Financial fore casting and budgeting at the enterprise

Kozlova Marina Vasilyevna

The instructor profile

Description: The course is aimed at studying the processes of making financial forecasts and budgets at the enterprise. Particular attention is paid to the study of the types of plans and forecasts, methods for constructing plans, stages of financial planning and forecasting, technology for the preparation of the consolidated budget. Discipline allows you to build skills to develop financial forecasts for the economic development of the enterprise, skills to manage the planning and budgeting process.

Amount of credits: 5

Пререквизиты:

  • Introduction to Finance

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 15
Practical works 30
Laboratory works
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 75
Form of final control Exam
Final assessment method

Component: University component

Cycle: Profiling disciplines

Goal
  • дать знания о системе финансового прогнозирования и бюджетирования, принципах его организации и ведения на предприятиях, видах и формах основных бюджетов и методике их формирования, о подходах в организации прогнозирования и бюджетирования на предприятиях, привить навыки самостоятельного применения бюджетирования как управленческой технологии.
Objective
  • изучение теоретических основ финансового планирования и бюджетирования
  • изучение современных методов организации финансового планирования
  • изучение технологии формирования главного бюджета и последующего контроля и анализа реализации стратегических задач
  • получение практических навыков и умений самостоятельно формировать бюджеты, исходя из особенностей конкретного объекта управления.
Learning outcome: knowledge and understanding
  • содержания основных категорий финансового планирования и бюджетирования
  • основных систем управленческого учета; принципов целеполагания, видов и методов планирования и бюджетирования; разновидностей бюджетов; моделей формирования финансовой структуры организации
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • уметь: калькулировать и анализировать себестоимость продукции и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учета; планировать операционную деятельность организации; осуществлять разработку частных бюджетов организации; проводить анализ безубыточности организации; применять альтернативные методики планирования деятельности организации
  • приобрести навыки: выполнения практических расчетов по составлению финансовых планов и бюджетов
Learning outcome: formation of judgments
  • о месте бюджетирования в системе финансового планирования и управления в целом
  • о степени обоснованности планов и бюджетов
  • о наиболее эффективных способах достижения плановых показателей
  • о действенности принятой на предприятии системы финансового контроля
Learning outcome: communicative abilities
  • способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии при разработке планов и бюджетов предприятия
  • способность легко адаптироваться в профессиональной среде, быть гибким и мобильным в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью финансового менеджера
  • соблюдение норм деловой этики, следование общественным нормам и профессиональному кодексу поведения работника финансово-учетной сферы
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • способность составлять финансовые планы с использованием математических методов и моделей
  • владение навыками актуализации специальных знаний, необходимых для осуществления профессиональной и научно-исследовательской деятельности и продолжения образования в докторантуре; стремление к профессиональному и личностному росту
Teaching methods

технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения включенности всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать проблемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде

информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения

коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем)

Assessment of the student's knowledge

Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.

Period Type of task Total
1  rating Устный опрос 0-100
Устный опрос
Устный опрос
Рубежное тестирование
Индивидуальное задание. Решение задач
Написание эссе
2  rating Устный опрос 0-100
Рубежное тестирование
Реферативный обзор. Написание доклада
Индивидуальное задание. Решение задач
Индивидуальное задание. Решение задач
Индивидуальное задание. Решение задач
Total control Exam 0-100
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent Good Satisfactory Unsatisfactory
Evaluation form

The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:

  • 40% of the examination result;
  • 60% of current control result.

The final grade is calculated by the formula:

FG = 0,6 MT1+MT2 +0,4E
2

 

Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;

E is a digital equivalent of the exam grade.

Final alphabetical grade and its equivalent in points:

The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:

Alphabetical grade Numerical value Points (%) Traditional grade
A 4.0 95-100 Excellent
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Good
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Satisfactory
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Unsatisfactory
F 0 0-24
Topics of lectures
  • Финансовое планирование: сущность, методы и виды
  • Назначение бюджетирования, его принципы
  • Организация бюджетирования
  • Бюджетирование и контроль по центрам ответственности
  • Типы бюджетов
  • Бюджетное планирование
  • Функциональные бюджеты и методика их формирования: – бюджет продаж; – бюджет производства; – бюджет прямых материальных затрат и закупок; – бюджет прямых затрат труда; – бюджет производственных накладных расходов; – бюджет производственных затрат; – бюджет накладных управленческих и коммерческих затрат
  • Финансовые бюджеты: – бюджет движения денежных средств; – бюджетный отчет о прибылях и убытках; – бюджетный баланс
  • Бюджетный контроль
  • Управление по отклонениям
Key reading
  • Бюджетирование: шаг за шагом / Е.Добровольский [и др.]. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2010. – 330 с.
  • Керимов, В. Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы [Электронный ресурс] : учеб. для студ. спец. "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / В. Э. Керимов ; Издательство "Лань" (ЭБС). – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2010. – 475 с.
  • Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2011. - 544 с.
  • Немировский И.Б., Старожукова И.А. Бюджетирование. От стратегии до бюджета — пошаговое руководство. — М.: Издательский дом “Вильямс”, 2013. —510 с.
  • Незамайкин В.Н., Платонова Н.А., Поморцева И.М., Юрзинова И.Л., Алиева Т.М. ФИнансовое планирование и бюджетирование: учебное пособие / под ред. В.Н. Незамайкина. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 112 с.
Further reading
  • Хруцкий В., Гамаюнов В. Внутрифирменное бюджетирование. Теория и практика. - М.: Издательства Юрайт, 2022. - 457 с.
  • Бюджетирование. Теория и практика. (Бакалавриат). Учебное пособие +Электронные приложения на сайте www.book.ru / Шаховская Л.С., ПопковаЕ.Г. , Хохлов В.В. и др. – М.: КноРус, 2019. – 416 с.
  • Паштова Л.Г. Финансовое планирование в организациях. (Бакалавриат). Учебник. – М.: КноРус, 2019. – 280 с.