Финансовый контроль и аудит

Байтикенова Гульжан Альпековна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина рассматривает основные вопросы теории и практики финансового контроля и аудита, его функции и принципы, методы и приемы в организации контрольной деятельности. Особое внимание уделяется изучению функций субъектов контроля, видов и форм финансового контроля, порядка организации и проведения контроля (ревизий), нормативно-правовых и информационных основ финансового контроля. Дисциплина формирует у студентов комплекс знаний аудиторской деятельности, вырабатывает практические навыки в области финансового контроля и учета.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Введение в финансы

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 30
СРО 75
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Профилирующие дисциплины

Цель
  • Цель дисциплины – дать студентам знание основ финансового контроля и аудита в финансовых и бюджетных организациях, усвоение которых поможет им овладеть приемами контроля.
Задача
  • получить навыки и технику его ведения в организациях в соответствии с действующим законодательством, стандартами, принципами аудита, нормативно-правовыми документами
  • получить четкое представление о роли финансового контроля в системе управления экономикой, о назначении и месте контроля в производственно-хозяйственной деятельности субъекта
  • знать организационно-правовую базу бухгалтерского учета, финансовой отчетности, финансового контроля и аудита в Республике Казахстан
  • знать стандарты бухгалтерского учета, международные стандарты аудита, содержание учетной деятельности, ее приемы и методы, цели и способы ее осуществления
  • уметь практически применять полученные знания в области учета, контроля, аудита
  • уметь разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков, оздоровлению и укреплению финансового состояния финансовых и бюджетных организаций
Результат обучения: знание и понимание
  • иметь представление о роли финансового контроля в системе управления экономикой, о назначении и месте контроля в производственно-хозяйственной деятельности субъекта
  • изучить основы финансового контроля и аудита в финансовых и бюджетных организациях
  • знать организационно-правовую базу бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудита в Республике Казахстан
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • уметь пользоваться международными стандартами бухгалтерского учета и аудита, приемами и методами финансового контроля
  • уметь практически применять полученные знания в области учета, контроля, аудита
  • уметь осуществлять экспертизу и анализ бухгалтерской отчетности в финансовых и бюджетных организаций, разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков, оздоровлению и укреплению финансового состояния финансовых и бюджетных организаций
Результат обучения: формирование суждений
  • способен осуществить контроль за финансовой деятельностью всех экономических субъектов
  • уметь применять данные финансового контроля для улучшения финансового состояния организаций
Результат обучения: коммуникативные способности
  • способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • владеет навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности
Методы преподавания

технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения включенности всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать проблемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде.

информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения.

коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Устный опрос 0-100
Устный опрос
Рубежное тестирование
Индивидуальное задание
Индивидуальное задание
Защита презентации
Разбор практических ситуаций
2  рейтинг Рубежное тестирование 0-100
Разбор практических ситуаций
Разбор практических ситуаций
Разбор практических ситуаций
Разбор практических ситуаций
Разбор практических ситуаций
Устный опрос
Устный опрос
Индивидуальное задание
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Сущность, функции и значение финансового контроля
  • Виды и формы контроля
  • Организация проведения контроля (ревизий)
  • Органы и субъекты контроля
  • Нормативно-правовые и информационные основы финансового контроля
  • Контроль и ревизия кассово-банковских операций
  • Контроль и ревизия запасов
  • Контроль и ревизия расчетов с дебиторами и кредиторами
  • Контроль и ревизия расчетов с персоналом по оплате труда
  • Контроль и ревизия долгосрочных активов
  • Контроль и ревизия собственного капитала
Основная литература
  • Абленов Д.О. Финансовый контроль и углубленный аудит: теория, методология, практика: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2007. – 608 с.
  • Абленов Д.О. Профессиональный аудит: Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 2008. – 557 с.
  • Нурсеитов Э.О. Аудит: краткое руководство. - Алматы , TОО «Издательство LEM», 2007. – 220 с.
  • Контроль и ревизия: учеб. пособие для студентов вузов / В.И Бобошко, Ю.В. Гнездова, Е.Е. Маьвеева, Г.Е. Каратаева; под. ред. В.И. Бобошко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 335 с.
  • Ендовицкая, Е. В. Финансовый контроль и аудит : учебное пособие / Е. В. Ендовицкая, Е. Ю. Колесникова, Е. И. Тулинова. — Воронеж : ВГУИТ, 2018. — 132 с.
Дополнительная литература
  • О государственном аудите и финансовом контроле. Закон Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года № 392-V ЗРК.
  • Об утверждении Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 392.
  • Международные стандарты аудита