Рудничная геология
Описание: Рудничная (шахтная) геология – это геологическое обслуживание рудников в процессе их эксплуатации и разработки месторождений полезных ископаемых, а геологическое обслуживание угледобывающих шахт и карьеров – шахтная геология. Этот курс является заключительным для магистрантов геологических специальностей по изучению методов разведки и оценки месторождений полезных ископаемых.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Геология МПИ
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 30 |
СРО | 75 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Письменный экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Это глубокое изучение геологических процессов, методики геологоразведочных работ и других вопросов, связанных с изучением месторождений полезных ископаемых, что позволит рудничному геологу эффективно решать задачи развития добычи и переработки руд, на действующих и строящихся рудниках, расширение перспектив разрабатываемых месторождений и открытия новых промышленных объектов, что способствует повышению минерально-сырьевой базы Казахстана.
Задача
- 1) Углубленное геологическое изучение разрабатываемого месторождения и его ближайших окрестностей, с целью расширения перспективы развития горного предприятия (запасы С1+С2), т.е. продления срока его существования, увеличение производственной мощности или обоснования капиталовложений на реконструкцию; 2) Помощь горным и перерабатывающим цехам в оперативном и перспективном планировании, а также в управлении технологией добычи и переработки сырья.
Результат обучения: знание и понимание
- Результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов соответствующего уровня образования и выражаются через компетенции. Знание и понимание: позволяет приобрести навыки проектирования, организации и ведения геологоразведочных работ на месторождения полезных ископаемых, проведения геологической документации, прослеживания и оконтуривания тел полезных ископаемых современными техническими средствами, опробования полезных ископаемых в недрах и в добытой горной массе, оценки запасов полезных ископаемых в недрах.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применение знаний и пониманий: знания и понимания, полученные при изучении дисциплины, должны обеспечить умение магистранта выявить основные геологические предпосылки прогнозирования, составлять проект и грамотно проводить геолого-поисковые и разведочные работы. Комплексно изучать перспективные площади, структуры и участки, составлять геологические, шлиховые, геохимические и прогнозно-металлогенические карты, прослеживать и оконтуривать залежи полезных ископаемых, определять прогнозные ресурсы (и запасы) полезных ископаемых, проводить геолого-экономическую оценку изучаемого объекта и оценивать эффективность поисковых и разведочных работ.
Результат обучения: формирование суждений
- Знание дисциплины позволяет приобрести навыки проектирования, организации и ведения геологоразведочных работ на месторождения полезных ископаемых, проведения геологической документации, прослеживания и оконтуривания тел полезных ископаемых современными техническими средствами, опробования полезных ископаемых в недрах и в добытой горной массе, оценки запасов полезных ископаемых в недрах
Результат обучения: коммуникативные способности
- Коммуникативные способности: - сформировать способности коллективного сотрудничества для реализации конкурентоспособных идей и инновационных задач прикладного и научного содержания. необходимые для работы в команде.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Знания, полученные при изучении дисциплины, с применением нанотехнологий и методики геологоразведочных работ и других вопросов, связанных с изучением месторождений полезных ископаемых, позволит рудничному геологу эффективно решать задачи развития добычи и переработки руд на действующих и стоящихся рудниках, расширения перспектив разрабатываемых месторождений и открытия новых промышленных объектов и тем самым способствовать укреплению минерально-сырьевой базы Казахстана. Навыки, полученные при изучении дисциплины помогут молодым специалистам при эксплуатационной разведке и доразведке месторождений полезных ископаемых на практике и в будущем работая на производстве. Компетенция изучения дисциплины позволяет приобрести навыки проектирования, организации и ведения геологоразведочных работ на месторождения полезных ископаемых, проведения геологической документации, прослеживания и оконтуривания тел полезных ископаемых современными техническими средствами, опробования полезных ископаемых в недрах и в добытой горной массе, оценки запасов полезных ископаемых в недрах.
Методы преподавания
Основные образовательные технологии — это теоретические основы и методы подсчета запасов месторождений полезных ископаемых. связанные с компьютерными методами оценки месторождений, термины и определения в области классификации; правила и порядок проведения классификации запасов. Необходимо грамотно подготовить базу геологоразведочных данных и исходные данные для подсчета запасов. Подсчитывать запасы различными методами.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Лекции | 0-100 |
Практические занятия | ||
Аттестация | ||
2 рейтинг | Лекции | 0-100 |
Практические занятия | ||
Аттестация | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Общие сведения
- Эксплуатационная разведка
- Основные задачи подземного геологического картирования
- Опробование на действующих горных предприятиях
- Опробование с целью уточнения, контроля качества и полноты выемки полезного компонента и получения данных для технологических и технико-экономических расчетов
- Исследование химических, минералогических и технологических проб
- Геометризация рудных тел
- Изучение морфологии естественных типов руд, рудных столбов и обогащенных участков внутри рудной залежи (зоны окисления колчеданных залежей, полиметаллические месторождения и т
- Общие сведения
- Геолого-экономические критерии оконтуривания запасов
- Определение мощности тела полезного ископаемого
- Подсчет запасов полезных ископаемых
- Методы подсчета запасов
- Точность подсчета запасов
- Геолого-промышленная оценка месторождений
Основная литература
- 1. Электронное учебное издание УМКД по дисциплине «Рудничная геология» (программа для ЭВМ, задачник по лабораторным работам. (ИС 010003). Авторское свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права. № 2300 от 10 октября 2017г. 2. Электронное учебное издание УМКД по дисциплине «Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» (программа для ЭВМ, задачник по лабораторным работам. ИС 009029). Авторское свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права. 3. Черненко З.И. Рудничная геология. Курс лекций. ВКГТУ, 2015.-125с 4. Thomas, Charles Е. Process Technology Equipment & Systems : учебник / C. E. Thomas. -4th ed. - [s. l.] : Cengage Learning, 2015. - 526 p.
Дополнительная литература
- 5. Черненко З.И. Рудничная геология. ВКГТУ, 2015.-125с. 6. Черненко З.И. Рудничная геология и современные методы подсчета запасов месторождений полезных ископаемых. ВКГТУ, 2013.-135с. 7. Коробейников А.Ф. Прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых. ТПУ, Томск, 2009.-253с. 8. Черненко З.И., Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Курс лекций, часть I, ВКГТУ, 2006.-65с. 9. Черненко З.И., Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Курс лекций, часть II, ВКГТУ, 2006.-95с.