Методы научных исследований

Баятанова Ляйла Болаткановна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина формирует знания по основам оптимальной структуры организации и планирования научного эксперимента, управления и организации научной и научно-технической деятельности, по основам инновационной и изобретательской деятельности. В изучение курса входит знакомство с патентным законодательством Республики Казахстан, государственной системой научно-технической информации, с правами интеллектуальной собственности на результат научной и научно-технической деятельности.

Betrag der Credits: 5

Пререквизиты:

  • Физические методы исследований

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 15
Praktische Arbeiten 30
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 75
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 30
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle Экзамен

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Ознакомить докторантов с общей методологией научного творчества, дать представление об организации и планировании научных исследований, дать основные представления об общих законах развития науки.
Задача
  • Ознакомить докторантов с основными этапами развития науки, о научных школах, их теоретических и практических разработках.
Результат обучения: знание и понимание
  • - о структуре организации науки и научно-технической деятельности, об инновационной деятельности.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • - о праве интеллектуальной собственности, знания в области авторского и смежного права, о патентном законодательстве РК.
Результат обучения: формирование суждений
  • применять знания, понимание и способность решить проблемы в новых или незнакомых ситуациях в контекстах и рамках более широких (или междисциплинарных) областей, связанных с областью автоматизации и управления.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • готовности к смене социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях динамики перемен, продолжать обучение самостоятельно.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • осуществлять коммуникации в профессиональной сфере и в обществе целом, в том числе на иностранном языке, анализировать существующую и разрабатывать самостоятельно техническую документацию, четко излагать т защищать результаты комплексной инженерной деятельности в области автоматизация и управление.
Lehrmethoden

При чтении лекций по данной дисциплине используется такой неимитационный метод активного обучения, как «Проблемная лекция». Перед изучением модуля обозначается проблема, на решение которой будет направлен весь последующий материал модуля. При чтении лекции используются мультимедийные презентации. При выполнении практических работ используются прием интерактивного обучения «Кейс-метод»: выдается задание магистрантам для подготовки к выполнению работы; с преподавателем обсуждается цель работы и ход её выполнения; цель анализируется с разных точек зрения, выдвигаются гипотезы, делаются выводы, анализируются полученные результаты. В качестве инновационных методов контроля используется: промежуточное и итоговое тестирование

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Коллоквиум 0-100
Индивидуальные задания
Рубежный контроль 1
Рубежный контроль 2
2  Bewertung Коллоквиум 0-100
Индивидуальные задания
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Преподаватель проводит все виды текущей контрольной работы и дважды за учебный период оценивает текущую успеваемость студентов. Рейтинги 1 и 2 формируются по результатам текущего контроля. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 рассчитывается как среднее арифметическое текущей оценки успеваемости. В академический период работа студента оценивается преподавателем согласно графику заданий по предмету. Система контроля может сочетать письменную и устную, групповую и индивидуальную формы. 95-100 85-89 65-69
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • 1. Предмет, задачи и функции учебной дисциплины «Методы научного исследования» в становлении докторанта как исследователя.
  • 2. Факультет и направления современной физики.
  • 3. Методы науки и их роль в поиске истины.
  • 4. Методы формальной логики и их роль в научном исследовании.
  • 5. Гипотетикодедуктивный путь познания.
  • 6. Абдукция и поиск объяснительных гипотез.
  • 7. Методы анализа и построения теории.
  • 8. Методы и функции научного объяснения.
  • 9. Методы и функции понимания.
  • 10. Философские методы в сфере подготовки научного исследования.
  • 11. Функции философии, реализуемые в процессе социального познания: интегративная, критическая, онтологическая, гносеологическая, методологическая, познавательно-прогнозирующая.
  • 12. Философское понимание специфики социального познания. Философия и частные науки.
  • 13. Диалектика и метафизика как философско-методологические основания подготовки научного исследования.
  • 14. Основные формы диалектики. Методологическая роль элементов диалектики. Принцип историзма.
  • 15. Принцип анализа диалектических противоречий. Границы действия диалектического метода.
Основная литература
  • 1. Хокинг М., Васантасри В., СидкинП. Металлические и керамические по¬крытия: Получение, свойства и применение: Пер. с англ. - М.: Мир, 2000. -518с. 2. Самсонов Г.В., УманскийЯ.С. Твердые соединения тугоплавких метал¬лов.-М., 1957.-368 с. 3. Белый А.В., Кукареко В.А., Лободаева О.В. и др. - Минск: Физико-технический институт, 1998. - 220 с. 4. Комаров Ф.Ф. Ионная имплантация в металлы. - М.: Металлургия, 1990. -216с. 5. Диденко А.Н., Шаркеев Ю.П., Козлов Э.В., Рябчиков A.M. Эффекты даль¬нодействия в ионно-имплантированных металлических материалах: дис¬локационные структуры, свойства, напряжения, механизмы. - Томск: Изд-во НТЛ, 2004. - 328 с. 6. Huang Н.,WangX, Не J. II Mat. Lett. - 2003. - V. 57. - P. 3431 -3436. 7. Vera E., WolfG.K. II Nucl. Instrum.Phys. Res. B. - 1999. - V. 148. - P. 917-924. 8. Миркин Л.М. Справочник по рентгеноструктурному анализу поликристал¬лов / Под ред. проф. Я.С. Уманского. - М.: ГИФМЛ, 1961. - 863 с. 9. Утевский Л.М. Дифракционная электронная микроскопия в металловедении. - М.: Металлургия, 1973. - 584 с. Дополнительная литература.