Проектирование автомобильных дорог

Раимбекова Ардак

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Является одной из дисциплин составляющих основу профессиональной деятельности выпускников в отрасли дорожного строительства. Данная дисциплина знакомит с основами проектирования автомобильной дороги. Знакомит с правилами и нормами разработки плана трассы, продольного профиля и поперечных профилей.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Автомобильные дороги общей сети

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 30
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 75
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle экзамен, курсовой проект

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Основной целью дисциплины "Автомобильные дороги общей сети" является обучение студентов основам проектирования автомобильных дорог.
Задача
  • Должен знать: - основные элементы автомобильной дороги, основные принципы проектирования автомобильных дорог, требования предъявляемые к транспорту и элементам автомобильных дорог, теорию взаимодействия автомобиля и дороги; Должен уметь: - проектировать план трассы, продольный и поперечные профили автомобильных дорог, выполнение практических работ, курсовых проектов и работ,умение использовать различного рода инструкции, а также другую нормативную литературу при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог.
Результат обучения: знание и понимание
  • Способность применять базовые и специальные знания в области технических наук в комплексной инженерной деятельности на основе целостной системы научных знаний об окружающем мире.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Способность осваивать вводимое новое оборудование, проверять техническое состояние и остаточный ресурс действующего технологического оборудования и конструкций строительно-монтажных объектов, в случае необходимости обеспечивать ремонтно-восстановительные работы на производственных участках предприятия.
Результат обучения: формирование суждений
  • Умение проводить технико-экономическое обоснование проектных решений, выполнять организационно-плановые расчеты по созданию или реорганизации производственных участков, планировать работу персонала и фондов оплаты труда, применять прогрессивные методы эксплуатации технологического оборудования.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Способность эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, демонстрируя навыки руководства отдельными группами исполнителей, в том числе над инженерными проектами, уметь проявлять личную ответственность, приверженность профессиональной этике и нормам ведения профессиональной деятельности.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке; анализировать существующую и разрабатывать самостоятельно техническую документацию; четко излагать и защищать результаты комплексной инженерной деятельности и в отраслевых научных организациях.
Lehrmethoden

При проведении учебных занятий предусматривается использование следующих образовательных технологий: - Для преподавания предусмотрены традиционные технологии: аудиторные занятия и самостоятельная работа студентов. Лекционный курс представлен в мультимедийной форме. При изложении лекционного материала в начале и при завершении лекции используется мотивационная речь. В лекции-презентации и практических занятиях используются текстовая, аудио и видеоинформация, графики, таблицы и т.п.

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Выполнение практической работы №1 - Описание природно-климатической характеристики района проектирования. 0-100
Выполнение практической работы №2 - Определение технической категории автомобильной дороги.
Выполнение практической работы №3 - Проектирование плана трассы автомобильной дороги.
Контрольная работа - рейтинг 1
2  Bewertung Выполнение практической работы №4 - Проектирование продольного профиля автомобильной дороги. 0-100
Выполнение практической работы №5 - Разработка грунтовых условий продольного профиля.
Выполнение практической работы №6 - Проектирование поперечных профилей автомобильной дороги.
Выполнение практической работы №7 - Подсчет объемов земляных работ автомобильной дороги.
Контрольная работа - рейтинг 2
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Собеседование по контрольным вопросам - демонстрирует системные теоретические знания, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы - демонстрирует прочные теоретические знания, логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем; - демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем; - демонстрирует незнание теоретических основ предмета, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии.
Работа на практических занятиях -выполнение всех запланированных практических работ в установленные сроки и в полном объеме. Оформление всех практических работ и защита преподавателю. Выполнение практической работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. - свободно ориентируется в своих выполненных практических работах, объясняет ход выполненной работы, показывает последовательность расчетов, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем; - дмонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем; - практические работы выполнены и оформлены не полностью, показывает свое незнание теоретических основ предмета, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии.
Лекционные занятия - при изучении лекционного материала, хорошо демонстрирует при опросе, системные теоретические знания, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы - на лекционных занятиях демонстрирует прочные теоретические знания и при контрольном опросе логично и последовательно объясняет сущность, явлений и процессов, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем; - в ходе контрольного опроса неглубокие демонстрирует слабые теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, делает ошибки которые может исправить только при коррекции преподавателем; - показывает незнание теоретических основ предмета, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии.
Экзаменационный блок - на экзамене демонстрирует системные теоретические знания, логично и последовательно объясняет сущность явлений и процессов, приводит примеры, и дает отличный ответ на все три вопроса экзаменационного билета. - на экзамене демонстрирует прочные теоретические знания, логично и последовательно объясняет сущность предложенных вопросов экзаменационного билета, приводит примеры, показывает свободное владение темами; - на экзамене демонстрирует неглубокие теоретические знания, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, но не менее 50% объема; - демонстрирует незнание теоретических основ предмета, показывает слабое владение темой, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательности изложения, делает ошибки.
Курсовой проект - курсовой проект выполнен в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. - курсовой проект выполнен согласно требования к оценке «5», но допущены 2-3 недочета. Ответ обучающегося на вопросы удовлетворяет основным требованиям к ответу на 5, но дан без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин; - курсовой проект выполнил не полностью, но не менее 50% объема практической работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. - курсовой проект выполнил не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов.
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение. Значимость автомобильных дорог. Роль автомобильных дорог в народном хозяйстве.
  • Основные элементы автомобильных дорог. Требования предъявляемые к автомобильным дорогам.
  • Классификация автомобильных дорог. Техническая категория дороги. Назначение параметров.
  • Взаимодействие дороги и автомобиля. Основы теории движения автомобиля. Уравнение движения автомобиля. Передвижной состав на автомобильных дорогах. Основы теории движения автомобиля.
  • Динамический фактор. Динамическая характеристика автомобиля. Обоснование продольного уклона. Обоснование продольного уклона при использовании его на продольных профилях автомобильных дорог.
  • Значимость радиусов закругления кривых поворо-тов.Необходимость подбора радиусов горизонтальных кривых на закруглениях автомобильных дорог.
  • Обеспечение безопасности движения на кривых. Понятие о трассах с часто меняющимися поворотами. (проектирование плана трассы с помощью клатоид и сплайнов). Переходные кривые. Проектирование плана трассы с помощью виражей и кривых, а так же уширения проезжих частей.
  • Расстояние видимости дороги в плане. Уширения проезших частей. Расстояние видимости дороги в плане. Обеспечение расстояния видимости при остановке перед препятствием или при обгоне впереди стоящего транспортного средства. Обеспечение расстояния видимости на кривых закрытой площадки.
  • Продольный профиль дороги. Продольный профиль и требования предъявляемые к нему. Проектная линия. Рабочие отметки. Грунтовый профиль.
  • Принципы нанесения проектной линии на различных условиях релъефа местности. Необходимость использования продольного уклона. Нанесение проектной линии с помощью «обертывающего» и «секущего» способа.
  • Выпуклая и вогнутая вертикальные кривые. Вертикальная выпуклая кривая, вертикальная вогнутая кривая. Обоснование минимальных радиусов кривых продольного профиля. Расчеты связанные с инерционной силой тяги. Особенности расчета силы тяги автомобиля на вертикальных кривых продольного профиля. Расчеты связанные с инерционной силой тяги. Особенности расчета силы тяги автомобиля на вертикальных кривых продольного профиля.
  • Расстояние видимости на продольном профиле. Обоснование радиуса вертикальной выпуклой кривой из условия обеспечения расстояния видимости впереди стоящего препятствия и встречного автомобиля. Схемы расстояния видимости на вертикальных кривых из условия освещенности фарами.
  • Способы нанесения проектной линии. Определение руководящей отметки.Определение высоты насыпи из условия неподтопления и снегонезаносимости. Проектирование и расчет проектной линии методом тангенсов и с использованием шаблона. Вписывание вертикальных кривых.
  • Поперечные профили автомобильной дороги. Типовые поперечные профили. Часто используемые конструкции и поперечные профили земляного полотна.
  • Поперечные профили автомобильной дороги. Типовые поперечные профили. Определение объемов земляных работ и распределение грунта. Придорожные канавы и горные склоны. Обеспечение стока поверхностных вод.
Основная литература
  • 1. 625.731 К 78 Красиков О. А. Ровность покрытий нежестких дорожных одежд : монография / О. А. Красиков ; Министерство транспорта Российской Федерации, Российский дорожный научно-исследовательский институт РОСДОРНИ. - М. : Гос. ИНТИ, 2019. - 317 с. - Текст : непосредственный. Экземпляры: всего:1 - КХ(1) ГРНТИ 73.31.11; 2. 625.7 К 191 Кангалакова К.Ж. Автомобиль жолдарындағы жасанды құрылымдар : Оқу құралы / К.Ж. Кангалакова ; Қазақстан Республикасы гылым және жөғары білім министрлігі , Д. Серікбаев атындағы Шығыс Қазақстан техникалық университеті (Өскемен). - Өскемен : ШҚТУ, 2023. - 140 б. : ил. - Текст : непосредственный. Экземпляры: всего:10 - КХ(1), ЧЗ(1), АУЛ(8) ГРНТИ 73.31.13; 3. 625.7/.8 А 224 "Автомобиль жолдары және көлік машиналары: проблемалары және даму болашағы" атты екінші халықаралық ғылыми-практикалық конференциясының материалдарының жинағы (Алматы қаласы 1-2 маусым 2004) = Автомобильные дороги и транспортные машины: проблемы и перспективы развития. 1-2 июня 2004г.: сборник научных трудов второй международной научно-практической конференции / Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі, Қазақстан Республикасының көлік және коммуникациялар министрлігі. - Алматы: Эверо, 2004. - 564 б. - ISBN 9965-9510-0-4 Имеются экземпляры в отделах: всего 1: КХ (1); 4. Федотов Г.А., Поспелов П.И. Изыскание и проектирование автомобильных дорог. – М:, «Академия» 2018г.- 465 с. 5. Горшков Н.Г. Изыскание и проектирование автомобильных дорог промышленного транспорта. –Белгород:, 2013 г. – 135 с. 6. СНиП РК 2.04-01-2001 Строительная климатология – KAZGOR, Комитет по делам строительства министерства министерства индустрии и торговли РК,Астана 2002 г. 7. СНиП РК 3.03-09-2006 Автомобильные дороги. – Комитет по делам строительства министерства министерства индустрии и торговли РК, Астана 2006 г. 8. А.К. Раимбекова «Күрделі табиғи жағдайда автомобиль жолдарын жобалау», «Көлік құрылыс» мамандығы студент-бакалаврларға курстық жобаны орындауға және студенттердің өзіндік дайындалуына арналған әдістемелік нұсқаулар - ШҚМТУ баспасы. - Өскемен, 2013 ж.–17 б. 6 Инструкция по расчету жесткой дорожной одежды. СН РК 3.03 -34 2006, Астана, 2006 г., 88 с. 9. Каримов Б. Б., Салимбаев Е.К. Автомобильные дороги. Содружества Независимых Государств. М.: Интранедорнаука, 2006-264с. 10. «Автомобильные дороги» периодический журнал - г.Москва – 2006 – 2014 г.г. 11. «Транспортное строительство» - периодический журнал - г.Москва –2006 – 2014 г.г
Дополнительная литература
  • 9. Проектирование автомобильных дорог: Справочник инженера дорожника. Под ред. Г.А. Федотова. М.: Транспорт, 1989, 437с.; М.: Транспорт. 1977 г. 10.Митин Н.А. Таблицы для разбивки кривых на автомобильных дорогах. М.: Транспорт 1971 г., 470с. 11. В.В Сильянов Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1984, 286с. 12. Бабков В.Ф. Автомобильные дороги: М.: Транспорт 1983 13. Бабков В.Ф., Андреев О.В. «Проектирование автомобильных дорог» том 1,2. М.: Транспорт, 1987 14. Автомобильные дороги (примеры проектирования). Учебное пособие для вузов. Под ред. В.С.Порожнякова.М.: Транспорт, 1983; 15. IPR SMART http://www.iprbookshop.ru; 16. ScienceDirect - http://www.sciencedirect.com.; 17. EBSCO Discovery Service (EDS) - http://search.ebscohost.com;