Теория, методы и средства системного анализа
Описание: Дисциплина, изучающая фундаментальные понятия и аспекты систем. Рассматриваются различные явления, отвлекаясь от их конкретной природы и основываясь лишь на формальных взаимосвязях между различными составляющими их факторами и на характере их изменения под влиянием внешних условий, при этом результаты всех наблюдений объясняются лишь взаимодействием их компонентов.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Системный анализ
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | 15 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 75 |
СРО | 30 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | устный экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Профилирующие дисциплины
Цель
- формирование базовых знаний и практических навыков профессионального уровня
Задача
- освоение методологических основ прикладного системного анализа;
- понимание научно-технической терминологии;
- понимание междисциплинарного характера системного анализа, связанного с различной природой объектов анализа и самого анализа;
- определение объектов анализа – систем и их системное описание, практические проблемы структурного синтеза и оптимизации;
- приобретение навыков выполнения основных этапов системного исследования реальной проблемы;
- применение в системном анализе современных информационных технологий.
Результат обучения: знание и понимание
- описывать принципы, законы и следствия различных дисциплин для системного анализа технических объектов;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- извлекать знания общих вопросов теории и практики системного исследования объектов анализа различной природы;
Результат обучения: формирование суждений
- применять алгоритмы и способы, приводящие к оптимальному решению поставленной задачи, а также аргументировать принятые решения;
Результат обучения: коммуникативные способности
- готовность к смене социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях динамики перемен, продолжать обучение самостоятельно;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- выполнять системное описание объекта анализа, обоснованно выбирать интегральный критерий и систему ограничений для выбора рационального решения рассматриваемого объекта;
- применять современные информационные технологии в задачах системного анализа.
Методы преподавания
- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм;
- построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий;
- информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ);
- поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения);
Темы лекционных занятий
- Основные понятия теории систем
- Системные свойства
- Принципы и закономерности исследования и моделирования систем
- Закономерности взаимодействия части и целого
- Закономерности иерархической упорядоченности систем
- Закономерности развития систем
- Функциональное описание и моделирование систем
- Графические способы функционального описания систем
- Краткое описание методологии IDEF0
- Морфологическое (структурное) описание и моделирования систем
- Информационное описание и моделирования систем
- Основы теоретико-множественного описания и анализа систем
- Структура системного анализа
- Классификация видов моделирования
- Применение теории систем и системного анализа
Основная литература
- Волкова В.Н. Теория систем и системный анализ: учебник для вузов /В.Н. Волкова, А.А.Денисов. – Москва: Издательство Юрайт, 2022 – 562с.
- Качала В.В. Теория систем и системный анализ. – М.: издательский центр «Академия», 2013. – 272с.
Дополнительная литература
- Силич М.П., Силич В.А. Основы теории систем и системного анализа. – Томск, изд-во ТУСУР, 2013 – 340с.
- Перегудов Ф.И., Тарасов Ф.П. Основы системного анализа. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001 – 396с.
- Завьялов А. Диаграммы UML для анализа и проектирования информационных систем: Учебно-методическое пособие. -МИРЭА - Российский технологический университет, 2021. - 65с.
- Новиков Ф. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Анализ и проектирование на UML» . - С.Пб, 2007.