Системы удаленного мониторинга в цифровой медицине

Григорьева Светлана Владимировна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина посвящена изучению основных биомедицинских сигналов, используемых для оценки текущего состояния здоровья человека в системах удаленного мониторинга; базового набора датчиков для регистрации биомедицинских сигналов; современных тенденций и подходов к инструментальному обеспечению систем дистанционного мониторинга в цифровом здравоохранении.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Основы информационно-измерительных технологий

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы
Лабораторные работы 30
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля устный экзамен

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Формирование у студентов знаний, навыков и компетенций в области разработки, внедрения и анализа систем удаленного мониторинга пациентов с использованием цифровых технологий, IoT и искусственного интеллекта, а также освоение современных методов сбора, передачи и обработки медицинских данных для своевременной диагностики, прогнозирования состояний пациентов и поддержки принятия решений в здравоохранении.
Задача
  • Изучение принципов и архитектуры систем удаленного мониторинга, понимание работы системы для сбора и анализа данных о состоянии здоровья пациента на расстоянии.
  • Изучение датчиков, носимых устройств и других технологий для сбора информации о физиологических показателях пациента (сердечный ритм, уровень сахара в крови, артериальное давление и др.).
  • Освоение платформ и приложений для хранения, обработки и визуализации данных, таких как электронные медицинские карты, облачные сервисы и системы для врачей и пациентов.
  • Понимание принципов использования данных для прогнозирования состояния здоровья и выявления потенциальных рисков.
  • Изучение вопросов взаимодействия удаленного мониторинга с традиционными медицинскими услугами и их эффективной интеграции в практику здравоохранения.
Результат обучения: знание и понимание
  • Описывать архитектуру и компоненты систем удаленного мониторинга здоровья, принципы работы программного обеспечения для анализа и визуализации медицинских данных.
  • Подбирать современные технологии и приборы сбора данных о состоянии пациентов (датчики, носимые устройства, мобильные приложения и т. д.), алгоритмы и модели для анализа данных и прогнозирования рисков для здоровья.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применять методы и инструменты удаленного мониторинга для сбора и анализа данных о состоянии здоровья.
  • Применять предсказательные модели и алгоритмы для мониторинга здоровья пациентов.
Результат обучения: формирование суждений
  • Интерпретировать полученные данные, определять риски и принимать обоснованные решения на основе анализа.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Общаться в соответствии с этическими нормами, что особенно важно в вопросах конфиденциальности и защиты данных пациента.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Разрабатывать и настраивать системы удаленного мониторинга, включая интеграцию с электронными медицинскими картами и другими цифровыми системами.
Методы преподавания

Модульная технология обучения

Технология учебно-исследовательской деятельности

Информационно-коммуникационные технологии

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Лабораторная работа "Регистрация и передача биомедицинских сигналов" 0-100
Лабораторная работа "Интеграция данных из сенсоров в облачные системы "
Лабораторная работа "Кибербезопасность и защита персональных данных "
Рубежный контроль 1
2  рейтинг Лабораторная работа "Анализ медицинских данных и предсказание рисков " 0-100
Лабораторная работа "Автоматизированные системы поддержки решений "
Лабораторная работа "Разработка и тестирование системы мониторинга"
Рубежный контроль 2
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
лабораторная работа Проявлена превосходная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения полностью освоены. Результат лабораторной работы полностью соответствует её целям. Проявлена хорошая теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения в основном освоены. Результат лабораторной работы в основном соответствует её целям. Проявлена удовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения частично освоены. Результат лабораторной работы частично соответствует её целям. Проявлена неудовлетворительная теоретическая подготовка. Необходимые навыки и умения не своены. Результат лабораторной работы не соответствует её целям.
Устное собеседование (письменный ответ) по контрольным вопросам В ответе качественно раскрыто содержание темы. Ответ хорошо структурирован. Прекрасно освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован высокий уровень понимания материала. Превосходное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Основные вопросы темы раскрыты. Структура ответа в целом адекватна теме. Хорошо освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован хороший уровень понимания материала. Хорошее умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема частично раскрыта. Ответ слабо структурирован. Понятийный аппарат освоен частично. Понимание отдельных положений из материала по теме. Удовлетворительное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. Тема не раскрыта. Понятийный аппарат освоен неудовлетворительно. Понимание материала фрагментарное или отсутствует. Неумение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения.
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Концепция и назначение систем удаленного мониторинга в медицине
  • Архитектура систем удаленного мониторинга
  • Методы сбора биомедицинских данных в системах удаленного мониторинга
  • Протоколы передачи данных в системах удаленного мониторинга
  • Кибербезопасность и защита персональных данных
  • Хранение и обработка медицинских данных в облачных системах
  • Телемедицина и интеграция систем удаленного мониторинга с медицинскими сервисами
  • Автоматизированные системы поддержки принятия решений в удаленном мониторинге
  • IoT и носимые технологии в цифровой медицине
  • Этика и правовые аспекты применения удаленного мониторинга
  • Разработка и тестирование систем удаленного мониторинга: от концепции до внедрения
  • Персонализированные системы мониторинга и цифровые двойники
  • Будущее технологий удаленного мониторинга: искусственный интеллект, Big Data и 6G
  • Имплантируемые и биоинженерные сенсоры для удаленного мониторинга
  • Будущие вызовы и направления развития цифровой медицины
Основная литература
  • Телемедицинские технологии : учебное пособие / М.С. Благодарева, А.А. Косова, Н.С. Брынза, Ю.С. Решетникова ; [под общ. ред. А. А. Косовой].— Екатеринбург: УГМУ, 2023.
  • Кореневский Н.А. Проектирование биотехнических систем медицинского назначения. Общие вопросы проектирования: учеб. по направлению подгот. ”Фотоника, приборостроение, оптич. и биотехн. системы и технологии”, по дисциплине ”Проектирование биотехн. систем мед. назначения”, по направлению подгот. ”Биотехн. системы и технологии” / Н. А. Кореневский, З.М. Юлдашев, 2018. – -308 с.
Дополнительная литература
  • Кореневский Н.А. Приборы, аппараты, системы и комплексы медицинского назначения. Средства регистрации неэлектрических характеристик биообъектов: учеб. по направлению подгот. ”Фотоника, приборостроение, опт. и биотехн. системы и технологии”, ”Биотехн. системы и технологии” / Н. А. Кореневский, З. М. Юлдашев, 2019. – 266 с.
  • Обзор системы удаленного мониторинга пациентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://evercare.ru/sites/default/files/2021-03/Отчет_удалённый_мониторинг.pdf
  • Крутиков В.К., Якунина М.В. Формирование цифровой медицины. Учебно-методическое пособие. Калуга: ИП Стрельцов И.А. ( Изд-во «Эйдос»). – 2022. –166 с.