Мониторинг качества окружающей среды при ЧС

Жаманбаева Манира Крыкбаевна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина рассматривает комплексную информационную систему по наблюдению и оценке характерных особенностей окружающей среды и природных ресурсов при черезвычайных ситуациях, в целях анализа, прогноза и контроля изменений их состояния под воздействием природных и антропогенных факторов, теоретические и методологические основы, экологические свойства природной среды и антропогенез региона; степень экологической устойчивости ландшафта

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 30
Praktische Arbeiten 15
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Достижение высокого качества экологического образования в познании экологического состояния и закономерностей пространственной дифференциации природно-технических геосистем, оценке перспектив развития региональных экологических ситуаций через призму действий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния окружающей среды и природных ресурсов.
Задача
  • - изучение теоретического объема курса - анализ закономерностей развития природно-технических геосистем - приобретение навыков и умений по выявлению допустимых норм антропогенных воздействий на природную среду, - разработка научно обоснованной стратегии в области оптимизации природной среды. - формирование умений и навыков анализа фактического материала - обучение студентов приемам инженерных решений
Результат обучения: знание и понимание
  • – сбор, анализ и обобщение литературных, фондовых и других данных; – на основе полученных естественнонаучных, общетехнических и специальных знаний формулировка мониторинговых задач.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • – способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в охране окружающей среды; – способность находить организационно-управленческие решения в различных производственных ситуациях.
Результат обучения: формирование суждений
  • Должны быть профессионалами в области мониторинга окружающей среды, оценки и прогнозирования, и рациональнго использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и безопасности с точки зрения проблем реализации социально-экологических систем, экологическая оценка, должны быть вовлечены в прогнозирование и разработку методов контроля окружающей среды
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Профессиональное осуществление своей деятельности, экологическая оценка, прогнозирование и методы контроля и вовлечение в разработку и реализацию программ в области охраны окружающей среды
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Основные методы мониторинга окружающей среды, охраны окружающей среды
Lehrmethoden

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung 0-100
2  Bewertung 0-100
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Практические, лабораторные работы выполнил лабораторную работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новойситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усво- енным при изучении других дисциплин. выполнил требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. выполнил работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Самостоятельная работа обучающегося В своей работе демонстрирует систематические теоретические знания в подготовке и защите заданий по заданным темам, знает терминологию, последовательно объясняет, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы В своей работе демонстрирует теоретические знания заданий по заданным темам, знает терминологию, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает незначительные ошибки, которые исправляет преподаватель Демонстрирует поверхностные теоретические знания в выполнении работы, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, неспособность делать аргументированные выводы и приводить примеры, и не знает последовательности изложения, допускает ошибки, которые преподаватель может исправить только при исправлении Демонстрирует незнание теоретических основ дисциплины, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, отказывается отвечать на занятия
Сдача лекционных тем Демонстрирует системные теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, демонстрирует свободное владение монологической речью и умение быстро отвечать на уточняющие вопросы Демонстрирует теоретические знания, знает терминологию, логически и последовательно объясняет сущность, явления и процессы, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом допускает несущественные ошибки, которые учитель исправляет самостоятельно или с небольшой поправкой Демонстрирует поверхностные теоретические знания, демонстрирует плохо сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированные выводы и приводить примеры, не знает монологической речи, терминологии, логики и последовательности изложения, допускает ошибки, которые учитель может исправить только при исправлении Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не сформированные навыки анализа явлений и процессов, не может делать аргументированных выводов и приводить примеры, демонстрирует плохое владение монологической речью, не знает терминологии, допускает ошибки, которые не может исправить даже учитель, отказывается отвечать на занятия.
Рубежный контроль Демонстрация полного владения материалом путем правильного ответа на 90-100 процентов контрольных тестов, составленных по содержанию теоретического материала, оценивалась в количестве баллов, близком к максимальному качеству знаний Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные тесты выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89 Содержание теоретического материала частично усвоено, имеются пробелы, выполняется большинство учебных заданий, предусмотренных учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть в 50-69 процентах Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения тестовых заданий низкое, процент правильных ответов по данным тестам ниже 49б
Итоговый контроль Демонстрация полного усвоения материала путем полного анализа контрольных вопросов, составленных по содержанию теоретического материала и правильного ответа на 90-100 процентов контрольных вопросов оценивается количеством баллов, качество знаний которых близко к максимальному. Хотя теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые контрольные вопросы выполнены с ошибками, процент правильных ответов выполнен 70-89. Содержание теоретического материала частично усвоено,имеются пробелы, выполняются контрольные вопросы, предусмотренные учебной программой, в выполненных заданиях правильные ответы могут быть на 50-69%. Теоретическое содержание курса не освоено, качество выполнения ответов на контрольные вопросы низкое,процент правильных ответов на заданные вопросы ниже 49.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Организация мониторинга химического загрязнения объектов окружающей среды при техногенных авариях
  • Виды мониторинга окружающей среды. Цель и структура мониторинга
  • Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
  • Основные показатели опасности и свойств химических веществ при авариях. Типы аварий
  • Мониторинг состояния атмосферного воздуха. Влияние метеорологических факторов на уровень загрязнения атмосферы
  • Нормирование качества атмосферного воздуха. Контроль источников загрязняющих веществ атмосферы и физических воздействий
  • Мониторинг качественного состояния водных ресурсов. Организация контроля, анализ, оценка и прогнозирование результатов. Основные показатели качества воды
  • Нормирование загрязнения водных объектов. Подготовка и отбор проб воды. Защита (консервация) и хранение
  • Мониторинг поверхностных вод.
  • Программы контроля гидрологических показателей
  • Мониторинг состояния почвенного покрова. Организация контроля
  • Нормирование вредных веществ в почве. Контроль качества почв с целью проведения агрохимических исследований
  • Особенности идентификации и индикации химических веществ в чрезвычайных ситуациях
  • Мониторинг состояния объектов окружающей среды при чрезвычайной ситуации
  • Проведение санитарно-химической разведки. Состав и оснащенность санитарно-химической разведочной группы
Основная литература
  • 1. Мониторинг земель, Курманова Г.К. Учебное пособие Изд. Эверо, Алматы , 2015г, - 104 с. 2. Каракеян В.И. Мониторинг загрязнения окружающей среды. Учебник, Юрайт, 2016 - 397 с.3. Горшков М.В. Экологический мониторинг. Учеб. пособие / М.В. Горшков. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. - 313 с. 4. Тихонова И.О., Кручинина Н.Е., Десятков А.В. Экологический мониторинг водных объектов. – М.: Инфра-М, 2012. – 152 с. 5. Тихонова И.О., Тарасов В.В., Кручинина Н.Е., Экологический мониторинг атмосферы. – М.: Инфра-М, 2012. – 136 с.
Дополнительная литература