Применение методов искусственного интеллекта в задачах автоматизации и управления
Описание: В ходе изучения данной дисциплины рассматриваются вопросы применения нейронных сетей для аппроксимации функций, а также в контроллерах управления, в задачах идентификации объекта управления и в задачах компьютерной симуляции систем автоматического управления. В результате обучения приобретаются знания об архитектуре и стратегии обучения нейронных сетей, а также о программных средствах создания и обучения нейронных сетей, о генетических алгоритмах и их применении к задачам автоматического управления, формируются умения и навыки применения методов искусственного интеллекта к различным задачам автоматизации и управления с использованием современных компьютерных и информационно-коммуникационных технологий.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Адаптивные методы прогнозирования параметров технологических процессов
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 30 |
Практические работы | 15 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 75 |
СРО | 30 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Экзамен |
Компонент: Компонент по выбору
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- Развить у обучающихся навыки и знания, необходимые для применения методов искусственного интеллекта в задачах автоматизации и управления, с акцентом на разработку инновационных решений для оптимизации процессов и повышения эффективности систем.
Задача
- 1. Овладеть основными алгоритмами машинного обучения и их применением для решения практических задач в области автоматизации и управления. 1. Научиться собирать, анализировать и обрабатывать данные, необходимые для обучения моделей ИИ, а также оценивать качество полученных решений. 1. Развить навыки проектирования, разработки и внедрения интеллектуальных систем управления, используя методы искусственного интеллекта для повышения эффективности и надежности автоматизированных процессов.
Результат обучения: знание и понимание
- способность критически осмыслять и применять методы искусственного интеллекта в задачах автоматизации и управления, демонстрируя глубокое понимание их теоретических основ и практического применения.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Способность применять теоретические знания и понимание методов искусственного интеллекта для разработки и оптимизации интеллектуальных систем управления в реальных промышленных процессах.
Результат обучения: формирование суждений
- формирование обоснованных суждений о применимости методов искусственного интеллекта в задачах автоматизации и управления, основываясь на критическом анализе существующих технологий и их эффектов на производственные процессы.
Результат обучения: коммуникативные способности
- эффективно передавать и обсуждать идеи, решения и результаты в области применения методов искусственного интеллекта в задачах автоматизации и управления, используя современные средства коммуникации и профессиональную терминологию.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- способность разрабатывать интеллектуальные системы управления на основе методов искусственного интеллекта, а также навыки анализа и оптимизации автоматизированных процессов с применением современных алгоритмов машинного обучения.
Методы преподавания
- - интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов; мозговой штурм; мотивационная речь); - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная (например, занятия в компьютерном классе с использованием профессиональных пакетов прикладных программ); - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Практическая работа 1 | 0-100 |
Практическая работа 2 | ||
Практическая работа 3 | ||
Практическая работа 4 | ||
2 рейтинг | Практическая работа 5 | 0-100 |
Практическая работа 6 | ||
Практическая работа 7 | ||
Практическая работа 8 | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в искусственный интеллект: понятия и задачи в управлении
- Основы машинного обучения: теория и методы
- Нейронные сети и их применение в системах управления
- Генетические алгоритмы и эволюционные методы в задачах оптимизации
- Методы оптимизации в задачах управления с использованием ИИ
- Применение логики нечётких множеств в управлении
- Прогнозирование и адаптивное управление с применением ИИ
- Применение методов ИИ в робототехнике
- Анализ данных и предсказательное управление на основе больших данных
- Применение ИИ в системах управления энергетическими процессами
- Применение многослойных нейронных сетей для управления сложными системами
- Интеллектуальные системы управления в реальном времени
- Искусственный интеллект в промышленной автоматизации: применение в Industry 4
- Этические вопросы и проблемы безопасности в использовании ИИ в управлении
- Проблемы прозрачности алгоритмов, безопасность и ответственность в автоматизации с ИИ
Основная литература
- 1. Vlasov M. & Lapteva А. (2021) Economic indicators of the algorithm for introducing artificial intelligence into the automated process control system / International Scientific Conference «Digital transformation in industry: trends, management, strategies»: DTI-2021 conference, Ekaterinburg, 2021 29/OCTOBER. 2. Логический подход к искусственному интеллекту: От классич. логики к логическому программир. / пер. с фр. П. П. Пермяков ; ред. Г. П. Гаврилов. - М. : Мир, 1990. - 432 с. : ил. - Библиогр.: с. 411-417. - Б. ц. 3. Теория решения задач. Подход к созданию искусственного интеллекта / Р. Бенерджи ; пер. с англ. С. П. Чеботарев ; ред. Ю. В. Буркин. - М. : Мир, 1972. - 224 с. - Б. ц. 4. Li, X., Ma, H., &Li, Y. (2020). Artificial Intelligence in Process Control and Optimization: Challenges and Opportunities. *IEEE Transactions on Industrial Informatics*, 16(1), 1-10. 5. Smith, J., & Johnson, R. (2019). Machine Learning Applications in Predictive Maintenance for Industrial Processes. *Journal of Manufacturing Systems*, 50, 106-116. 6. Wang, L., & Chen, S. (2018). Adaptive Control of Nonlinear Processes Using Deep Reinforcement Learning. *AIChE Journal*, 64(9), 3350-3362. 7. Zhang, Y., & Liu, W. (2021). An Overview of Artificial Intelligence Techniques for Fault Diagnosis in Industrial Processes. *Computers&ChemicalEngineering*, 146, 107224.