Теория финансов

Ислям Гульнара Ислямовна

Портфолио преподавателя

Описание: В данном курсе изложены сущность и особенности функционирования категории «финансы», ее структурных составляющих, их свойства и принципы действия. Раскрыты закономерности взаимодействия финансовой системы, финансового механизма во внутренних и внешних взаимосвязях. Выделены актуальные проблемы финансов в современных социально-экономических условиях.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Финансы

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Комплексное предоставление совокупности знаний по теоретическим аспектам финансов, основам функционирования бюджетной и налоговой систем, этапов бюджетного процесса РК, а также изучение теоретических основ и закономерностей формирования, распределения и организации использования государственных фондов, предназначенных для реализации функций государства и частных фондов, предназначенных для удовлетворения потребностей.
Задача
  • – ознакомиться с основными финансовыми категориями;
  • – получить информацию о финансовой системе, ее функциях и звеньях, уделив внимание финансовой политике и методам управления финансами;
  • – понимать многообразие финансовых отношений в современном мире, их связь с другими экономическими отношениями;
  • – сформировать навыки для решения практических задач в современных рыночных условиях хозяйствования;
  • – знать основы организации управления финансами.
Результат обучения: знание и понимание
  • - ориентироваться в потоке финансовой информации, изменениях нормативно-правового характера. - владеть понятийным аппаратом, описывающим принципы организации, структуру и взаимосвязь элементов республиканского бюджета и местных финансов - оценить взаимодействия различных факторов, оказывающих влияние на финансы органов власти, методов и методик государственного регулирования бюджетного и налогового процессов; - анализировать информацию, формирующуюся в процессе функционирования государственных и местных финансов, обобщать данные и делать выводы; - классифицировать денежные фонды хозяйствующего субъекта (фонда активов и источников, их образования); - рассчитывать размер инвестиций в основные и оборотные средства, а также финансовых ресурсов, формируемых в результате отношений хозяйствующего субъекта; - оценивать эффективность использования денежных фондов
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - знать и понимать область и сущность категории финансов, то есть системы отношений по формированию, распределению и организации использования денежных фондов, обеспечивающих реализацию функций государства и удовлетворения потребностей общества. Обладать передовыми знаниями управления этим отношениями; - применять эти знания в профессиональной деятельности; - применять на практике нормы законодательства РК в области регулирования финансовых отношений; - уметь формулировать аргументы и решать проблемы, обеспечивающие эффективность финансовых отношений - уметь обобщать и интерпретировать информацию для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений.
Результат обучения: формирование суждений
  • - уметь ориентироваться в системе отношений по формированию и распределению денежных фондов при реализации функций государства и производстве товаров, работ и услуг; - адаптироваться к динамично меняющимся условиям формирования финансовых ресурсов в условиях ограниченности и неопределенности - владеет навыками принятия решений экономического и организационного характера в условиях неопределенности и риска
Результат обучения: коммуникативные способности
  • -соблюдать нормы деловой этики, владеть этическими и правовыми нормами поведения; - знать социально-этические ценности, основанные на общественном мнении, традициях, обычаях, общественных нормах; - ориентироваться на эти ценности в своей профессиональной деятельности - способен работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения; умеет находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива - гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • владеть навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности; адаптировать полученные знания в профессиональной деятельности; уметь находить эффективные финансовые решения при формировании и распределении ресурсов; стремиться к профессиональному и личностному росту.
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг 0-100
2  рейтинг 0-100
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Различные виды работ оцениваются по 100%-ой шкале в соответствии со следующими критериями 1. Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; 2. Полностью решено практическое задание; 3. Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; 4. Продемонстрированы творческие способности. 1. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; 2. Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; 3. Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. 1. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; 2. Практическое задание выполнено не полностью; 3. Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. 1. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; 2. Практическое задание не выполнено; 3. В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Взаимосвязь финансов с экономическими категориями
  • Финансовая система государства
  • Финансовая политика государства
  • Управление финансами
  • Финансовый контроль
  • Налоги в системе финансовых отношений
  • Сущность и роль страхования в системе экономических отношений
  • Государственный бюджет
  • Государственный кредит и государственный долг
  • Финансы в системе международных экономических отношений
Основная литература
  • Яндиев М.И. Теория финансов : учебное пособие / Яндиев М.И.. — Санкт-Петербург : Интермедия, 2016. — 144 c. — ISBN 978-5-4383-0131-8.
  • Саденова, Асель Маратовна. Мемлекеттік бюджет. Оқу құралы / А. М. Саденова ; Қазақстан Республикасы гылым және жоғары білім министрлігі, Д. Серікбаев атындағы Шығыс Қазақстан техникалық университеті (Өскемен). - Өскемен : ШҚТУ, 2023. - 179 б
  • Матыцына, Т. В. Финансовое моделирование проектов: теория и практика : учебное пособие / Т. В. Матыцына, Т. Г. Погорелова. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2022. — 212 c. — ISBN 978-5-9275-4296-3.
  • Финансы бюджетных организаций : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / Г. Б. Поляк, Л. Д. Андросова, В. В. Карчевский [и др.] ; под редакцией Г. Б. Поляка. — 2-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2023. — 463 c. — ISBN 978-5-238-02088-4.
  • Құлпыбаев С.К., Ынтықбаева С. Ж., Мельников В. Д. Қаржы. Учебник для вузов. - Алматы: «Экономика» 2015 – 737 с.
  • Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.02.2024 г.)
  • 3. Melnikov V.D. Finance.-Almaty. Издатеоьство «LEM», 2016
Дополнительная литература
  • Государственный бюджет: учебное пособие - Алматы: ТОО Издательство «Фортуна Полиграф». 2019 - 324 ст
  • Майкопова Г.С. Исиргепова Д.Б. Қаржы: Оқу құралы. – Қостанай: А. Байтұрсынов атындағы ҚМУ, 2019. – 85 б
  • https://www.gov.kz/memleket/