Математические модели сложных систем: теория, алгоритмы, приложения
Описание: Математические схемы моделирования систем. Планирование имитационных экспериментов с моделями систем. Формализация и алгоритмизация процессов функционирования систем. Статистическое моделирование систем на ЭВМ. Оценка точности и достоверности результатов моделирования. Анализ и интерпретация результатов моделирования систем на ЭВМ. Моделирование при исследованиях и проектировании систем. Перспективы развития машинного моделирования сложных систем.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Компьютерное моделирование в среде MatLab
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | |
Лабораторные работы | 30 |
СРОП | 30 |
СРО | 90 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Устный экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Формирование теоретических знаний по общим методам и подходам к построению математических моделей сложных систем и процессов
Задача
- Выработка умений и практических навыков построения и анализа математических моделей задач в различных областях знания;
- Обучение принципам выбора методов моделирования конкретных задач, алгоритмам детализации и синтеза систем;
Результат обучения: знание и понимание
- общие понятия моделирования;
- понятия и структуру объектно-ориентированной системы моделирования;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- осуществлять постановку задачи, принимать научно-обоснованные решения на основе методов системного анализа и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности;
- осуществлять моделирование сложных технических и динамических систем;
Результат обучения: формирование суждений
- понимать преимущества и недостатки имитационного моделирования;
Результат обучения: коммуникативные способности
- Владеть языком объектно-ориентированного моделирования динамических систем;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- быть способным разрабатывать методы моделирования, анализа и технологии синтеза систем разрабатывать методы моделирования, анализа и технологии синтеза систем в области техники, технологии и организационных систем.в области техники, технологии и организационных структур.
Методы преподавания
Лекции и онлайн-лекции, практические занятия с применением слайдов и других средств мультимедиа, в частности, использование платформы Open edX.
поисково-исследовательская (собственная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения).
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Устный опрос | 0-100 |
ИДЗ | ||
ИДЗ | ||
2 рейтинг | Устный опрос | 0-100 |
ИДЗ | ||
ИДЗ | ||
Семестровое задание | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно | |
Коллоквиум | Демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | Демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем | Демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем. | Демонстрирует незнание теоретических основ предмета, несформированные навыки анализа явлений и процессов, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии |
Письменная работа/экзамен | Выполнить практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. При ответе на вопросы правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин. | Выполнить требования к оценке «4», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; допущены одна ошибка или не более двух недочетов, обучающийся может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя. | Выполнить работу не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. При ответе на вопросы обучающийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные проблемы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов. | Выполнить работу не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. При ответе на вопросы демонстрирует не владение основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы; допущены больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3 или не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Предварительные определения
- Понятие имитационного моделирования
- Концепция универсальной системы имитационного моделирования
- Моделирование случайных величин: датчики псевдослучайных чисел
- Предпосылки и ограничения
- Разработка концептуальных и блочных моделей систем
- Концепция объектно-ориентированной системы моделирования
- Математические методы моделирования систем
- Дискретно-стохастические модели
- Статистическая обработка результатов эксперимента
- Прогнозирование параметров системы
- Сложные динамические системы и их модели
- Анализ существующих подходов
- Математические модели сложной динамической системы Математические модели непрерывной системы
- Математические модели гибридного автомата
Основная литература
- С. В. Звонарев. Основы математического моделирования: учебное посо бие — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 112 с.
- Умнов А.Е. Методы математического моделирования: Учебное пособие. – М.: МФТИ, 2022. 295 с.
- Самарский А. А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. — 4-е изд., испр. — М.: Физматлит, 2021. — 320 с.
Дополнительная литература
- Бусленко, Н. П. Моделирование сложных систем -2-е изд., перераб. - М. : Наука, 1978. - 400 с.
- Павловский, Ю. Н. Имитационные модели и системы. -М. : Фазис, 2000. - 131 с
- Введение в математическое моделирование : уч. пособие / под ред. П. В. Трусова. — Москва : Университетская книга, Логос, 2007. — 440 с.