Organization of rescue and other urgent work in emergency situations of natural and man-made

Azamatova Zhanerke Kydyrbekovna

The instructor profile

Description: The discipline is aimed at preparing students for design activities in the field of creation and implementation of means to ensure human safety and protection from man-made and anthropogenic influences, to prepare graduates for organizational and managerial activities to protect humans and the environment at the enterprise level, as well as enterprise activities in emergency situations of a natural and man-made nature.

Amount of credits: 6

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 30
Practical works 30
Laboratory works
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 90
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: Component by selection

Cycle: Profiling disciplines

Goal
  • Формирование системы теоретических знаний в области безопасности жизнедеятельности и практических навыков в области планирования, подготовки и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ с учетом особенностей их проведения в учреждениях образования.
Objective
  • При изучении дисциплины студенты должны научиться применять базовые и специальные знания в области техносферной безопасности, ориентироваться в различных особенностях проведения аварийно-спасательных работ при различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, применять на практике умения проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС и вести практические работы по поиску и спасению пострадавших с применением различных средств поиска и аварийноспасательного инструмента
Learning outcome: knowledge and understanding
  • Знание правильного подбора необходимых мероприятий, технических и технологических ресурсов для устранения соответствующих аварийных ситуаций и ведению спасательных работ. Понимание оптимальной организационной схемы и пути ведения аварийно-спасательных работ при ЧС природного и техногенного характера
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • Умение применять знания при организации проведении и ликвидации последствий аварий и чрезвычайной ситуации с умением различать особенности ЧС техногенного и природного характера и применять передовые методы спасательных и других неотложных работ
Learning outcome: formation of judgments
  • При принятии решений и формировании мероприятий руководствоваться действующими нормативами РК и межгосударственными соглашениями в области аварийно-спасательного дела
Learning outcome: communicative abilities
  • Профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность в необходимом объеме профессиональных компетенций; - участвовать в разработке и реализации методов и программ в области производственной среды, предотвращения аварийной или чрезвычайных ситуаций
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • Реализация навыков обучения посредством использования знаний методов организации аварийно-спасательного дела, планированию работ, формирования спасательных звеньев, подбору соответствующих технических средств в зависимости от ЧС природного и техногенного характера
Teaching methods

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - демонстрация слайдов или учебных фильмов; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - выполнение лабораторных работ.

Topics of lectures
  • Введение
  • Реагирование на чрезвычайные ситуации и организация аварийно-спасательных работ
  • Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций
  • Тактика спасательных работ при ликвидации последствий землетрясений, взрывов, бурь, смерчей и тайфунов
  • Тактика спасательных работ при ликвидации последствий обвалов, оползней, селей, снежных лавин
  • Тактика спасательных работ при ликвидации последствий наводнений, затоплений и цунами
  • Тактика спасательных и других неотложных работ при пожарах
  • Тактика спасательных работ по ликвидации последствий химического заражения
  • Тактика спасательных работ по ликвидации последствий радиоактивных заражений
  • Тактика надводных и подводных спасательных работ
  • Поисково-спасательные работы с применением специально обученных собак, их подготовка и содержание
  • Производство взрывных работ при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в различных чрезвычайных ситуациях
  • Тактика аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
  • Тактика высотных аварийно-спасательных работ на гражданских и промышленных объектах
Key reading
  • 1. основная литература: Волобуева, Н.А. Опасности природного характера и защита от них [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н. А. Волобуева, С. В. Петров. - Новосибирск; М.: Арта, 2011. - 256 с. Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для студентов высшего профессионального образования / В. Ю. Микрюков. - М.: КноРус, 2013. - 336 с. Петров,С.В. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для студентов вузов / С. В. Петров, А. С. Петрова. - Новосибирск; М.: Арта, 2011. - 287 с. Рубанович, В.Б. Основы здорового образа жизни [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман. - Новосибирск; М.: Арта, 2011. - 256 с. б) дополнительная литература: Айзман, Н.И. Психологические основы безопасности человека: учебное пособие для студентов вузов / Н.И. Айзман, Р.И. Айзман, С.М. Зиньковская. - Новосибирск; М.: Арта, 2011. - 272 с. Айзман, Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М. Ширшова. - Новосибирск; М.: Арта, 2011. - 208 с. Грунин, О. А. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник для вузов / О.А. Грунин [и др.]; ред. Л.А. Михайлов. - 2-е изд. - Электрон. текстовые дан. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с.