Физико-химические основы геотехнологических способов разработки полимет. и колчед. месторождений
Описание: Особенностью геотехнологического метода разработки месторождений полезных ископаемых является тот факт, что вскрытие, подготовка, системы разработки, технология базируется в основном на использовании буровых скважин (в редком случае применяются комбинированные методы и схемы). Из процесса исключается в большинстве случаев обогащение, в процессе разработки получают сразу готовый продукт.
Количество кредитов: 6
Пререквизиты:
- Планирование горных работ
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 90 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Ознакомить магистрантов с теорией, методикой и осуществления физико – химческих процессов при добыче полезных ископаемых геотехнологическими способами разработки полиметаллических и колчеданных месторождений, в увязке с требованиями рыночной экономики
Задача
- В результате изучения настоящей дисциплины магистранты должны: - иметь представление - о значении проектного дела, необходимости комплексного решения всех вопросов, связанных рациональным использованием природных ресурсов и охраны окружающей среды, обоснованных направлениях научно-технического развития отрасли и др; - знать: теорию и методы оптимизации качественных и количественных параметров методов формирования вариантов и составления технико-экономических моделей, методы оценки качества проектных решений; - уметь: анализировать и синтезировать различные варианты инженерных решений, выбрать оптимальный вариант, определять оптимальные параметры с использованием ЭВМ, читать и составить планы горных работ; - приобрести практические навыки: в конструировании вариантов инженерных решений, пользовании стоимостных параметров, составлении технико-экономических моделей и определении оптимальных количественных и качественных параметров с использованием ЭВМ.
Результат обучения: знание и понимание
- Углубление, полученных на первой профессиональной образовательной ступени подготовки (бакалавриат) специальных, межпредметных и внепредметных знаний, дополнение этих знаний за счет расширения методического и аналитического исследовательского аппарата
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применять знания, понимания и способность решать производственные проблемы; оценка инновационного потенциала проекта, инновационных рисков; разработка методических и нормативных документов, технической документации
Результат обучения: формирование суждений
- Приобретение навыков научно-исследовательской деятельности: своевременное выявление проблемных вопросов, возникающих при производственных и исследовательских работах, определение рациональных путей их решения
Результат обучения: коммуникативные способности
- Демонстрировать понимание сущности и значения информации в развитии современной геологии владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; использование для решения коммуникативных задач современных технических средств и информационных технологий
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности, приобретать научные, технические и социальные компетентности, опыта международного и межкультурного взаимодействия
Методы преподавания
1. лекция ( ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; демонстрация слайдов или учебных фильмов; ); 2. - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность в процессе обучения); 3. - решение учебных задач.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Обсуждение лекции | 0-100 |
Выполнение практических занятий | ||
Реферат (презентация) | ||
Семестровое задание | ||
2 рейтинг | Обсуждение лекции | 0-100 |
Выполнение практических занятий | ||
Реферат (презентация) | ||
Семестровое задание | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Тема 1
- Тема 2
- Химия геотехнологических процессов№ изменение изобарно – озотермического потенциала (правило энергии Гиббса)
- Процесс растворения и кристаллизации
- Процесс выщелачивания
- Термомеханические процессы
- Тепловые процессы в массиве
- Методы переработки продуктов – осаждение, сгущение, коагуляция и флокуляция, флотация, цементация, гальвано-извлечение, сорбция, десорбция
- Биосорбционная флотация, жидкостная экстракция
- Технологические процессы геотехнологии – разведка, вскрытие, подго-товка, производство рабочих реагентов, очистная выемка, доставка, подъём, управление горным давлением, транспорт, переработка, рекультивация
- Оборудование предприятий, добычное оборудование
- Чановое и кучное выщелачивание
- Подземное внутримассивное выщелачивание
- Области применения подземного и кучного выщелачивания, геотермальной энергии
- Электрофизические процессы
Основная литература
- 1 Аренс В.Ж. и др. Новое в технике и технологии бесшахтных методов добычи полезных ископаемых. Итоги науки и техники Серия «Разработка месторождений твердых полезных ископаемых. Т. 37. Специальные способы разработки. М.: ВИНИТИ, 2001. - 98 с. 2 П.В Егоров и др. Геотехнологические способы разработки полезных ископаемых/Учебное пособие Кемерово : КузГТУ, 2011 3 Журнал «Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых» – 2012 – 2015 гг.
Дополнительная литература
- 1 Аренс В.Ж. Разработка месторождений самородной серы методом подземной выплавки. М.: Недра, 2003. - 264 с. 2 Аренс В.Ж. Скважинная добыча полезных ископаемых (геотехнология). М: Недра, 2002. - 279 с. 3 Аренс В.Ж., Исмагилов Б.В. , Шпак Д.Н. Скважинная гидродобыча твердых полезных ископаемых. М.: Недра, 2002. - 229 с 4 Бахуров В.Г., Вечеркии С.Т., Луценко И.К. Подземное выщелачивание урановых руд. М: Атомиздат, 2000 - 151с. 5 Горное дело. Терминологический словарь. М.: Недра, 2000.-694 с.