История и философия науки

Калиева Канша Саветкановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Феномен науки рассматривается как специфическая проблема и предмет анализа. Дает представление о теории науки и техники и их развитие в условиях постиндустриального общества. Актуальность курса связана с ориентацией на процессы, происходящие в области научных исследований на основе интеграции философии науки и естественно- технических наук

贷款数: 3

Пререквизиты:

  • Философия

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)* 15
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 15
*sro(zh-CN)* 45
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* экзамен

零件: Вузовский компонент

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Развитие научного мышления на основе истории науки, формирование метода и понимания философских достижений науки и влияния философских концепций на развитие науки.
Задача
  • Изучить основные проблемы развития научного знания с точки зрения их трансформации в истории культуры; - освоить способы и принципы методологического исследования, их потенциал для развития использования в современной науки и технологии; - изучить теоретические вопросы реализации классического и постмодернисткого подходов понимания познавательного процесса, его особенности и перспектив.
Результат обучения: знание и понимание
  • Основные эпистомологические модели и сущность рациональных понятий; - основные научные концепции; - научные и ненаучные формы и методы науки; - современные формы социально-гуманитарного образования; - глубокие профессиональные и научно-технические знания, необходимые для исследовательской работы.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Уметь решать проблемы, возникающие в ходе актуальных научных-исследований; - Уметь использовать современные научные методы исследования; - На основе методологии научного познания уметь понимать и анализировать реалии теории и практики науки и техники на современном этапе.
Результат обучения: формирование суждений
  • Магистрант должен уметь: - самостоятельно выполнять научно-исследовательскую и научно-педагогическую работу; - формулировать основы глубоких научно-методологических знаний в области естественно-технических науки и своей специальности.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Магистрант должен уметь: - использовать научные и методические знания на конференциях, симпозиумах, круглых столах, дискуссиях; - оппонировать коллегам по тематике исследования, осуществлять консультативную деятельность.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Магистрант умеет применять знания в области научно-исследовательской, педагогической и воспитательной работы, писать научные статьи и рефераты по своей специальности; - умеет глубоко анализировать актуальные проблемы современного научно-технического прогресса.
*TeachingMethods(zh-CN)*

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - классические: лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, собеседование, коллоквиум, экзамен; - магистрант-центрированное обучение, основанное на рефлексивном подходе к обучению со стороны обучающегося; - логико-аналитические технологии: логические схемы, таблицы, доклады по темам курса; - коммуникативные технологии: сократовский диалог, групповая дискуссия, конференция, «малые группы»; - метод кейс-стади: анализ социально-культурных реальных и гипотетических ситуаций, поиск возможных и оптимальных решений; - компетентностно-ориентированное обучение: «контекстное обучение», «обучение на основе личностного опыта»; - проектно-организованные технологии: использование философского знания для комплексного решения жизненно-практических вопросов, сценарно-прогностические модели развития общества и личности; - поисково-исследовательская (самостоятельная научно-исследовательская деятельность магистрантов в процессе обучения).

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* конспект лекций 0-100
семинарская работа
Коллоквиум и контрольная работа
2  *Rating(zh-CN)* конспект лекций 0-100
семинарская работа
Коллоквиум и контрольная работа
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
устный опрос Даны правильные и полные ответы на все теоретические вопросы; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности; Продемонстрированы творческие способности. Даны правильные, но неполные ответы на все теоретические вопросы, допущены несущественные погрешности или неточности; Практическое задание выполнено, однако допущена незначительная ошибка; Материал изложен грамотно с соблюдением логической последовательности. Ответы на теоретические вопросы в принципе правильные, но неполные, допущены неточности в формулировках и логические погрешности; Практическое задание выполнено не полностью; Материал изложен грамотно, однако нарушена логическая последовательность. Ответы на теоретические вопросы содержат грубые ошибки; Практическое задание не выполнено; В изложении ответа допущены грамматические, терминологические ошибки, нарушена логическая последовательность.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ НАУКИ. 1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. 2. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. 3. Эволюция подходов к анализу науки 4. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. 5. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
  • НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития. 2. Особенности научного познания. 3. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. 4. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
  • ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ. 1. Преднаука и наука в собственном смысле слова. 2. Античность. Становление первых форм теоретической науки. 3. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого. Западная и Восточная средневековая наука.
  • ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ. 1. Преднаука и наука в собственном смысле слова. 2. Античность. Становление первых форм теоретической науки. 3. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого. Западная и Восточная средневековая наука.
  • Наука в эпоху Нового времени. 1. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт 2. Формирование науки как профессиональной деятельности. 3 Формирование технических наук. Социально-гуманитарные науки
  • СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. 1. Научное знание как развивающаяся система. 2. Многообразие типов научного знания. 3. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. 4. Структура теоретического знания. Ограниченность гипотетикодедуктивной концепции теоретических знаний. 5. Основания науки. Структура оснований. 6. Идеалы и нормы исследований. Методы научного познания и их классификация.
  • ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ. 1. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. 2. Взаимодействие оснований науки и опыта. Проблема классификации. 3. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. 4. Становление развитой научной теории. 5. Классический и неклассический варианты формирования теории.
  • НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ. 1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. 2. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. 3. Научные революции как перестройка оснований науки. 4. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
  • ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА. 1. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. 2. Развитие новых стратегий научного поиска. 3. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. 4. Изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
  • НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. 1. Различные подходы к определению социального института науки. 2. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. 3. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. 4. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). 5. Проблема государственного регулирования науки. Наука и власть. Наука и экономика.
  • ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. Выбор темы, ее актуальность и формулировка проблемы исследования. 2. Цели и задачи исследования, выдвижение гипотезы. 3. Влияние методов и задач исследования на характер новой информации. Систематизация и идентификация полученной информации, ее соотношение с имеющимися научными понятиями. 4. Концептуализация как систематизация новых знаний в соответствии с основной точкой зрения на предмет, возможность проверки достоверности знаний.
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОИСКА И РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ. 1. Анализ предметно-когнитивных и инструментальных функций форм научного поиска и развития знания. 2. Научный факт как форма научного поиска, развития и выражения знания. 3. Специфика исходной познавательной ситуации – основа проблемогенеза. 4. Гипотеза как научное предположение, обоснованное новыми фактами и данными. 5. Теория как концептуальная система, содержащая обобщенные положения, понятия и законы, представляющая исследуемый объект в виде совокупности всех его элементов. 6. Метод как форма научного поиска и развития знания. Разнообразие методов научного исследования
  • ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГУМАНИТРНОГО ЗНАНИЯ. 1. Рост гуманистической направленности исследований. 2. Ориентация социально-гуманитарных наук на естествознание и техническое знание. 3. Применение принципов синергетики к общественным процессам. 4. Целесообразная ориентация человеческой деятельности, ее соотношение с реальными возможностями окружающего мира и субъекта. 5. Проблема целей и ценностей деятельности людей. Значимость аксиологии в современном социальном знании
  • ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК 1. Философия техники и методология технических наук. 2. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. 3. Техника как предмет исследования естествознания. 4. Специфика естественных и технических наук. Роль инженерной практики и проектирования. 5. Различия между современными (неклассическими) и классическими научно-техническими дисциплинами. 6. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники.
  • ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЗАЦИИ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ НАУКИ 1. Проблема математизации науки. Место математики в системе наук. 2. Основные формы математизации научного знания. Взаимодействие математики и конкретных наук. 3. Математизация и идеал научности. Компьютеризация науки. Машинное моделирование. 4. Компьютеризация как основа новых информационных технологий, обеспечивающих совершенствование форм взаимодействия в научном сообществе.
  • АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. 1. Принципы современной науки и их значение для эволюции человеческой цивилизации. 2. Проблема взаимоотношения сциентистской и гуманитарной парадигм в начале XXI в. развитие науки как процесс самоорганизации. 3. Универсальность концепций синергетики и самоорганизации. 4. Проблема аксиологической суверенности науки и непредсказуемость последствий научно-технического прогресса. 5. Гражданская ответственность ученых. 6. Идеалы научности и целевые установки в области фундаментальных и прикладных исследований. Проблема идеала в технике.
Основная литература
  • Мареева Е.В. Мареев С.Н. Философия науки. Уч.пособие. М.,Инфро М 2015.-332с.
  • Хрустолев Ю.М. Истории философия науки. Уч-к Р/на Д.Феникс, 2014-477с.
  • Ғылым тарихы мен философиясы: магистранттарға арналған оқу құралы. / Д.Б. Тойматаев. - Қостанай: ҚР ІІМ Ш. Қабылбаев атындағы Қостанай. академиясы, 2016. – 209 б. http://kostacademy.kz/akademija/ooniirid/izdanija/2016/toymataev.pdf
  • Диалектика и культура. Мат-лы XVI. Международной конференции "Ильенковские чтения" М.,2014-588с. История и философия науки. 2-ое изд.-Под ред. Крянева Ю.В., Моториной Л.Е. -М.,Инфра 2012-414с.
  • Есім Ғ., Ғабитов Т., Бəйтенова Н., Алтай Ж. Ғылым тарихы мен философиясы. – Алматы, 2005. 380 б.
  • Тяпин, И. Н. Философские проблемы технических наук [Электронный ресурс]: учеб. пособие /. – М.: Логос, 2014.
  • Современные проблемы науки [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.Н. Ясницкий, Т.В. Данилевич.- 2-е изд. - М. : БИ-НОМ. 2012
  • Сайт журнала «Философия науки». – Режим доступа: httр://philosophy.nsc.ru/journals.htm
  • Философия познания: век XXI. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2012. – 312 с.
Дополнительная литература
  • Feminist Philosophy of Science: Standpoint Matters.Alison Wylie - 2012 - Proceedings and Addresses of the American Philosophy Association 86 (2):47-76.
  • A Critical Review for the Possibility of Science without ‘Eppue Si Muove’: From Thomas Kuhn’s Theory of Science to Psychology of Science.T. Erdem Yilmaz & Omer Faik Anli - 2019 - ViraVerita 9 (May, 2019):48-73.
  • Современная философия науки. Хрестоматия. / Сост. Печенкин А.А. – М., 1991.
  • Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1977
  • Фейерабенд, П. Структура научных революций / П. Фейерабенд. М., 1977
  • Стёпин В.С., Горохов В.А, Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Гардарики, 2004 - 400с.
  • Стёпин В.С., Горохов В.А, Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Гардарики, 2004 - 400с.