Фазовые превращения
Описание: Курс включает в себя термодинамическую теорию и основы статистической теории фазовых переходов. Акцентирует внимание на значения флуктуационных процессов, имеющих место в критической области. Приобретенные в ходе освоения курса навыки и знания могут быть в дальнейшем использованы в практической деятельности, связанной с совершенствованием технологий обработки материалов.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Актуальные проблемы современной физики
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 75 |
СРО | 30 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- Обеспечение теоретической и общефизической подготовки студентов на уровне, необходимом для инженерной и научной деятельности в нефтяной и газовой промышленностях, а также в области исследования свойств нефтей,газоконденсатных смесей и смесей газов.
Задача
- Изучить общие принципы термодинамического и статистического описаний фазовых превращений; классификацию фазовых превращений; основные виды превращений в твердых телах и их проявлениями при формировании физико-механических свойств; основные методы исследования фазовых превращений в конденсированных средах, устанавливать связь между наблюдаемыми изменениями в свойствах конденсированных сред и типом фазовых превращений в конденсированных средах и твердых телах
Результат обучения: знание и понимание
- Умение применить выводы модельных теорий фазовых переходов к прогнозированию свойств конденсированных сред,устанавливать связь между наблюдаемыми изменениями в свойствах конденсированных сред и типом фазовых превращений в конденсированных средах и твердых телах.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Ориентироваться в многообразии фазовых переходов, различать типы фазовых диаграмм растворов углеводородов.
Результат обучения: формирование суждений
- Предлагать конкретные методы исследования для изучения фазовых превращений в конденсированных средах.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Готовность использовать основные законы дисциплины в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Владеть знаниями о различных типах структурно-фазовых превращениях в конденсированных средах.
Методы преподавания
При чтении лекций по данной дисциплине используется такой неимитационный метод активного обучения, как «Проблемная лекция». Перед изучением модуля обозначается проблема, на решение которой будет направлен весь последующий материал модуля. При чтении лекции используются мультимедийные презентации. При выполнении практических работ используются прием интерактивного обучения «Кейс-метод»: выдается задание магистрантам для подготовки к выполнению работы; с преподавателем обсуждается цель работы и ход её выполнения; цель анализируется с разных точек зрения, выдвигаются гипотезы, делаются выводы, анализируются полученные результаты. В качестве инновационных методов контроля используется: промежуточное и итоговое тестирование.
Темы лекционных занятий
- 1
Основная литература
- 1 Лахтин Ю.М., Материаловедение / Ю.М. Лахтин. М.: Ма-шиностроение, 1983. 582 с. 2. Арзамасов Б.Н., Материаловедение / Б.Н. Арзамасов. М.: Машиностроение, 1986. 383 с. 3. Колачев Б.А., Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов / Б.А. Колачев, В.А. Ливанов, В.И. Елагин. М.: Металлургия, 1972. 480 с. 4 Нестехиометрия, беспорядок, ближний и дальний порядок в твердом теле / А.И. Гусев .— М. : Физматлит, 2007 .— 856 с. — ISBN 978-5-9221-0609-2