Распределенные компьютерные информационно-управляющие системы
内容描述: Дисциплина посвящена изучению структуры и принципам действия распределенных информационно-управляющих систем, методам организации обмена данными между элементами в данной структуре, программно-технических средств, используемых для их построения. Рассматриваются методы разработки распределенных информационно-управляющих систем с помощью CASE-средств.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Линейные системы автоматического регулирования
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | 30 |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | устный экзамен |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Сформировать компетенции в области проектирования, создания и применения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем в сложных технических и технологических объектах, формирование знаний и навыков в применении на практике аппаратных и программных средств, необходимых для профессиональной деятельности.
Задача
- изучение моделей и методов создания и применения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем;
- освоение принципов и методов проектирования информационно-управляющих систем;
- приобретение практических навыков разработки информационных моделей систем с помощью CASE-средств для реализации информационно-управляющих систем.
Результат обучения: знание и понимание
- называть основные понятия теории информационных систем и сетей, принципы и функции распределенных информационно-управляющих систем;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- выбирать аппаратные средства построения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем с учетом качества и устойчивости передачи данных;
- применять модели и методы управления с учетом особенностей распределенных информационных системах;
Результат обучения: формирование суждений
- обосновывать методы повышения достоверности данных при проектировании распределенных информационно-управляющих систем;
Результат обучения: коммуникативные способности
- демонстрировать собственные решения с аргументированным подтверждением;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- демонстрировать приемы разработки информационных моделей систем с помощью CASE-средств для реализации информационно-управляющих систем.
*TeachingMethods(zh-CN)*
интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мотивационная речь);
построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;
информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);
поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность в процессе обучения).
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Лабораторная работа "Разработка математической модели распределенной компьютерной информационно-управляющей системы." | 0-100 |
Рубежный контроль 1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Лабораторная работа "Разработка информационного обеспечения распределенной компьютерной информационно-управляющей системы." | 0-100 |
Лабораторная работа "Разработка моделей с применением CASE - средств." | ||
Рубежный контроль 2 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Работа на лабораторных занятиях | Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. | Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. | Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. | Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не освоены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям. |
Устное собеседование по контрольным вопросам | Полный, исчерпывающий ответ. Обучающийся показывает глубокое понимание предмета, свободно ориентируется в основных понятиях, терминах и определениях при ответе; усвоил основную и знаком с дополнительной литературой по распределенным компьютерным информационно-управляющим системам. | Ответ стандартный. Обучающийся показывает достаточный уровень знаний в области распределенных компьютерных информационно-управляющих систем, ориентируется в основных понятиях и определениях; усвоил основную литературу. Допускает незначительные погрешности или несущественные ошибки при ответах на вопросы преподавателя. | Ответ неполный. Обучающийся показывает минимальный объем знаний по распределенным компьютерным информационно-управляющим системам; знаком с основной литературой; незнание (путаница) важных терминов; допускает существенные ошибки при ответах на вопросы преподавателя, но может устранить их под руководством преподавателя. | Неспособность ответить на вопрос без помощи преподавателя. Обучающийся не имеет достаточного уровня знания дисциплины; плохо ориентируется в основных понятиях и определениях; плохо знаком с основной литературой; допускает при ответе на экзамене существенные ошибки и не может устранить их даже под руководством преподавателя. Попытка списывания, использования неразрешенных технических устройств или пользование подсказкой другого человека. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Основные понятия и определения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем. Понятия распределенных компьютерных информационно-управляющих систем. Классификационные признаки. Области применения. Основные свойства. Способы представления данных и знаний. Системы реального времени. Вычислительный базис современных распределенных компьютерных информационно-управляющих систем.
- Структура распределенных компьютерных информационно-управляющих систем. Процедуры обработки информации. Организация информационных процессов в системах управления.
- Обеспечивающие подсистемы распределенных компьютерных информационно-управляющих систем. Математическое, системное, информационное, прикладное, лингвистическое, организационно-методическое, эргономическое и правовое обеспечение.
- Аппаратные средства построения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем. Компьютеры и контроллеры в системах управления. Типы и характеристики каналов передачи данных. Оптические линии связи. Беспроводные радиоканалы. Аналоговые каналы. Цифровые каналы. Состав сетевого коммутационного оборудования.
- Система управления технологическим комплексом. Иерархия основных компонентов управления технологическими процессами. Дистанционное автоматизированное управление технологическими процессами. Виртуальная ЛВС.
- Моделирование процессов в распределенных компьютерных информационно-управляющих системах. Моделирование потоков данных (процессов). Внешние сущности. Системы и подсистемы. Процессы. Накопители данных. Потоки данных.
- Модели жизненного цикла программного обеспечения. Построение иерархии диаграмм потоков даны. Моделирование данных. Реляционная модель данных. CASE-средства.
- Проектирование распределенных компьютерных информационно-управляющих систем. Сущность системного подхода. Малые, сложные, сверхсложные и суперсистемы. Понятие связи. Структура объекта.Этапы и стадии разработки ИУС. Жизненный цикл ИУС. Методологии и технологии проектирования информационных систем. SCADA – системы.
Основная литература
- Денисенко В.В. Компьютерное управление технологическим процессом, экспериментом, оборудованием.-М.: Горячая линия - Телеком, 2013.-606 c.
- Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Распределенные информационные системы. –Издательство «Лань», 2021. – 240 с.
- Токмаков Г.П. CASE-технологии проектирования информационных систем: учебное пособие / Г. П. Токмаков. – Ульяновск: УлГТУ, 2018. − 224 с.
Дополнительная литература
- Цехановский В.В. Архитектор информационных систем: как проектировать большие системы / Цехановский В.В., Водяхо А.И. - Москва, Алматы : Ай Пи Ар Медиа, EDP Hub (Идипи Хаб), 2024. - 284 c.
- Пачкин, С. Г. Распределенные информационно-управляющие системы : учебное пособие / Пачкин С. Г., Котляров Р. В. - Кемерово : КемГУ, 2020. - 98 с.
- Дацун Н.Н. Моделирование информационных систем. Указания к выполнению лабораторных работ и проведению практических занятий: учеб. пособие. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. – 105 с.