Проектирование автомобильных дорог
内容描述: Является одной из дисциплин составляющих основу профессиональной деятельности выпускников в отрасли дорожного строительства. Данная дисциплина знакомит с основами проектирования автомобильной дороги. Знакомит с правилами и нормами разработки плана трассы, продольного профиля и поперечных профилей.
贷款数: 5
Пререквизиты:
- Автомобильные дороги общей сети
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 15 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 30 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | экзамен, курсовой проект |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Основной целью дисциплины "Автомобильные дороги общей сети" является обучение студентов основам проектирования автомобильных дорог.
Задача
- Должен знать: - основные элементы автомобильной дороги, основные принципы проектирования автомобильных дорог, требования предъявляемые к транспорту и элементам автомобильных дорог, теорию взаимодействия автомобиля и дороги; Должен уметь: - проектировать план трассы, продольный и поперечные профили автомобильных дорог, выполнение практических работ, курсовых проектов и работ,умение использовать различного рода инструкции, а также другую нормативную литературу при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог.
Результат обучения: знание и понимание
- Способность применять базовые и специальные знания в области технических наук в комплексной инженерной деятельности на основе целостной системы научных знаний об окружающем мире.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Способность осваивать вводимое новое оборудование, проверять техническое состояние и остаточный ресурс действующего технологического оборудования и конструкций строительно-монтажных объектов, в случае необходимости обеспечивать ремонтно-восстановительные работы на производственных участках предприятия.
Результат обучения: формирование суждений
- Умение проводить технико-экономическое обоснование проектных решений, выполнять организационно-плановые расчеты по созданию или реорганизации производственных участков, планировать работу персонала и фондов оплаты труда, применять прогрессивные методы эксплуатации технологического оборудования.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Способность эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, демонстрируя навыки руководства отдельными группами исполнителей, в том числе над инженерными проектами, уметь проявлять личную ответственность, приверженность профессиональной этике и нормам ведения профессиональной деятельности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке; анализировать существующую и разрабатывать самостоятельно техническую документацию; четко излагать и защищать результаты комплексной инженерной деятельности и в отраслевых научных организациях.
*TeachingMethods(zh-CN)*
При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - Для преподавания предусмотрены традиционные технологии: аудиторные занятия и самостоятельная работа студентов. Лекционный курс представлен в мультимедийной форме. При изложении лекционного материала в начале и при завершении лекции используется мотивационная речь. В лекции-презентации и практических занятиях используются текстовая, аудио и видеоинформация, графики, таблицы и т.п.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Выполнение практической работы №1 - Описание природно-климатической характеристики района проектирования. | 0-100 |
Выполнение практической работы №2 - Определение технической категории автомобильной дороги. | ||
Выполнение практической работы №3 - Проектирование плана трассы автомобильной дороги. | ||
Контрольная работа - рейтинг 1 | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Выполнение практической работы №4 - Проектирование продольного профиля автомобильной дороги. | 0-100 |
Выполнение практической работы №5 - Разработка грунтовых условий продольного профиля. | ||
Выполнение практической работы №6 - Проектирование поперечных профилей автомобильной дороги. | ||
Выполнение практической работы №7 - Подсчет объемов земляных работ автомобильной дороги. | ||
Контрольная работа - рейтинг 2 | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Собеседование по контрольным вопросам | - демонстрирует системные теоретические знания, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | - демонстрирует прочные теоретические знания, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем; | - демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем; | - демонстрирует незнание теоретических основ предмета, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии. |
Работа на практических занятиях | -выполнение всех запланированных практических работ в установленные сроки и в полном объеме. Оформление всех практических работ и защита преподавателю. Выполнение практической работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. | - свободно ориентируется в своих выполненных практических работах, объясняет ход выполненной работы, показывает последовательность расчетов, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем; | - дмонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем; | - практические работы выполнены и оформлены не полностью, показывает свое незнание теоретических основ предмета, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии. |
Лекционные занятия | - при изучении лекционного материала, хорошо демонстрирует при опросе, системные теоретические знания, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы | - на лекционных занятиях демонстрирует прочные теоретические знания и при контрольном опросе логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем; | - в ходе контрольного опроса неглубокие демонстрирует слабые теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем; | - показывает незнание теоретических основ предмета, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии. |
Экзаменационный блок | - на экзамене демонстрирует системные теоретические знания, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, приводит примеры, и дает отличный ответ на все три вопроса экзаменационного билета. | - на экзамене демонстрирует прочные теоретические знания, логично и последовательно объясняет сущность предложенных вопросов экзаменационного билета, приводит примеры, показывает свободное владение темами; | - на экзамене демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, но не менее 50% объема; | - демонстрирует незнание теоретических основ предмета, показывает слабое владение темой, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки. |
Курсовой проект | - курсовой проект выполнен в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. | - курсовой проект выполнен согласно требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; | - курсовой проект выполнил не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. | - курсовой проект выполнил не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение. Значимость автомобильных дорог. Роль автомобильных дорог в народном хозяйстве.
- Основные элементы автомобильных дорог. Требования предъявляемые к автомобильным дорогам.
- Классификация автомобильных дорог. Техническая категория дороги. Назначение параметров.
- Взаимодействие дороги и автомобиля. Основы теории движения автомобиля. Уравнение движения автомобиля. Передвижной состав на автомобильных дорогах. Основы теории движения автомобиля.
- Динамический фактор. Динамическая характеристика автомобиля. Обоснование продольного уклона. Обоснование продольного уклона при использовании его на продольных профилях автомобильных дорог.
- Значимость радиусов закругления кривых поворо-тов.Необходимость подбора радиусов горизонтальных кривых на закруглениях автомобильных дорог.
- Обеспечение безопасности движения на кривых. Понятие о трассах с часто меняющимися поворотами. (проектирование плана трассы с помощью клатоид и сплайнов). Переходные кривые. Проектирование плана трассы с помощью виражей и кривых, а так же уширения проезжих частей.
- Расстояние видимости дороги в плане. Уширения проезших частей. Расстояние видимости дороги в плане. Обеспечение расстояния видимости при остановке перед препятствием или при обгоне впереди стоящего транспортного средства. Обеспечение расстояния видимости на кривых закрытой площадки.
- Продольный профиль дороги. Продольный профиль и требования предъявляемые к нему. Проектная линия. Рабочие отметки. Грунтовый профиль.
- Принципы нанесения проектной линии на различных условиях релъефа местности. Необходимость использования продольного уклона. Нанесение проектной линии с помощью «обертывающего» и «секущего» способа.
- Выпуклая и вогнутая вертикальные кривые. Вертикальная выпуклая кривая, вертикальная вогнутая кривая. Обоснование минимальных радиусов кривых продольного профиля. Расчеты связанные с инерционной силой тяги. Особенности расчета силы тяги автомобиля на вертикальных кривых продольного профиля. Расчеты связанные с инерционной силой тяги. Особенности расчета силы тяги автомобиля на вертикальных кривых продольного профиля.
- Расстояние видимости на продольном профиле. Обоснование радиуса вертикальной выпуклой кривой из условия обеспечения расстояния видимости впереди стоящего препятствия и встречного автомобиля. Схемы расстояния видимости на вертикальных кривых из условия освещенности фарами.
- Способы нанесения проектной линии. Определение руководящей отметки.Определение высоты насыпи из условия неподтопления и снегонезаносимости. Проектирование и расчет проектной линии методом тангенсов и с использованием шаблона. Вписывание вертикальных кривых.
- Поперечные профили автомобильной дороги. Типовые поперечные профили. Часто используемые конструкции и поперечные профили земляного полотна.
- Поперечные профили автомобильной дороги. Типовые поперечные профили. Определение объемов земляных работ и распределение грунта. Придорожные канавы и горные склоны. Обеспечение стока поверхностных вод.
Основная литература
- 1. 625.731 К 78 Красиков О. А. Ровность покрытий нежестких дорожных одежд : монография / О. А. Красиков ; Министерство транспорта Российской Федерации, Российский дорожный научно-исследовательский институт РОСДОРНИ. - М. : Гос. ИНТИ, 2019. - 317 с. - Текст : непосредственный. Экземпляры: всего:1 - КХ(1) ГРНТИ 73.31.11; 2. 625.7 К 191 Кангалакова К.Ж. Автомобиль жолдарындағы жасанды құрылымдар : Оқу құралы / К.Ж. Кангалакова ; Қазақстан Республикасы гылым және жөғары білім министрлігі , Д. Серікбаев атындағы Шығыс Қазақстан техникалық университеті (Өскемен). - Өскемен : ШҚТУ, 2023. - 140 б. : ил. - Текст : непосредственный. Экземпляры: всего:10 - КХ(1), ЧЗ(1), АУЛ(8) ГРНТИ 73.31.13; 3. 625.7/.8 А 224 "Автомобиль жолдары және көлік машиналары: проблемалары және даму болашағы" атты екінші халықаралық ғылыми-практикалық конференциясының материалдарының жинағы (Алматы қаласы 1-2 маусым 2004) = Автомобильные дороги и транспортные машины: проблемы и перспективы развития. 1-2 июня 2004г.: сборник научных трудов второй международной научно-практической конференции / Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі, Қазақстан Республикасының көлік және коммуникациялар министрлігі. - Алматы: Эверо, 2004. - 564 б. - ISBN 9965-9510-0-4 Имеются экземпляры в отделах: всего 1: КХ (1); 4. Федотов Г.А., Поспелов П.И. Изыскание и проектирование автомобильных дорог. – М:, «Академия» 2018г.- 465 с. 5. Горшков Н.Г. Изыскание и проектирование автомобильных дорог промышленного транспорта. –Белгород:, 2013 г. – 135 с. 6. СНиП РК 2.04-01-2001 Строительная климатология – KAZGOR, Комитет по делам строительства министерства министерства индустрии и торговли РК,Астана 2002 г. 7. СНиП РК 3.03-09-2006 Автомобильные дороги. – Комитет по делам строительства министерства министерства индустрии и торговли РК, Астана 2006 г. 8. А.К. Раимбекова «Күрделі табиғи жағдайда автомобиль жолдарын жобалау», «Көлік құрылыс» мамандығы студент-бакалаврларға курстық жобаны орындауға және студенттердің өзіндік дайындалуына арналған әдістемелік нұсқаулар - ШҚМТУ баспасы. - Өскемен, 2013 ж.–17 б. 6 Инструкция по расчету жесткой дорожной одежды. СН РК 3.03 -34 2006, Астана, 2006 г., 88 с. 9. Каримов Б. Б., Салимбаев Е.К. Автомобильные дороги. Содружества Независимых Государств. М.: Интранедорнаука, 2006-264с. 10. «Автомобильные дороги» периодический журнал - г.Москва – 2006 – 2014 г.г. 11. «Транспортное строительство» - периодический журнал - г.Москва –2006 – 2014 г.г
Дополнительная литература
- 9. Проектирование автомобильных дорог: Справочник инженера дорожника. Под ред. Г.А. Федотова. М.: Транспорт, 1989, 437с.; М.: Транспорт. 1977 г. 10.Митин Н.А. Таблицы для разбивки кривых на автомобильных дорогах. М.: Транспорт 1971 г., 470с. 11. В.В Сильянов Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1984, 286с. 12. Бабков В.Ф. Автомобильные дороги: М.: Транспорт 1983 13. Бабков В.Ф., Андреев О.В. «Проектирование автомобильных дорог» том 1,2. М.: Транспорт, 1987 14. Автомобильные дороги (примеры проектирования). Учебное пособие для вузов. Под ред. В.С.Порожнякова.М.: Транспорт, 1983; 15. IPR SMART http://www.iprbookshop.ru; 16. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com.; 17. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com;