Интегрированные системы проектирования и управления

Григорьева Светлана Владимировна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина посвящена изучению принципов построения и архитектуры интегрированных систем управления современными технологическими процессами, систем диспетчерского управления и сбора данных (SCADA-системы), механизмам взаимодействия SCADA-систем с внешними устройствами (динамический обмен данными (DDE), связывание и внедрение объектов (OLE), OLE для управления процессами (OPC), собственные протоколы SCADA-систем. Рассматриваются встроенные языки программирования, интегрированные средства разработки программного обеспечения для автоматизированных систем с применением промышленных контроллеров.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Линейные системы автоматического регулирования

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* устный экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • формирование компетенций в области разработки интегрированных систем проектирования и управления автоматизированными и автоматическими производствами на основе современных программных и технических средств, необходимых для выполнения видов профессиональной деятельности
Задача
  • изучение основ построения интегрированных систем на базе программируемых логических контроллеров, модулей удаленного сбора данных и управления, промышленных компьютеров и рабочих станций, сетевой архитектуры нижнего и верхнего уровней, программного обеспечения SCADA-систем основных фирм производителей;
  • применение принципов и методов интеграции при разработке структуры, выборе функций и технического обеспечения систем управления автоматизированных и автоматических производств;
  • формирование навыков по решению практических задач с использованием современных инструментальных средств проектирования и разработки интегрированных систем управления.
Результат обучения: знание и понимание
  • называть принципы построения интегрированных систем управления и проектирования, их основные компоненты и модули, типовые структуры;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • анализировать структуру интегрированных систем управления, определять основные компоненты и модули, типы связей между ними;
Результат обучения: формирование суждений
  • описывать технологии, используемые при проектировании информационных систем высокого уровня, о способах передачи, обработки и защиты информации в этих системах;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • демонстрировать результаты инженерной, исследовательской деятельности специалистам и научной общественности;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • решать задачу проектирования интегрированной высокоуровневой системы управления в соответствии с поставленными техническими и логическими требованиями к функциям системы;
  • применять современные средства проектирования и разработки интегрированных систем управления.
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мотивационная речь);

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа "Изучение функциональных возможностей среды проектирования и управления InTouch" 0-100
Лабораторная работа "Изучение функциональных возможностей среды WinCC"
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа "Создание SCADA-проекта с использованием функциональных возможностей среды проектирования и управления" 0-100
Рубежный контроль 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Работа на лабораторных занятиях Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не освоены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям.
Собеседование по контрольным вопросам В ответе качественно раскрыто содержание темы. Ответ хорошо структурирован. Прекрасно освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован высокий уровень понимания материала. Превосходное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Основные вопросы темы раскрыты. Структура ответа в целом адекватна теме. Хорошо освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован хороший уровень понимания материала. Хорошее умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема частично раскрыта. Ответ слабо структурирован. Понятийный аппарат освоен частично. Понимание отдельных положений из материала по теме. Удовлетворительное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема не раскрыта. Понятийный аппарат освоен неудовлетворительно. Понимание материала фрагментарное или отсутствует. Неумение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в интегрированные системы проектирования и управления. Что такое интегрированные системы и влияние интеграции на эффективность производства. Основные понятия интегрированной системы проектирования и управления (ИСПУ). Функции и структуры интегрированных систем, взаимосвязь процессов проектирования, подготовки производства и управления производством.
  • Математическое, методическое и организационное обеспечение интегрированных систем проектирования и управления. Математическое, методическое и организационное обеспечение. Программно-технические средства для построения интегрированных систем проектирования и управления.
  • Виды интеграции систем управления. Основные понятия и принципы горизонтальной и вертикальной интеграции систем управления. Виды интеграции систем управления,- организационная, функциональная, информационная, программная и техническая. MES-системы, ERP- системы Интеграция на уровне ERP- и MESсистем. Иерархия распределенных систем управления (РСУ). Интегрированные системы проектирования и управления технологическими процессами.
  • Современные тенденции развития распределенных АСУ ТП и их интеграция с АСУП. Современные тенденции развития распределенных АСУ ТП и интеграции с АСУП. Классификация и состав ИСПУ. Архитектура связи открытых систем. Международные стандарты распределенных АСУ ТП. Физическая структура ИСПУ. Функции и структура интегрированных систем управления современным предприятием
  • SCADA системы. Понятие SCADA систем. Назначение и функции SCADA - систем. Формализация и алгоритмизация процессов разработки систем управления средствами SCADA. Структура и характеристики SCADA - систем. Структура SCADA - пакетов: системы визуализации процесса, ввода - вывода переменных, отображения трендов, алармов, составления отчетов и др. Типовые SCADA, проблемы выбора - системы. OPC- стандарт взаимодействия SCADA-систем и ПЛК.
  • Программно-технические комплексы и SCADA-системы в структуре интегрированных систем управления. SCADA-система InTouch: состав, назначение, выполняемые функции, установка, работа. SCADA-система WinCC: состав, назначение, выполняемые функции.
  • Примеры применяемых в отрасли SCADA систем. SCADA системы, их функции и использование для проектирования автоматизированных систем управления, документирования, контроля и управления сложными производствами отрасли. Типовые SCADA, проблемы выбора системы Примеры интегрированных систем проектирования и управления.
  • Системы автоматизированного проектирования (САПР). Системы автоматизированного проектирования (САПР) распределенных АСУ ТП. Пакеты для разработки проектной документации. Представление об особенностях программ, используемых на стадиях проектирования систем автоматизации.
  • Интеграция в процессе проектирования систем автоматизации и управления. Стадии проектирования систем автоматизации и управления. Сетевая инфраструктура. Каналы передачи данных. САПР – история развития и классификация. Состав и структура САПР.
Основная литература
  • Самойлова Е.М. Интегрированные системы проектирования и управления. Цифровое управление инженерными данными и жизненным циклом изделия: учебное пособие/ Самойлова Е.М. - Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2020. - 283 c.
  • Интегрированные системы проектирования и управления. SCADA: учебное пособие / Х.Н. Музипов, О.Н. Кузяков, С.А. Хохрин [и др.]; под редакцией Х.Н. Музипова. - Санкт- Петербург: Лань, 2018. – 408 с.
  • Елизаров И. А., Третьяков А. А., Пчелинцев А. Н. Интегрированные системы проектирования и управления. SCADA-системы: учебное пособие / И.А. Елизаров [и др.]. - Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2015. - 160c.
  • Интегрированные системы проектирования и управления. SCADA : учебное пособие / Х.Н. Музипов, О.Н. Кузяков, С.А. Хохрин [и др.] ; под редакцией Х.Н. Кангин В.В. Разработка SCADA-систем: учебное пособие / Кангин В.В., Кангин М.В., Ямолдинов Д.Н. - Москва, Вологда: Инфра-Инженерия, 2019. - 564 c.
Дополнительная литература
  • Иванов, В. Э. Разработка АСУТП в среде WinCC : учебное пособие / Иванов В. Э. , Чье Ен Ун. - Москва: Инфра-Инженерия, 2019. - 232 с.
  • Тугов В. В. Проектирование автоматизированных систем управления в TRACE MODE: учебное пособие / Тугов В. В. - Оренбург : ОГУ, 2017.
  • Осипова Н. В. Программное обеспечение систем управления : учеб. пособие / Н. В. Осипова. - Москва : МИСиС, 2019. - 74 с.
  • Гаврилов А.Н. Средства и системы управления технологическими процессами: учебное пособие / А.Н. Гаврилов, Ю.В. Пятаков. - 3-е изд., стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2019. - 376 с.