Анализ и моделирование информационных процессов и систем
Описание: Данный курс предлагает освоение системы создания дашбордов и формирование у слушателей практических навыков математического и компьютерного моделирования информационных систем различного назначения, практической реализации моделей в наиболее распространенных программных пакетах компьютерного моделирования, которая позволяет проводить глубокий и разносторонний анализ информации, а затем представлять результат в интерактивной форме.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Статистические методы анализа данных
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | |
Лабораторные работы | 30 |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Письменный экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Цель изучения дисциплины заключается в формировании специальных знаний в области построения моделей и методов разработки информационных систем различного класса и назначения
Задача
- Классифицировать исходную задачу для определения способов моделирования систем
- Применять стандартное и нестандартное ПО для моделирования детерминированных и стохастических моделей и процессов
- Использовать специализированные программные пакеты моделирования в зависимости от класса задачи моделирования
Результат обучения: знание и понимание
- качественных и количественных методов описания информационных систем
- методологию постановок и алгоритмизацию задач на макро- и микроуровнях
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- уметь составлять математическое описание информационных процессов и систем
- уметь составлять агрегатное описание информационных систем
Результат обучения: формирование суждений
- понимать терминологию теории систем
- иметь представление о методах синтеза структур информационных систем
Результат обучения: коммуникативные способности
- умение проводить анализ исследуемых систем и обоснованно сообщать о достигнутом результате специалистам и неспециалистам
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Навыки, позволяющие продолжать обучение по различным направлениям научных исследований самостоятельно
Методы преподавания
технологии учебно-исследовательской деятельности
коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы)
информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Лабораторная работа 1. Работа с МООК-курсом "Основы работы в Tableau" | 0-100 |
Лабораторная работа 2. Проведение аналитики и визуализация результатов на собственных данных | ||
Лабораторная работа 3. Аналитическое моделирование. Построение модели по вербальному описанию | ||
Контрольная работа Р1 | ||
2 рейтинг | Лабораторная работа 4. Аналитическое моделирование. Построение модели по данным экспериментов | 0-100 |
Лабораторная работа 5. Имитационное моделирование. Дискретно-событийное моделирование | ||
Лабораторная работа 6. Имитационное моделирование. Агентное моделирование | ||
Контрольная работа Р2 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Инструментарий Tableau
- Расчетные поля
- Продукты Tableau
- Аналитическое моделирование
- Аналитическое моделирование
- Имитационное моделирование
Основная литература
- Бугаев Ю.В. Исследование и моделирование информационных процессов и систем : учебное пособие / Бугаев Ю.В., Коробова Л.А., Черняева С.Н.. — Воронеж : Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2022. — 108 c. — ISBN 978-5-00032-589-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/128225.html
- Громакова, В. Г. Системный анализ и моделирование социальных процессов : учебное пособие / В. Г. Громакова. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2022. — 122 c. — ISBN 978-5-9275-4301-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/131461.html
- Шагрова Г.В. Методы исследования и моделирования информационных процессов и технологий : учебное пособие / Шагрова Г.В., Топчиев И.Н.. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 180 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/63100.html
- Левенец, А. В. Основы теории информационных процессов и систем : учебное пособие / А. В. Левенец. — Москва, Вологда : Инфра-Инженерия, 2024. — 324 c. — ISBN 978-5-9729-1859-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/143547.html
Дополнительная литература
- Лихтенштейн В.Е. Математическое моделирование экономических процессов и систем : учебное пособие / Лихтенштейн В.Е., Росс Г.В.. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 129 c. — ISBN 978-5-4486-0350-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/74969.html
- Душин, В. К. Теоретические основы информационных процессов и систем : учебник / В. К. Душин. — 5-е изд. — Москва : Дашков и К, 2018. — 348 c. — ISBN 978-5-394-01748-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85208.html
- Захаров О.В. Компьютерное моделирование технологических процессов и систем : учебное пособие / Захаров О.В.. — Саратов : Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, ЭБС АСВ, 2023. — 160 c. — ISBN 978-5-7433-3554-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/131666.html