Эргономика
内容描述: Рассмотрение методических основ и принципов проектирования эргономичной среды обитания человека, направленной на создание гуманных и оптимальных условий жизнедеятельности при взаимодействии современных техногенных, антропогенных и природных пространственных систем и объектов.
贷款数: 6
Пререквизиты:
- Архитектурная композиция
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 90 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Творческий экзамен. |
零件: Компонент по выбору
循环次数: Профилирующие дисциплины
Цель
- - формирование общекультурных и профессиональных компетенций, основанных на освоении методов и приемов эргономики.
Задача
- освоить основные принципы и приемы эргономичного формирования элементов и комплексов оборудования и предметного наполнения среды;
- освоить методы проектного мышления, направленного на создание гуманной среды обитания;
- овладеть средствами исследования эргономического взаимодействия в системе "человека-среда", "человек-оборудование-среда".
Результат обучения: знание и понимание
- овладеть антропометрическими, биомеханическими и психофизиологическими основами деятельности человека;
- освоить теоретические основы эргономического проектирования, эргономические требования и стандарты;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- владеть методиками расчета эргономических параметров элементов среды;
- уметь проводить эргономическую оценку предметно-пространственных параметров среды с разработкой рекомендаций по ее совершенствованию;
Результат обучения: формирование суждений
- научиться использовать гуманистические основы эргономической науки;
Результат обучения: коммуникативные способности
- уметь интегрировать разнообразные формы знаний при разработке проектных решений;
- научиться разрабатывать и демонстрировать информацию, в том числе на основе знаний инженерной психологии;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- уметь проектировать эргономичную архитектурно-пространственную среду.
*TeachingMethods(zh-CN)*
проблемные лекции в медиа-формате, просмотр видеофильмов, работа в сети Интернет по предлагаемым ссылкам; практические работы по учебной тематике; самостоятельная работа студентов в процессе обучения.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Определение тематики обзорного реферата. | 0-100 |
Постановка цели, определение задач исследования. Формулировка предмета и объекта исследования. | ||
Подготовка введения, разделов основной части обзорного реферата, заключения. Библиография, графоаналитические материалы. | ||
Уточнение содержания обзорного реферата и графоаналитических материалов. | ||
Проверка оформления, подготовка обзорного реферата для защиты и оценки. | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Замеры габаритов и конфигурации предметного оборудования для графоаналитического исследования. | 0-100 |
Построение моторного и информационного полей. Анализ физиологической приемлемости предметного оборудования. | ||
Анализ использования оборудования и оргоснастки. | ||
Подготовка пояснительной записки. | ||
Проверка параметров оформления. | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Теоретический курс | Глубокое и полное освоение теоретического материала; уверенное владение профессиональной терминологией и понятиями эргономического проектирования. | Освоение теоретического материала выполнено с незначительными ошибками; уверенное владение профессиональной терминологией и понятиями эргономического проектирования. | Освоение теоретического материала выполнено с ошибками; недостаточное владение профессиональной терминологией и понятиями эргономического проектирования. | Теоретический материал не освоен; отсутствует владение профессиональной терминологией и понятиями эргономического проектирования. |
Подготовка реферата | Грамотная формулировка целей и задач исследования; структура реферата соответствует требованиям; материал изложен развернуто и последовательно; выводы по работе логичные и корректные; библиография корректная; оформление соответствует стандартам. | Формулировка целей и задач исследования недостаточно логична; структура реферата соответствует требованиям; материал изложен развернуто; выводы по работе не полностью соответствуют поставленным целям и задачам; библиография корректная; оформление соответствует стандартам. | Формулировка целей и задач исследования недостаточно логична; структура реферата не полностью соответствует требованиям; материал изложен недостаточно последовательно; выводы по работе не полностью соответствуют поставленным целям и задачам; библиография краткая; оформление соответствует стандартам. | В формулировке целей и задач исследования отсутствует логика; структура реферата не соответствует требованиям; материал изложен отрывочно и непоследовательно; выводы по работе не соответствуют поставленным целям и задачам; библиография не отражает содержание реферата; оформление не соответствует стандартам. |
Соматографический анализ | Графоаналитическая работа выполнена в полном объеме; исходные данные актуальны для анализа, полученные результаты объективны; описательная характеристика развернутая, отражает существенные особенности объекта анализа. Уровень графической подачи материала высокий, оформление соответствует стандартам. | Графоаналитическая работа выполнена с незначительными ошибками; исходные данные актуальны для анализа, полученные результаты объективны; описательная характеристика не полностью отражает особенности объекта анализа. Уровень графической подачи материала высокий, оформление соответствует стандартам. | Графоаналитическая работа выполнена с незначительными ошибками; исходные данные актуальны для анализа, полученные результаты недостаточно объективны; описательная характеристика краткая, не полностью отражает особенности объекта анализа. Уровень графической подачи материала не в полной мере показывает аналитику, оформление выполнено с незначительными ошибками. | Графоаналитическая работа выполнена с ошибками; исходные данные не актуальны, полученные результаты не объективны; описательная характеристика выполнена с ошибками, не отражает особенности объекта анализа. Уровень графической подачи материала низкий, оформление выполнено с ошибками. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Предмет, определения и задачи эргономики. Сфера приложения эргономических данных. Эргономика и дизайн-проектирование. Типология решаемых в проектировании эргономических задач.
- Взаимосвязь формообразования и эргономических требований. Антропометрия. Определение. Сфера применения антропометрических данных. Антропометрические данные: характеристики и параметры.
- Двигательные возможности человека. Визуальное восприятие. Сенсомоторные реакции. Удобство и безопасность инструмента.
- Человек и трудовой процесс. Исследование рабочих движений. Проектирование рабочего места. Исходные данные, пространственная ориентация, моторное поле, информационное поле.
- Рабочее положение, рабочая поза. Выбор положения тела. Оптимизация рабочих движений. Размеры рабочего места.
- Эргономические характеристики системы "человек - АСУ - среда" и проектирование пунктов и систем управления. Понятие «удобство» и «безопасность».
- Исходные данные для проектирования рабочего места, содержание труда эргономиста. Требования дизайна, оценки качества.
- Проектирование и оценка рабочих мест, пунктов и систем управления. Содержание и этапы проектной деятельности. Метод соматографии.
- Рабочее сидение. Функциональные требования. Физиологическая приемлемость. Положения ног. Кривые Акерблома для кресла и стульев.
- Педали. Выбор типов и форм конструкций. Оптимальная рабочая зона для ноги в положении стоя, сидя.
- Рабочие движения. Организация движений. Скорость и точность работы. Рабочий ритм.
- Ручные приспособления и захватные части инструментов.
- Проектирование мебели. Рабочие столы и сидения. Встроенная и трансформируемая мебель.
- Восприятие и воздействие визуальной среды. Эргономические характеристики системы "человек - средства информации - городская среда" и проектирование ансамблевых объектов архитектурной среды.
- Кодирование информации. Возможности управления процессом ее воздействия в интересах проектирования конкретной городской (и сельской) среды – видеоэкология.
Основная литература
- Жангужинова, М. Е. Основы художественной графики [Текст] : учеб. пособие / М. Е. Жангужинова ; Министерство образования и науки Республики Казахстан, АТУ. - Алматы : ТОО "Лантар Трейд", 2020. - 106 с. : цв. ил.
- Рунге, Владимир Федорович. Эргономика и оборудование интерьера [Текст] : учеб. пособие / В.Ф.Рунге. - М. : Архитектура-С, 2004. - 157 c.
- Мунипов, В. М, Эргономика : Человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды / В.М, Мунипов, В.П, Зинченко. - М. : Логос, 2001. - 356 с.
- Инженерная психология и эргономика : учебник для вузов / Е. А. Климов [и др.] ; под редакцией Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 178 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/inzhenernaya-psihologiya-i-ergonomika-492051#page/1 (дата обращения: 29.09.2022).
Дополнительная литература
- Эргономика : Учеб. пособие / В.В.Адамчук, Т.П.Варна, В.В.Воротникова и др; Ред. В.В.Адамчук. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 254 c.
- Комлев, Сергей Валентинович. Эргономика и инженерная психология : учеб. пособие для студ. спец. 050421 "Дизайн" / С. В. Комлев ; Мин-во образования и науки РК. - Усть-Каменогорск : ВКГТУ, 2008. - 103 с. : ил. - Библиогр.: с. 103.
- Эргономика : Учеб. пособие / В.В.Адамчук, Т.П.Варна, В.В.Воротникова и др; Ред. В.В.Адамчук. - М. : 5. ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 254 c.
- Мунипова, В. М. Эргономика и художественное конструирование : Техническая эстетика / В.М. Мунипова. - М. : Знание, 1966. - 31 с
- Организация рабочего места школьника: [электронный ресурс]/ – Режим доступа: http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/san-nadzor/2015-10-01-05- 48-10/6435-24082016.html (дата обращения: 27.09.2022).
- Одегов, Ю. Г. Эргономика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Ю. Г. Одегов, В. Н. Сидорова, М. Н. Кулапов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 157 с. — (Профессиональное образование). Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/viewer/ergonomika-452249#page/1 (дата обращения: 29.09.2022).