ГИС для моделирования и прогнозирования ЧС

Кайсина Макпал Исатаевна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Рассматривает возможности и особенности пространственного представления количественных и качественных данных о состоянии компонентов окружающей среды, ландшафтов в целом, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием специального программного обеспечения (ГИС-технологий). Излагается опыт геоинформационного картографирования опасных зон при стихийных бедствиях, рассматривается разработка систем прогнозирования и ликвидации ЧС на базе ГИС.

贷款数: 8

Пререквизиты:

  • Топография, ориентирование и выживание в ЧС

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 45
*PracticalWork(zh-CN)* 45
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 120
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* устный экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Дать студентам представление о проектировании геоинформационных систем (ГИС) для решения задач управления устойчивым развитием территории, проектирования, строительства и эксплуатации природных объектов
Задача
  • понимать идеологию ГИС и их место среди других изучаемых дисциплин; - обладать теоретическими знаниями о структуре ГИС и их компонентах, об основных принципах функционирования ГИС, об аналитических возможностях современных ГИС; - ориентироваться в терминологии ГИС, способах получения, хранения, редактирования различных видов данных, в разнообразии средств и инструментов геообработки, способов анализа данных и представления результатов; - приобрести навыки работы с различными ГИС.
Результат обучения: знание и понимание
  • Обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии при оценке и анализе чрезвычайных ситуаций, состояния окружающей среды
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии при оценке и анализе чрезвычайных ситуаций
Результат обучения: формирование суждений
  • Понимать идеологию ГИС и их место среди других изучаемых дисциплин
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Профессионально осуществлять свою производственную и общественную деятельность и участвовать в разработке и реализации методов и программ в области безопасности жизнедеятельности , защиты окружающей среды, предотвращения чрезвычайных ситуаций
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • -Навыки использования различных программных средств (ГИС); • - строить необходимую для конкретного ГИС базу данных; - пользоваться нормативно-технической и правовой документацией по вопросам защиты окружающей среды; - создавать цифровые карты специального содержания с использованием ГИС-технологий
*TeachingMethods(zh-CN)*

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Конспекты лекций 0-100
Рубежный контроль
Лабораторные работы
2  *Rating(zh-CN)* Конспекты лекций 0-100
Рубежный контроль
Лабораторные работы
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основные понятия общей геоинформатики. Понятие информационных технологий и информационных систем. Понятие геоинформатики и геоинформационных систем. Возникновение и первоначальные задачи ГИС. Источники данных и их типы.
  • Подсистема вывода. История развития ГИС. Основные черты развития геоинформатики в Казахстане
  • Пространственные элементы. Точечные объекты. Линейные объекты. Площадные объекты. Поверхности. Атрибуты пространственных элементов. Шкалы измерения атрибутов. Связь графических элементов с атрибутами. Карта - модель представления реальности. Характеристики карты: масштаб, разрешение, точность, экстент. Картографические проекции
  • Базы данных и СУБД. Понятие.СУБД. Виды СУБД: иерархическая, сетевая, реляционная, объектно-ориентированная. Графическое представление объектов и их атрибутов. Растровые модели данных. Методы сжатия растровых данных. Векторые модели данных. Спагетти-модель. Топологические модели
  • Подсистема ввода. Устройства ввода. Дигитайзеры, Сканеры. Средства распознавания и векторизации. Пространственная привязка данных
  • Нетрадиционный картографический вывод. Графические модели мира. Плоские, объемные, динамические геоизображения. Система геоизображений. Гипергеоизображения. Геоиконика. Геоизображения в Интернете. Атласные информационные системы. Некартографический вывод. Интерактивный вывод.
  • Геоанализ и моделирование. Общие аналитические операции и методы пространственновременного моделирования
  • Функции работы с базами данных. Формирование и редактирование пространственных данных. Геокодирование, сетевой анализ
  • Создание моделей поверхностей и анализ растровых данных. Специализированный анализ
Основная литература
  • 1. Введение в геоинформационные системы: Учебное пособие / Блиновская Я.Ю., Задоя Д.С., - 2-е изд. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 112 с. 2.Тикунов В.Н. Геоинформатика. В 2 книгах. Книга 1,2. – М.: Академия, 2010. – 416с. 3 Заварзин А.В., Капралов Е.Г., Тикунов В.С.Сборник задач и упражнений по геоинформатике. - М.: Академия, 2011. – 512 с. 4 Курбатова А. С., Баранникова Ю. А., Комедчиков Н. Н. Экологическое картографирование в градостроительном проектировании. - М.:Маджента, НИиПИЭГ, 2006. – 192 с 5 Щербаков В.М. Экспертно-оценочное ГИС-картографирование. – М.: Проспект Науки, 2011. – 192 с.