Педагогика высшей школы

Касентаева Карлыгаш Уразбековна

Портфолио преподавателя

Описание: Актуальность изучения дисциплины связана с необходимостью опережающей подготовки профессионально- компетентного преподавателя вуза, способного активно участвовать в инновационных процессах в системе высшего образования. Курс ориентирован на подготовку магистров к преподавательской деятельности в высшей школе. Содержание курса отражает современные тенденции гуманизации и демократизации образовательного процесса вуза, новые образовательные технологии, ориентирует на индивидуально-творческий стиль деятельности.

Количество кредитов: 3

Пререквизиты:

  • Социология

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 15
Лабораторные работы
СРОП 15
СРО 45
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля устная (по билетам)

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • совершенствование профессиональной подготовки будущих преподавателей вуза, ознакомление их с методологическими и теоретическими основами педагогики высшей школы, современными подходами к анализу, планированию и организации образовательного процесса в высшей школе
Задача
  • 1.Осознание актуальных проблем педагогической науки , в условиях высшей школы, сущности деятельности преподавателя вуза на современном этапе. 2.Овладение умениями конструирования и организации образовательного процесса в вузе. 3.Развитие коммуникативных умений и навыков владения современными образовательными технологиями.
Результат обучения: знание и понимание
  • актуальные проблемы системы образования в целом и педагогической науки в частности;  сущность педагогической деятельности преподавателя вуза;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • выделять из окружающей действительности педагогические факты, явления, события; описывать их на языке педагогической науки; объяснять и прогнозировать их развитие, опираясь на закономерности педагогических теорий; конструировать учебно-воспитательный процесс, основываясь на новых концепциях обучения;
  • прогнозировать результаты деятельности и планировать процесс самосовершенствования.
Результат обучения: формирование суждений
  • навыками и приемами педагогического анализа; системой обновления знаниями в процессе профессиональной деятельности; навыками выбора адекватного метода организации учебно- воспитательного процесса; культуройпрофессионально-педагогическогообщения.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • навыки креативного мышления и творческого подхода к решению новых проблем и ситуаций, вынесения ведущей идеи исследования на обсуждение коллективу; доступного изложения целевой и нецелевой аудитории проблемы исследования; профессионального общения и межкультурной коммуникации; ораторского искусства, правильного и логичного оформления своих мыслей в устной и письменной форме;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Способность к эффективному взаимодействию всех членов педагогического процесса
  • Способность использовать фундаментальные и новейшие достижения педагогической науки в профессиональной деятельности
Методы преподавания

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - В соответствии с требованиями по подготовке магистров и необходимостью реализации компетентностного подхода в учебном процессе, освоение данной дисциплины предполагает использование традиционных (лекции, семинары) и инновационных образовательных технологий с использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (мозговой штурм, деловые игры, эссе, авторские проекты,презентации, конкурсы, мастер-классы специалистов, встречи с представителями государственных и общественных организаций и др.) и внеаудиторную работу магистров с целью формирования и развития профессиональных навыков преподавателей высшей школы.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Разработка минипрогаммы научно-педагогического исследования по своей специальности 0-100
2  рейтинг Разработка лекционного и семинарского занятия с применением инновационных педагогических технологий по своей дисциплине 0-100
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
устный опрос даны полные и правильные ответы по теоретическим вопросам даны правильные, но не полные ответы ответы на теоретические вопросы не поные и поверхностные неправильные ответы на теоретические вопросы
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Педагогическая наука и ее место в системе наук о человеке
  • Высшее образование в современном мире
  • Тенденция гуманизации образования проявляется на современном этапе через гуманитаризацию образования, т
  • Методология педагогики высшей школы
  • Профессионально-педагогическая культура педагога ВШ
  • Педагогическое общение
  • Теория педагогического процесса высшей школы
  • Дидактика высшей школы
  • Содержание высшего профессионального образования
  • Управление процессом обучения
  • Методы и формы обучения высшей школы
  • Теория воспитания ВШ
  • Теория научной деятельности высшей школы
  • Педагогические технологии
Основная литература
  • Основная: 1. Закон РК «Об образовании» 2. Закон РК «О высшем образовании» 3. Государственная программа развития системы образования РК до 2020 г. 4. Концепция развития системы образования РК до 2015 г. 5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы – М., 1980. 6. Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы. Текст лекций. – Челябинск., 1990 г. 7. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2003 г. 8. Карамян Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. – Ереван ,1983 г. 9. Джуринский А.Н. .Сравнительная педагогика. М, 2000 10. Оконь В. Введение в общую дидактику . – М.: Высшая школа,1990 г. 11. Педагогика высшей школа . Учебное пособие, Ростов – на - Дону , «Феникс», 1998 . 12. Хмель Н.Д. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителя – Алма-Ата: Мектеп, 1984 г. 13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М, 2003 14. Гаунов М.Г., Семушкина Л.Г., Фокин Ю.Г. Этюды дидактики высшей школы. М., 1998 15. Гребенюк О.С. ,Гребенюк Г.Б. Теория обучения ,- М. ,2003 16. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога.,М 1998 17. Беспалько В.Г. Программированное обучение. Дидактические основы – М, 1970 г. 18. Деловая игра. Внедрение: Методические рекомендации – СПБ,1995 19. Койшибаев Б.Д. Имитационные методы управления учебным процессом в вузе . – Алма-Ата:1981. 20. Кузнецова В.А. Теория и практика многоуровнего университетского образования – Ярославль,1995. 21. Методология педагогических исследований./ Под ред. А. И. Пискунова, Г.В. Воробьева – М., 1980 22. Проблемы методологии педагогики и методики исследования./ Под ред. АА. Данилова, Н.И. Болдырева– М., 1980 23. Трайнев В.А ,Трайнев И.В. Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования. – М., 2006. 24. Бондарева С.Г., Гейцман Л.Э., Завалко Н.А , Какиева Л.Х. Педагогика: вопросы и задания для семинарских и практических занятий в условиях кредитной системы обучения. Алматы ,2007. 25.Ефремов О.Ю Педагогика.- М., 2010. 26. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. Изд. 3-е М., 2010 27. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы. – М., 2009 28. Завалко Н.А., Гейцман Л.Э., Какиева Л.Х. Готовимся к квалификационному тестированию. Пособие в помощь учителю. - Усть-Каменогорск, 2009 29. Материалы Республиканского педагогического форума,2011 г.
Дополнительная литература
  • 0.Смирнов В.Д. Педагогика.- М., 2011. 31. Кабанова Т. А., Новиков В.А. Тестирование в современном образовании М., 2010 32. Завалко Н.А., Искаков б.А. Развиваем медиакомпетентность. Учебно-методическое пособие. Усть-Каменогорск, 2010 33 Завалко Н.А., Искаков Б.А.. Рекомендации для учителя по развитию медиакомпетентности. Учебно-методическое пособие. Усть-Каменогорск, 2010 34.Мынбаева А.К. Основы педагогики высшей школы. Учебное пособие, Алматы, 2013.- 183 с. 35.Мынбаева А.К. и др. Образовательная политика, Алматы, 2014 – 225 с. 36.Мынбаева А.К., Вишневская А.В. Психолого-педагогическая диагностика и развитие творческого потенциала и креативности студентов и магистрантов.- Алматы, 2014.- 184 с.