую среду.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность и участвовать в разработке и реализации методов и программ в области создание систем очистки и развития технологий.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Совершенствовать знания в методике разработки и проектирования схем, приборов, аппаратов и систем очистки. Развивать восприимчивость к обучению по совершенствованию знаний в области передовых научных методов познания и пользоваться ими на уровне необходимом для оперативного решения проблем.
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Конспекты лекций | 0-100 |
Рубежный контроль | ||
Практические работы | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Конспекты лекций | 0-100 |
Рубежный контроль | ||
Практические работы | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Собеседование по контрольным вопросам | демонстрирует си стемные теоретиче- ские знания, владеет терминологией, ло- гично и последова- тельно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свобод- ное владение моно- логической речью и способность быстро реагировать на уточ- няющие вопросы | демонстрирует проч- ные теоретические знания, владеет тер- минологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументиро- ванные выводы и обобщения, приво- дит примеры, пока- зывает свободное владение монологи- ческой речью, но при этом делает несуще- ственные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции препода- вателем | демонстрирует неглу- бокие теоретические знания, проявляет сла- бо сформированные навыки анализа явле- ний и процессов, недо- статочное умение де- лать аргументирован- ные выводы и приво- дить примеры, показы- вает недостаточно сво- бодное владение моно- логической речью, тер- минологией, логично- стью и последователь- ностью изложения, де- лает ошибки которые может исправить толь- ко при коррекции пре- подавателем. | демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформиро- ванные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргумен- тированные выводы и приводить примеры, показывает слабое вла- дение монологической речью, не владеет тер- минологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции препода- вателем, отказывается отвечать на занятии |
Работа на практических (семинарских) занятиях | выполнил практиче- скую работу в пол- ном объеме с соблю- дением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккурат- но выполняет все записи, таблицы, ри- сунки, чертежи, гра- фики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное опреде- ление и истолкова- ние основных поня- тий; сопровождает ответ новыми приме- рами, умеет приме- нить знания в новой | выполнил требова- ния к оценке «5», но допущены 2-3 недо- чета. Ответ обучаю- щегося на вопросы удовлетворяет ос- новным требованиям к ответу на 5, но дан без применения зна- ний в новой ситуа- ции, без использова- ния связей с ранее изученным материа- лом и материалом, усвоенным при изу- чении других дисци- плин; допущены од- на ошибка или не более двух недоче- тов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практиче- ской работы, что поз- воляет получить пра- вильные результаты и выводы; в ходе прове- дения работы были до- пущены ошибки. При ответе на вопросы обу- чающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не пре- пятствующие дальней- шему усвоению про- граммного материала; допущено не более од- ной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части ра- бот не позволяет сде- лать правильных выво- дов. При ответе на вопросы демонстрирует не вла- дение основными зна- ниями и умениями в соответствии с требова- ниями программы; до- пущены больше ошибок и недочетов, чем необ- ходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из постав- ленных вопросов. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Характеристики загрязнений окружающей среды и основные методы ее защиты.
- Основные свойства аэрозолей. Вредные газы и пары.
- Классификация промышленных отходов. Методы защиты окружающей среды от промышленных загрязнений.
- Очистка воздуха от аэрозольных примесей. Гравитационное осаждение частиц. Центробежное осаждение частиц. Инерционное осаждение частиц.
- Фильтрование аэрозолей. Мокрая газоочистка. Осаждение частиц в электрическом поле. Термофорез частиц аэрозолей.
- Очистка газовых выбросов. Абсорбция газовых примесей.
- Адсорбция газовых примесей. Термохимическое обезвреживание газообразных выбросов.
- Конденсация газообразных примесей.
- Защита гидросферы. Гидромеханические способы очистки сточных вод.
- Физико-химические методы очистки сточных вод.
- Химические методы очистки сточных вод.
- Процессы биохимической очистки сточных вод.
- Термические методы очистки сточных вод.
- Защита литосферы.
- Защита окружающей среды от энергетических воздействий.
Основная литература
- 1.Оценка изменения концентраций загрязняющих веществ по длине реки: Учебное пособие /И. В. Глазунова, С. А. Соколова, Т. И. Матвеева, В. Н. Маркин, А. М. Бакштанин /ФГБОУ ВО РГАУ−МСХА им.К. А. Тимирязева. – М. : ООО «Мегаполис», 2021. – 87 с. 2.Инженерная экология: защита литосферы от твердых промышленных и бытовых отходов: учеб. пособие / А.В. Луканин. — Москва : ИНФРА-М, 2019— 556 с. 3.Промышленная экология: учебник и практикум для СПО / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 382 с. 4.Охрана окружающей среды: процессы и аппараты защиты гидросферы: учебник для СПО / А.И. Родионов, В.Н. Клушин, В.Г. Систер. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 283 с. 5.Защита вод от радиоактивного загрязнения: Монография / Л. Ф. Долина, Е. Ю. Гунько, П. Б. Машихина. Д.: «ЛИРА», 2016. – 477 с 6.Процессы, аппараты и техника защиты окружающей среды. Ч. I. Очистка промышленных сточных вод: учебное пособие / В.И. Легкий, и др. − Екатеринбург: 2016. − 234 с. 7.Очистка сточных вод в биологических реакторах с биопленкой м активным илом (расчет биофильтров и аэротенков): уч.пос. / И.Н. Липунов, И.Г. Первова. Екатеринбург, УГЛТУ. 2015. 115 с. 8.Высокоэффективные устройства очистки вентиляционных выбросов от мелкодисперсных частиц: монография / Н.П. Тюрин. – Самара: СГАСУ, 2015. – 124 с.
Дополнительная литература
- 1. Родионов А.И., Клушин В.Н., Торочешников Н.С. Техника защиты окружающей среды. – М.: Химия, 1989 2. Лотош В.Е. Экология природопользования. - Екатеринбург, Изд-во УГЭУ, 2000 3. Панин В.Ф. . Конспект лекций по учебной дисциплине «Теоретические основы защиты окружающей среды» . –Томск. 2009 г. -290 с. 4. Соколов В.М. Техника и технология защиты атмосферы. Электронное учебное пособие. ВКГТУ «Лаборатория мультимедиа», 2009 г 5. Зиганшин М.Г., Колесник А.А., Посохин В.Н. Проектирование аппаратов пылегазоочистки. – М.: «Экопресс – 3М», 1998. 6. Касаткин А.Г. Основные процессы и аппараты химической технологии.-М.: Химия, 1973 7. Защита атмосферы от промышленных загрязнений. В 2-х ч. Ч.1: /Под ред. Калверта С., Инглунда Г.М. - М.: Металлургия, 1988. 8. Очистка производственных сточных вод. /Под ред. С.В.Яковлева. – М.: Стройиздат, 1985. 9. Пальгунов П.П., Сумароков М.В. Утилизация промышленных отходов. – М.: Стройиздат, 1990. 10. Кельцев Н.В. Основы адсорбционной техники. 2-е изд. – М.: Химия, 1984. 11. Дытнерский Ю.И. Баромембранные процессы. Теория и расчет. - М.: Химия, 1986. 12. Жуков А.И. и др. Методы очистки производственных сточных вод. М.: Стройиздат, 1977. 13. Павлов К.Ф., Романков П.Г., Носков А.А. Примеры и задачи по курсу процессов и аппаратов химической технологии. Л.: Химия, 1987. 14. Химия окружающей среды / Под. ред. Бокриса. М.: Химия 1982 г. – 664 с.