Эргономика

Гурская Оксана Евгеньевна

*InstructorProfile(zh-CN)*

内容描述: Рассмотрение методических основ и принципов проектирования эргономичной среды обитания человека, направленной на создание гуманных и оптимальных условий жизнедеятельности при взаимодействии современных техногенных, антропогенных и природных пространственных систем и объектов.

贷款数: 6

Пререквизиты:

  • Архитектурная композиция

*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:

*TypesOfClasses(zh-CN)* *hours(zh-CN)*
*Lectures(zh-CN)* 30
*PracticalWork(zh-CN)* 30
*LaboratoryWork(zh-CN)*
*srop(zh-CN)* 30
*sro(zh-CN)* 90
*FormOfFinalControl(zh-CN)* экзамен
*FinalAssessment(zh-CN)* Творческий экзамен.

零件: Компонент по выбору

循环次数: Профилирующие дисциплины

Цель
  • - формирование общекультурных и профессиональных компетенций, основанных на освоении методов и приемов эргономики.
Задача
  • освоить основные принципы и приемы эргономичного формирования элементов и комплексов оборудования и предметного наполнения среды;
  • освоить методы проектного мышления, направленного на создание гуманной среды обитания;
  • овладеть средствами исследования эргономического взаимодействия в системе "человека-среда", "человек-оборудование-среда".
Результат обучения: знание и понимание
  • овладеть антропометрическими, биомеханическими и психофизиологическими основами деятельности человека;
  • освоить теоретические основы эргономического проектирования, эргономические требования и стандарты;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • владеть методиками расчета эргономических параметров элементов среды;
  • уметь проводить эргономическую оценку предметно-пространственных параметров среды с разработкой рекомендаций по ее совершенствованию;
Результат обучения: формирование суждений
  • научиться использовать гуманистические основы эргономической науки;
Результат обучения: коммуникативные способности
  • уметь интегрировать разнообразные формы знаний при разработке проектных решений;
  • научиться разрабатывать и демонстрировать информацию, в том числе на основе знаний инженерной психологии;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • уметь проектировать эргономичную архитектурно-пространственную среду.
*TeachingMethods(zh-CN)*

проблемные лекции в медиа-формате, просмотр видеофильмов, работа в сети Интернет по предлагаемым ссылкам; практические работы по учебной тематике; самостоятельная работа студентов в процессе обучения.

*AssessmentKnowledge(zh-CN)*

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

*Period2(zh-CN)* *TypeOfTask(zh-CN)* *Total(zh-CN)*
1  *Rating(zh-CN)* Определение тематики обзорного реферата. 0-100
Постановка цели, определение задач исследования. Формулировка предмета и объекта исследования.
Подготовка введения, разделов основной части обзорного реферата, заключения. Библиография, графоаналитические материалы.
Уточнение содержания обзорного реферата и графоаналитических материалов.
Проверка оформления, подготовка обзорного реферата для защиты и оценки.
2  *Rating(zh-CN)* Замеры габаритов и конфигурации предметного оборудования для графоаналитического исследования. 0-100
Построение моторного и информационного полей. Анализ физиологической приемлемости предметного оборудования.
Анализ использования оборудования и оргоснастки.
Подготовка пояснительной записки.
Проверка параметров оформления.
*TotalControl(zh-CN)* экзамен 0-100
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent *Grade4(zh-CN)* *Grade3(zh-CN)* *Grade2(zh-CN)*
Теоретический курс Глубокое и полное освоение теоретического материала; уверенное владение профессиональной терминологией и понятиями эргономического проектирования. Освоение теоретического материала выполнено с незначительными ошибками; уверенное владение профессиональной терминологией и понятиями эргономического проектирования. Освоение теоретического материала выполнено с ошибками; недостаточное владение профессиональной терминологией и понятиями эргономического проектирования. Теоретический материал не освоен; отсутствует владение профессиональной терминологией и понятиями эргономического проектирования.
Подготовка реферата Грамотная формулировка целей и задач исследования; структура реферата соответствует требованиям; материал изложен развернуто и последовательно; выводы по работе логичные и корректные; библиография корректная; оформление соответствует стандартам. Формулировка целей и задач исследования недостаточно логична; структура реферата соответствует требованиям; материал изложен развернуто; выводы по работе не полностью соответствуют поставленным целям и задачам; библиография корректная; оформление соответствует стандартам. Формулировка целей и задач исследования недостаточно логична; структура реферата не полностью соответствует требованиям; материал изложен недостаточно последовательно; выводы по работе не полностью соответствуют поставленным целям и задачам; библиография краткая; оформление соответствует стандартам. В формулировке целей и задач исследования отсутствует логика; структура реферата не соответствует требованиям; материал изложен отрывочно и непоследовательно; выводы по работе не соответствуют поставленным целям и задачам; библиография не отражает содержание реферата; оформление не соответствует стандартам.
Соматографический анализ Графоаналитическая работа выполнена в полном объеме; исходные данные актуальны для анализа, полученные результаты объективны; описательная характеристика развернутая, отражает существенные особенности объекта анализа. Уровень графической подачи материала высокий, оформление соответствует стандартам. Графоаналитическая работа выполнена с незначительными ошибками; исходные данные актуальны для анализа, полученные результаты объективны; описательная характеристика не полностью отражает особенности объекта анализа. Уровень графической подачи материала высокий, оформление соответствует стандартам. Графоаналитическая работа выполнена с незначительными ошибками; исходные данные актуальны для анализа, полученные результаты недостаточно объективны; описательная характеристика краткая, не полностью отражает особенности объекта анализа. Уровень графической подачи материала не в полной мере показывает аналитику, оформление выполнено с незначительными ошибками. Графоаналитическая работа выполнена с ошибками; исходные данные не актуальны, полученные результаты не объективны; описательная характеристика выполнена с ошибками, не отражает особенности объекта анализа. Уровень графической подачи материала низкий, оформление выполнено с ошибками.
*EvaluationForm(zh-CN)*

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Предмет, определения и задачи эргономики. Сфера приложения эргономических данных. Эргономика и дизайн-проектирование. Типология решаемых в проектировании эргономических задач.
  • Взаимосвязь формообразования и эргономических требований. Антропометрия. Определение. Сфера применения антропометрических данных. Антропометрические данные: характеристики и параметры.
  • Двигательные возможности человека. Визуальное восприятие. Сенсомоторные реакции. Удобство и безопасность инструмента.
  • Человек и трудовой процесс. Исследование рабочих движений. Проектирование рабочего места. Исходные данные, пространственная ориентация, моторное поле, информационное поле.
  • Рабочее положение, рабочая поза. Выбор положения тела. Оптимизация рабочих движений. Размеры рабочего места.
  • Эргономические характеристики системы "человек - АСУ - среда" и проектирование пунктов и систем управления. Понятие «удобство» и «безопасность».
  • Исходные данные для проектирования рабочего места, содержание труда эргономиста. Требования дизайна, оценки качества.
  • Проектирование и оценка рабочих мест, пунктов и систем управления. Содержание и этапы проектной деятельности. Метод соматографии.
  • Рабочее сидение. Функциональные требования. Физиологическая приемлемость. Положения ног. Кривые Акерблома для кресла и стульев.
  • Педали. Выбор типов и форм конструкций. Оптимальная рабочая зона для ноги в положении стоя, сидя.
  • Рабочие движения. Организация движений. Скорость и точность работы. Рабочий ритм.
  • Ручные приспособления и захватные части инструментов.
  • Проектирование мебели. Рабочие столы и сидения. Встроенная и трансформируемая мебель.
  • Восприятие и воздействие визуальной среды. Эргономические характеристики системы "человек - средства информации - городская среда" и проектирование ансамблевых объектов архитектурной среды.
  • Кодирование информации. Возможности управления процессом ее воздействия в интересах проектирования конкретной городской (и сельской) среды – видеоэкология.
Основная литература
  • Жангужинова, М. Е. Основы художественной графики [Текст] : учеб. пособие / М. Е. Жангужинова ; Министерство образования и науки Республики Казахстан, АТУ. - Алматы : ТОО "Лантар Трейд", 2020. - 106 с. : цв. ил.
  • Рунге, Владимир Федорович. Эргономика и оборудование интерьера [Текст] : учеб. пособие / В.Ф.Рунге. - М. : Архитектура-С, 2004. - 157 c.
  • Мунипов, В. М, Эргономика : Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды / В.М, Мунипов, В.П, Зинченко. - М. : Логос, 2001. - 356 с.
  • Инженерная психология и эргономика : учебник для вузов / Е. А. Климов [и др.] ; под редакцией Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 178 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/inzhenernaya-psihologiya-i-ergonomika-492051#page/1 (дата обращения: 29.09.2022).
Дополнительная литература
  • Эргономика : Учеб. пособие / В.В.Адамчук, Т.П.Варна, В.В.Воротникова и др; Ред. В.В.Адамчук. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 254 c.
  • Комлев, Сергей Валентинович. Эргономика и инженерная психология : учеб. пособие для студ. спец. 050421 "Дизайн" / С. В. Комлев ; Мин-во образования и науки РК. - Усть-Каменогорск : ВКГТУ, 2008. - 103 с. : ил. - Библиогр.: с. 103.
  • Эргономика : Учеб. пособие / В.В.Адамчук, Т.П.Варна, В.В.Воротникова и др; Ред. В.В.Адамчук. - М. : 5. ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 254 c.
  • Мунипова, В. М. Эргономика и художественное конструирование : Техническая эстетика / В.М. Мунипова. - М. : Знание, 1966. - 31 с
  • Организация рабочего места школьника: [электронный ресурс]/ – Режим доступа: http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/san-nadzor/2015-10-01-05- 48-10/6435-24082016.html (дата обращения: 27.09.2022).
  • Одегов, Ю. Г. Эргономика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Ю. Г. Одегов, В. Н. Сидорова, М. Н. Кулапов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 157 с. — (Профессиональное образование). Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/ergonomika-452249#page/1 (дата обращения: 29.09.2022).