Распределенные компьютерные информационно-управляющие системы

Кадыролдина Альбина Талапжановна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Дисциплина посвящена изучению структуры и принципам действия распределенных информационно-управляющих систем, методам организации обмена данными между элементами в данной структуре, программно-технических средств, используемых для их построения. Рассматриваются методы разработки распределенных информационно-управляющих систем с помощью CASE-средств.

贷款数: 5

Пререквизиты:

  • Линейные системы автоматического регулирования

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 15
*PracticalWork(zh-CN)*
*LaboratoryWork(zh-CN)* 30
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 75
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* устный экзамен

零件: Компонент по выбору

循环次数: Базовые дисциплины

Цель
  • Сформировать компетенции в области проектирования, создания и применения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем в сложных технических и технологических объектах, формирование знаний и навыков в применении на практике аппаратных и программных средств, необходимых для профессиональной деятельности.
Задача
  • изучение моделей и методов создания и применения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем;
  • освоение принципов и методов проектирования информационно-управляющих систем;
  • приобретение практических навыков разработки информационных моделей систем с помощью CASE-средств для реализации информационно-управляющих систем.
Результат обучения: знание и понимание
  • называть основные понятия теории информационных систем и сетей, принципы и функции распределенных информационно-управляющих систем;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • выбирать аппаратные средства построения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем с учетом качества и устойчивости передачи данных;
  • применять модели и методы управления с учетом особенностей распределенных информационных системах;
Результат обучения: формирование суждений
  • обосновывать методы повышения достоверности данных при проектировании распределенных информационно-управляющих систем;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • демонстрировать собственные решения с аргументированным подтверждением;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • демонстрировать приемы разработки информационных моделей систем с помощью CASE-средств для реализации информационно-управляющих систем.
*TeachingMethods(zh-CN)*

интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мотивационная речь);

построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;

информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);

поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность в процессе обучения).

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа "Разработка математической модели распределенной компьютерной информационно-управляющей системы." 0-100
Рубежный контроль 1
2  *Rating(zh-CN)* Лабораторная работа "Разработка информационного обеспечения распределенной компьютерной информационно-управляющей системы." 0-100
Лабораторная работа "Разработка моделей с применением CASE - средств."
Рубежный контроль 2
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Работа на лабораторных занятиях Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не освоены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям.
Устное собеседование по контрольным вопросам Полный, исчерпывающий ответ. Обучающийся показывает глубокое понимание предмета, свободно ориентируется в основных понятиях, терминах и определениях при ответе; усвоил основную и знаком с дополнительной литературой по распределенным компьютерным информационно-управляющим системам. Ответ стандартный. Обучающийся показывает достаточный уровень знаний в области распределенных компьютерных информационно-управляющих систем, ориентируется в основных понятиях и определениях; усвоил основную литературу. Допускает незначительные погрешности или несущественные ошибки при ответах на вопросы преподавателя. Ответ неполный. Обучающийся показывает минимальный объем знаний по распределенным компьютерным информационно-управляющим системам; знаком с основной литературой; незнание (путаница) важных терминов; допускает существенные ошибки при ответах на вопросы преподавателя, но может устранить их под руководством преподавателя. Неспособность ответить на вопрос без помощи преподавателя. Обучающийся не имеет достаточного уровня знания дисциплины; плохо ориентируется в основных понятиях и определениях; плохо знаком с основной литературой; допускает при ответе на экзамене существенные ошибки и не может устранить их даже под руководством преподавателя. Попытка списывания, использования неразрешенных технических устройств или пользование подсказкой другого человека.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Основные понятия и определения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем. Понятия распределенных компьютерных информационно-управляющих систем. Классификационные признаки. Области применения. Основные свойства. Способы представления данных и знаний. Системы реального времени. Вычислительный базис современных распределенных компьютерных информационно-управляющих систем.
  • Структура распределенных компьютерных информационно-управляющих систем. Процедуры обработки информации. Организация информационных процессов в системах управления.
  • Обеспечивающие подсистемы распределенных компьютерных информационно-управляющих систем. Математическое, системное, информационное, прикладное, лингвистическое, организационно-методическое, эргономическое и правовое обеспечение.
  • Аппаратные средства построения распределенных компьютерных информационно-управляющих систем. Компьютеры и контроллеры в системах управления. Типы и характеристики каналов передачи данных. Оптические линии связи. Беспроводные радиоканалы. Аналоговые каналы. Цифровые каналы. Состав сетевого коммутационного оборудования.
  • Система управления технологическим комплексом. Иерархия основных компонентов управления технологическими процессами. Дистанционное автоматизированное управление технологическими процессами. Виртуальная ЛВС.
  • Моделирование процессов в распределенных компьютерных информационно-управляющих системах. Моделирование потоков данных (процессов). Внешние сущности. Системы и подсистемы. Процессы. Накопители данных. Потоки данных.
  • Модели жизненного цикла программного обеспечения. Построение иерархии диаграмм потоков даны. Моделирование данных. Реляционная модель данных. CASE-средства.
  • Проектирование распределенных компьютерных информационно-управляющих систем. Сущность системного подхода. Малые, сложные, сверхсложные и суперсистемы. Понятие связи. Структура объекта.Этапы и стадии разработки ИУС. Жизненный цикл ИУС. Методологии и технологии проектирования информационных систем. SCADA – системы.
Основная литература
  • Денисенко В.В. Компьютерное управление технологическим процессом, экспериментом, оборудованием.-М.: Горячая линия - Телеком, 2013.-606 c.
  • Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Распределенные информационные системы. –Издательство «Лань», 2021. – 240 с.
  • Токмаков Г.П. CASE-технологии проектирования информационных систем: учебное пособие / Г. П. Токмаков. – Ульяновск: УлГТУ, 2018. − 224 с.
Дополнительная литература
  • Цехановский В.В. Архитектор информационных систем: как проектировать большие системы / Цехановский В.В., Водяхо А.И. - Москва, Алматы : Ай Пи Ар Медиа, EDP Hub (Идипи Хаб), 2024. - 284 c.
  • Пачкин, С. Г. Распределенные информационно-управляющие системы : учебное пособие / Пачкин С. Г., Котляров Р. В. - Кемерово : КемГУ, 2020. - 98 с.
  • Дацун Н.Н. Моделирование информационных систем. Указания к выполнению лабораторных работ и проведению практических занятий: учеб. пособие. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. – 105 с.