Мониторинг качества окружающей среды при ЧС
Beschreibung: Дисциплина рассматривает комплексную информационную систему по наблюдению и оценке характерных особенностей окружающей среды и природных ресурсов при черезвычайных ситуациях, в целях анализа, прогноза и контроля изменений их состояния под воздействием природных и антропогенных факторов, теоретические и методологические основы, экологические свойства природной среды и антропогенез региона; степень экологической устойчивости ландшафта
Betrag der Credits: 5
Пререквизиты:
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 30 |
Praktische Arbeiten | 15 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 75 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle |
Komponente: Вузовский компонент
Zyklus: Базовые дисциплины
Цель
- Достижение высокого качества экологического образования в познании экологического состояния и закономерностей пространственной дифференциации природно-технических геосистем, оценке перспектив развития региональных экологических ситуаций через призму действий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния окружающей среды и природных ресурсов.
Задача
- - изучение теоретического объема курса - анализ закономерностей развития природно-технических геосистем - приобретение навыков и умений по выявлению допустимых норм антропогенных воздействий на природную среду, - разработка научно обоснованной стратегии в области оптимизации природной среды. - формирование умений и навыков анализа фактического материала - обучение студентов приемам инженерных решений
Результат обучения: знание и понимание
- – сбор, анализ и обобщение литературных, фондовых и других данных; – на основе полученных естественнонаучных, общетехнических и специальных знаний формулировка мониторинговых задач.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- – способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в охране окружающей среды; – способность находить организационно-управленческие решения в различных производственных ситуациях.
Результат обучения: формирование суждений
- Должны быть профессионалами в области мониторинга окружающей среды, оценки и прогнозирования, и рациональнго использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и безопасности с точки зрения проблем реализации социально-экологических систем, экологическая оценка, должны быть вовлечены в прогнозирование и разработку методов контроля окружающей среды
Результат обучения: коммуникативные способности
- Профессиональное осуществление своей деятельности, экологическая оценка, прогнозирование и методы контроля и вовлечение в разработку и реализацию программ в области охраны окружающей среды
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Основные методы мониторинга окружающей среды, охраны окружающей среды
Lehrmethoden
Bewertung des Wissens der Studierenden
Period | Art der Aufgabe | Gesamt |
---|---|---|
1 Bewertung | 0-100 | |
2 Bewertung | 0-100 | |
Endkontrolle | экзамен | 0-100 |
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Exzellent | Gut | Befriedigend | Ungenügend | |
Практические, лабораторные работы | выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новойситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усво- енным при изучении других дисциплин. | выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Самостоятельная работа обучающегося | В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы | В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель | Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении | Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия |
Сдача лекционных тем | Демонстрирует системные теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы | Демонстрирует теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность, явления и процессы, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает несущественные ошибки, которые учитель исправляет самостоятельно или с небольшой поправкой | Демонстрирует поверхностные теоретические знания, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированные выводы и приводить примеры, не знает монологической речи, терминологии, логики и последовательности изложения, допускает ошибки, которые учитель может исправить только при исправлении | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, которые не может исправить даже учитель, отказывается отвечать на занятия. |
Рубежный контроль | Демонстрация полного владения материалом путем правильного ответа на 90-100 процентов контрольных тестов, составленных по содержанию теоретического материала, оценивалась в количестве баллов, близком к максимальному качеству знаний | Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 | Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах | Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 49б |
Итоговый контроль | Демонстрация полного усвоения материала путем полного анализа контрольных вопросов, составленных по содержанию теоретического материала и правильного ответа на 90-100 процентов контрольных вопросов оценивается количеством баллов, качество знаний которых близко к максимальному. | Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные вопросы выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89. | Содержание теоретического материала частично усвоено,имеются пробелы, выполняются контрольные вопросы, предусмотренные учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть на 50-69%. | Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения ответов на контрольные вопросы низкое,процент правильных ответов на заданные вопросы ниже 49. |
Bewertungsbogen
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Организация мониторинга химического загрязнения объектов окружающей среды при техногенных авариях
- Виды мониторинга окружающей среды. Цель и структура мониторинга
- Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
- Основные показатели опасности и свойств химических веществ при авариях. Типы аварий
- Мониторинг состояния атмосферного воздуха. Влияние метеорологических факторов на уровень загрязнения атмосферы
- Нормирование качества атмосферного воздуха. Контроль источников загрязняющих веществ атмосферы и физических воздействий
- Мониторинг качественного состояния водных ресурсов. Организация контроля, анализ, оценка и прогнозирование результатов. Основные показатели качества воды
- Нормирование загрязнения водных объектов. Подготовка и отбор проб воды. Защита (консервация) и хранение
- Мониторинг поверхностных вод.
- Программы контроля гидрологических показателей
- Мониторинг состояния почвенного покрова. Организация контроля
- Нормирование вредных веществ в почве. Контроль качества почв с целью проведения агрохимических исследований
- Особенности идентификации и индикации химических веществ в чрезвычайных ситуациях
- Мониторинг состояния объектов окружающей среды при чрезвычайной ситуации
- Проведение санитарно-химической разведки. Состав и оснащенность санитарно-химической разведочной группы
Основная литература
- 1. Мониторинг земель, Курманова Г.К. Учебное пособие Изд. Эверо, Алматы , 2015г, - 104 с. 2. Каракеян В.И. Мониторинг загрязнения окружающей среды. Учебник, Юрайт, 2016 - 397 с.3. Горшков М.В. Экологический мониторинг. Учеб. пособие / М.В. Горшков. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. - 313 с. 4. Тихонова И.О., Кручинина Н.Е., Десятков А.В. Экологический мониторинг водных объектов. – М.: Инфра-М, 2012. – 152 с. 5. Тихонова И.О., Тарасов В.В., Кручинина Н.Е., Экологический мониторинг атмосферы. – М.: Инфра-М, 2012. – 136 с.