История и философия науки
内容描述: Феномен науки рассматривается как специфическая проблема и предмет анализа. Дает представление о теории науки и техники и их развитие в условиях постиндустриального общества. Актуальность курса связана с ориентацией на процессы, происходящие в области научных исследований на основе интеграции философии науки и естественно- технических наук
贷款数: 3
Пререквизиты:
- Философия
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 15 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 15 |
*sro(zh-CN)* | 45 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Развитие научного мышления на основе истории науки, формирование метода и понимания философских достижений науки и влияния философских концепций на развитие науки.
Задача
- Изучить основные проблемы развития научного знания с точки зрения их трансформации в истории культуры; - освоить способы и принципы методологического исследования, их потенциал для развития использования в современной науки и технологии; - изучить теоретические вопросы реализации классического и постмодернисткого подходов понимания познавательного процесса, его особенности и перспектив.
Результат обучения: знание и понимание
- Основные эпистомологические модели и сущность рациональных понятий; - основные научные концепции; - научные и ненаучные формы и методы науки; - современные формы социально-гуманитарного образования; - глубокие профессиональные и научно-технические знания, необходимые для исследовательской работы.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Уметь решать проблемы, возникающие в ходе актуальных научных-исследований; - Уметь использовать современные научные методы исследования; - На основе методологии научного познания уметь понимать и анализировать реалии теории и практики науки и техники на современном этапе.
Результат обучения: формирование суждений
- Магистрант должен уметь: - самостоятельно выполнять научно-исследовательскую и научно-педагогическую работу; - формулировать основы глубоких научно-методологических знаний в области естественно-технических науки и своей специальности.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Магистрант должен уметь: - использовать научные и методические знания на конференциях, симпозиумах, круглых столах, дискуссиях; - оппонировать коллегам по тематике исследования, осуществлять консультативную деятельность.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Магистрант умеет применять знания в области научно-исследовательской, педагогической и воспитательной работы, писать научные статьи и рефераты по своей специальности; - умеет глубоко анализировать актуальные проблемы современного научно-технического прогресса.
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - классические: лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, собеседование, коллоквиум, экзамен; - магистрант-центрированное обучение, основанное на рефлексивном подходе к обучению со стороны обучающегося; - логико-аналитические технологии: логические схемы, таблицы, доклады по темам курса; - коммуникативные технологии: сократовский диалог, групповая дискуссия, конференция, «малые группы»; - метод кейс-стади: анализ социально-культурных реальных и гипотетических ситуаций, поиск возможных и оптимальных решений; - компетентностно-ориентированное обучение: «контекстное обучение», «обучение на основе личностного опыта»; - проектно-организованные технологии: использование философского знания для комплексного решения жизненно-практических вопросов, сценарно-прогностические модели развития общества и личности; - поисково-исследовательская (самостоятельная научно-исследовательская деятельность магистрантов в процессе обучения).
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | конспект лекций | 0-100 |
семинарская работа | ||
Коллоквиум и контрольная работа | ||
2 *Rating(zh-CN)* | конспект лекций | 0-100 |
семинарская работа | ||
Коллоквиум и контрольная работа | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
устный опрос | Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности. | Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. | Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. | Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ НАУКИ. 1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. 2. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. 3. Эволюция подходов к анализу науки 4. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. 5. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
- НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития. 2. Особенности научного познания. 3. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. 4. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ. 1. Преднаука и наука в собственном смысле слова. 2. Античность. Становление первых форм теоретической науки. 3. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого. Западная и Восточная средневековая наука.
- ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ. 1. Преднаука и наука в собственном смысле слова. 2. Античность. Становление первых форм теоретической науки. 3. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого. Западная и Восточная средневековая наука.
- Наука в эпоху Нового времени. 1. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт 2. Формирование науки как профессиональной деятельности. 3 Формирование технических наук. Социально-гуманитарные науки
- СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. 1. Научное знание как развивающаяся система. 2. Многообразие типов научного знания. 3. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. 4. Структура теоретического знания. Ограниченность гипотетикодедуктивной концепции теоретических знаний. 5. Основания науки. Структура оснований. 6. Идеалы и нормы исследований. Методы научного познания и их классификация.
- ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ. 1. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. 2. Взаимодействие оснований науки и опыта. Проблема классификации. 3. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. 4. Становление развитой научной теории. 5. Классический и неклассический варианты формирования теории.
- НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ. 1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. 2. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. 3. Научные революции как перестройка оснований науки. 4. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
- ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА. 1. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. 2. Развитие новых стратегий научного поиска. 3. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. 4. Изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
- НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. 1. Различные подходы к определению социального института науки. 2. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. 3. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. 4. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). 5. Проблема государственного регулирования науки. Наука и власть. Наука и экономика.
- ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. Выбор темы, ее актуальность и формулировка проблемы исследования. 2. Цели и задачи исследования, выдвижение гипотезы. 3. Влияние методов и задач исследования на характер новой информации. Систематизация и идентификация полученной информации, ее соотношение с имеющимися научными понятиями. 4. Концептуализация как систематизация новых знаний в соответствии с основной точкой зрения на предмет, возможность проверки достоверности знаний.
- ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОИСКА И РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ. 1. Анализ предметно-когнитивных и инструментальных функций форм научного поиска и развития знания. 2. Научный факт как форма научного поиска, развития и выражения знания. 3. Специфика исходной познавательной ситуации – основа проблемогенеза. 4. Гипотеза как научное предположение, обоснованное новыми фактами и данными. 5. Теория как концептуальная система, содержащая обобщенные положения, понятия и законы, представляющая исследуемый объект в виде совокупности всех его элементов. 6. Метод как форма научного поиска и развития знания. Разнообразие методов научного исследования
- ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГУМАНИТРНОГО ЗНАНИЯ. 1. Рост гуманистической направленности исследований. 2. Ориентация социально-гуманитарных наук на естествознание и техническое знание. 3. Применение принципов синергетики к общественным процессам. 4. Целесообразная ориентация человеческой деятельности, ее соотношение с реальными возможностями окружающего мира и субъекта. 5. Проблема целей и ценностей деятельности людей. Значимость аксиологии в современном социальном знании
- ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК 1. Философия техники и методология технических наук. 2. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. 3. Техника как предмет исследования естествознания. 4. Специфика естественных и технических наук. Роль инженерной практики и проектирования. 5. Различия между современными (неклассическими) и классическими научно-техническими дисциплинами. 6. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники.
- ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ НАУКИ 1. Проблема математизации науки. Место математики в системе наук. 2. Основные формы математизации научного знания. Взаимодействие математики и конкретных наук. 3. Математизация и идеал научности. Компьютеризация науки. Машинное моделирование. 4. Компьютеризация как основа новых информационных технологий, обеспечивающих совершенствование форм взаимодействия в научном сообществе.
- АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. 1. Принципы современной науки и их значение для эволюции человеческой цивилизации. 2. Проблема взаимоотношения сциентистской и гуманитарной парадигм в начале XXI в. развитие науки как процесс самоорганизации. 3. Универсальность концепций синергетики и самоорганизации. 4. Проблема аксиологической суверенности науки и непредсказуемость последствий научно-технического прогресса. 5. Гражданская ответственность ученых. 6. Идеалы научности и целевые установки в области фундаментальных и прикладных исследований. Проблема идеала в технике.
Основная литература
- Мареева Е.В. Мареев С.Н. Философия науки. Уч.пособие. М.,Инфро М 2015.-332с.
- Хрустолев Ю.М. Истории философия науки. Уч-к Р/на Д.Феникс, 2014-477с.
- Ғылым тарихы мен философиясы: магистранттарға арналған оқу құралы. / Д.Б. Тойматаев. - Қостанай: ҚР ІІМ Ш. Қабылбаев атындағы Қостанай. академиясы, 2016. – 209 б. http://kostacademy.kz/akademija/ooniirid/izdanija/2016/toymataev.pdf
- Диалектика и культура. Мат-лы XVI. Международной конференции "Ильенковские чтения" М.,2014-588с. История и философия науки. 2-ое изд.-Под ред. Крянева Ю.В., Моториной Л.Е. -М.,Инфра 2012-414с.
- Есім Ғ., Ғабитов Т., Бəйтенова Н., Алтай Ж. Ғылым тарихы мен философиясы. – Алматы, 2005. 380 б.
- Тяпин, И. Н. Философские проблемы технических наук [Электронный ресурс]: учеб. пособие /. – М.: Логос, 2014.
- Современные проблемы науки [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.Н. Ясницкий, Т.В. Данилевич.- 2-е изд. - М. : БИ-НОМ. 2012
- Сайт журнала «Философия науки». – Режим доступа: httр://philosophy.nsc.ru/journals.htm
- Философия познания: век XXI. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2012. – 312 с.
Дополнительная литература
- Feminist Philosophy of Science: Standpoint Matters.Alison Wylie - 2012 - Proceedings and Addresses of the American Philosophy Association 86 (2):47-76.
- A Critical Review for the Possibility of Science without ‘Eppue Si Muove’: From Thomas Kuhn’s Theory of Science to Psychology of Science.T. Erdem Yilmaz & Omer Faik Anli - 2019 - ViraVerita 9 (May, 2019):48-73.
- Современная философия науки. Хрестоматия. / Сост. Печенкин А.А. – М., 1991.
- Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1977
- Фейерабенд, П. Структура научных революций / П. Фейерабенд. М., 1977
- Стёпин В.С., Горохов В.А, Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Гардарики, 2004 - 400с.
- Стёпин В.С., Горохов В.А, Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Гардарики, 2004 - 400с.