Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС природного и техногенного характера
Beschreibung: Дисциплина нацелена на подготовку студентов к проектно-конструкторской деятельности в области создания и внедрения средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и антропогенных воздействий, на подготовку выпускников к организационно-управленческой деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятия в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Betrag der Credits: 6
Arbeitsintensität der Disziplin:
Unterrichtsarten | Uhr |
---|---|
Vorträge | 30 |
Praktische Arbeiten | 30 |
Laborarbeiten | |
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) | 30 |
SE (Studentisches Eigenarbeiten) | 90 |
Endkontrollformular | экзамен |
Form der Endkontrolle |
Komponente: Компонент по выбору
Zyklus: Профилирующие дисциплины
Цель
- Формирование системы теоретических знаний в области безопасности жизнедеятельности и практических навыков в области планирования, подготовки и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ с учетом особенностей их проведения в учреждениях образования.
Задача
- При изучении дисциплины студенты должны научиться применять базовые и специальные знания в области техносферной безопасности, ориентироваться в различных особенностях проведения аварийно-спасательных работ при различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, применять на практике умения проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС и вести практические работы по поиску и спасению пострадавших с применением различных средств поиска и аварийноспасательного инструмента
Результат обучения: знание и понимание
- Знание правильного подбора необходимых мероприятий, технических и технологических ресурсов для устранения соответствующих аварийных ситуаций и ведению спасательных работ. Понимание оптимальной организационной схемы и пути ведения аварийно-спасательных работ при ЧС природного и техногенного характера
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Умение применять знания при организации проведении и ликвидации последствий аварий и чрезвычайной ситуации с умением различать особенности ЧС техногенного и природного характера и применять передовые методы спасательных и других неотложных работ
Результат обучения: формирование суждений
- При принятии решений и формировании мероприятий руководствоваться действующими нормативами РК и межгосударственными соглашениями в области аварийно-спасательного дела
Результат обучения: коммуникативные способности
- Профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность в необходимом объеме профессиональных компетенций; - участвовать в разработке и реализации методов и программ в области производственной среды, предотвращения аварийной или чрезвычайных ситуаций
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Реализация навыков обучения посредством использования знаний методов организации аварийно-спасательного дела, планированию работ, формирования спасательных звеньев, подбору соответствующих технических средств в зависимости от ЧС природного и техногенного характера
Lehrmethoden
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - демонстрация слайдов или учебных фильмов; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - выполнение лабораторных работ.
Темы лекционных занятий
- Введение. Нормативно-правовые основы ведения аварийно-спасательных работ
- Реагирование на чрезвычайные ситуации и организация аварийно-спасательных работ
- Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций
- Тактика спасательных работ при ликвидации последствий землетрясений, взрывов, бурь, смерчей и тайфунов
- Тактика спасательных работ при ликвидации последствий обвалов, оползней, селей, снежных лавин.
- Тактика спасательных работ при ликвидации последствий наводнений, затоплений и цунами
- Тактика спасательных и других неотложных работ при пожарах
- Тактика спасательных работ по ликвидации последствий химического заражения
- Тактика спасательных работ по ликвидации последствий радиоактивных заражений
- Тактика надводных и подводных спасательных работ
- Поисково-спасательные работы с применением специально обученных собак, их подготовка и содержание
- Производство взрывных работ при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в различных чрезвычайных ситуациях
- Тактика аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
- Тактика высотных аварийно-спасательных работ на гражданских и промышленных объектах
Основная литература
- 1. основная литература: Волобуева, Н.А. Опасности природного характера и защита от них [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н. А. Волобуева, С. В. Петров. - Новосибирск; М.: Арта, 2011. - 256 с. Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для студентов высшего профессионального образования / В. Ю. Микрюков. - М.: КноРус, 2013. - 336 с. Петров,С.В. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для студентов вузов / С. В. Петров, А. С. Петрова. - Новосибирск; М.: Арта, 2011. - 287 с. Рубанович, В.Б. Основы здорового образа жизни [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман. - Новосибирск; М.: Арта, 2011. - 256 с. б) дополнительная литература: Айзман, Н.И. Психологические основы безопасности человека: учебное пособие для студентов вузов / Н.И. Айзман, Р.И. Айзман, С.М. Зиньковская. - Новосибирск; М.: Арта, 2011. - 272 с. Айзман, Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М. Ширшова. - Новосибирск; М.: Арта, 2011. - 208 с. Грунин, О. А. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник для вузов / О.А. Грунин [и др.]; ред. Л.А. Михайлов. - 2-е изд. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с.