Бухгалтерский финансовый учет

Байтикенова Гульжан Альпековна

Portfolio des Lehrers

Beschreibung: Дисциплина охватывает теоретические и практические аспекты ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Курс включает изучение основных принципов бухгалтерского учета, методов регистрации и обработки финансовых операций, а также составления и анализа финансовых отчетов. Особое внимание уделяется международным и национальным стандартам финансовой отчетности, налоговому учету и внутреннему контролю. Студенты изучат правила учета активов, обязательств, капитала, доходов и расходов. Дисциплина готовит студентов к профессиональной деятельности в сфере учета, обеспечивая необходимыми знаниями и навыками для успешной работы.

Betrag der Credits: 10

Пререквизиты:

  • Экономика предприятия

Arbeitsintensität der Disziplin:

Unterrichtsarten Uhr
Vorträge 45
Praktische Arbeiten 45
Laborarbeiten
AASAL (Autonomes Arbeiten der Schüler unter Anleitung des Lehrers) 60
SE (Studentisches Eigenarbeiten) 150
Endkontrollformular экзамен
Form der Endkontrolle письменный экзамен

Komponente: Вузовский компонент

Zyklus: Базовые дисциплины

Цель
  • Подготовка специалистов, владеющих навыками и техникой ведения бухгалтерского учета в организациях в соответствии с действующими национальным и международными стандартами, принципами бухгалтерского учета, нормативно-правовыми документами.
Задача
  • получить четкое представление о роли бухгалтерского учета в системе управления экономикой, о назначении и месте бухгалтерского учета в производственно-хозяйственной деятельности субъекта;
  • знать организационно-правовую базу бухгалтерского учета, финансовой отчетности в Республике Казахстан;
  • знать стандарты бухгалтерского учета, содержание учетной деятельности, ее приемы и методы, цели и способы ее осуществления;
  • получить навыки и технику ведения учета в организациях в соответствии с действующими стандартами, принципами бухгалтерского учета, нормативно-правовыми документами
Результат обучения: знание и понимание
  • демонстрировать понимание основных концепций и принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • применять полученные знания для организации документации и инвентаризации объектов бухгалтерского учета в соответствии с требованиями национального и международных стандартов финансовой отчетности
Результат обучения: формирование суждений
  • уметь выбрать инструментальные средства для обработки финансово-экономической информации в соответствии с поставленной задачей, формировать суждения о правильности ведения бухгалтерского учета
Результат обучения: коммуникативные способности
  • способен легко адаптироваться в профессиональной среде, гибок и мобилен в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • владеть навыками приобретения новых специальных знаний, необходимых для профессиональной деятельности
Lehrmethoden

1) технологии проблемно- и проектно- ориентированного обучения; Организация обучения по методу проектов ставит перед преподавателем задачу обеспечения вовлечения всех обучающихся в проблемную ситуацию и на каждом занятии. То есть задачу создавать проблемно-ориентированный сценарий содержания занятия, предъявляя информацию для поиска решения проблемной ситуации в структурированном и систематизированном виде. 2) метод кейсов (анализ ситуации); Кейс-технология позволяет развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. 3) информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии. Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения. 4) коммуникативные технологии (дискуссия, мозговой штурм как форма творческой, коллективной работы для поиска решений поставленных проблем).

Bewertung des Wissens der Studierenden
Period Art der Aufgabe Gesamt
1  Bewertung Устный опрос 0-100
Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций
Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций
Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций
Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций
Коллоквиум, контрольная работа
2  Bewertung Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций 0-100
Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций
Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций
Решение задач, кейсов, разбор практических ситуаций
Контрольная работа, тестирование
Endkontrolle экзамен 0-100
Die Bewertungspolitik der Lernergebnisse nach Arbeitstyp
Art der Aufgabe 90-100 70-89 50-69 0-49
Exzellent Gut Befriedigend Ungenügend
Устный опрос на семинаре полностью и правильно ответил на вопросы семинара, логически структурировал и изложил материал. В этом случае обучающийся должен знать специальную литературу. Для получения отличной оценки необходимо продемонстрировать умение выявлять проблемные вопросы в соответствующей области, анализировать их и предлагать решения, уточнять и давать полные ответы на дополнительные вопросы полностью правильно ответил на вопросы семинара, сохранив логику изложения материала, но не носивший принципиальный характер и допустивший при ответе отдельные неточности; не смог четко и полно ответить на уточняющие и дополнительные вопросы; допустил ошибки и неточности при ответе на вопросы семинара, показал, что не смог логически построить материал ответа и не смог сформулировать свою позицию по проблемным вопросам, показал неполные знания. При этом ошибки хотя бы в одной из задач не должны быть радикальными не ответит на вопросы семинара; дает неправильные ответы на все вопросы с конкретными ошибками; если не можете ответить на дополнительные и уточняющие вопросы
Коллоквиум полностью объясняет материал (отвечает на вопрос), правильно определяет основные понятия; определяет понимание материала, может обосновать свое мнение, может применить знания на практике, может привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; если он сможет последовательно и правильно изложить материал с точки зрения норм литературного языка дает ответ, удовлетворяющий требованиям типа «очень хорошо», но допускает 1-2 ошибки, которые он исправляет, и 1-2 ошибки в последовательности и языковом оформлении повествования знает и понимает основные правила данной темы, но не полностью излагает материал и допускает неточности в определении понятий или формулировании правил; не знает достаточно глубоко и убедительно, чтобы обосновать свои суждения и привести собственные примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковой формализации повествования не знает большей части соответствующего вопроса, он получает оценку «неудовлетворительно», допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, излагает материал беспорядочно и недостоверно.
Тестирование 100 - 90% от общего количества заданных тестовых вопросов 89-75% от общего количества заданных тестовых вопросов 74-50% от общего количества заданных тестовых вопросов. менее 50% от общего количества заданных тестовых вопросов
Решение задач, кейсов глубоко знает учебный материал по предмету практической работы, демонстрирует владение взаимосвязью основных понятий, используемых в работе, и способен ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы. Обучающийся демонстрирует свои знания теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязь между показателями отчета, дает правильный алгоритм решения, определяет межпредметные связи согласно условиям задачи знает учебный материал, усвоил основную литературу и может полностью ответить на все дополнительные и уточняющие вопросы. Обучающийся демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допускает небольшие неточности в решении задач, не до конца понимает межпредметные связи при выборе правильного алгоритма решения задачи. усвоил общий материал практической работы и не ответил на все уточняющие и дополнительные вопросы. Обучающийся испытывает трудности с правильной оценкой предложенного задания, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, если в наводящих вопросах преподавателя не удается выбрать алгоритм решения задачи. имеются значительные пробелы в знаниях основного учебного материала практической работы, если он не полностью раскрывает содержание вопросов, если он не в состоянии ответить на уточняющие и дополнительные вопросы. Когда обучающийся неправильно оценивает событие, не выбирает правильный алгоритм действий. Развернутый ответ обучающегося должен быть связным, логически последовательным по заданной теме, должен демонстрировать его умение применять определения и правила в реальных ситуациях. Показатели оценки: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень понимания, понимания того, что изучается;
Контрольная работа полностью выполнил задание, продемонстрировал отличные знания и умения в рамках изученного учебного материала, контрольная работа выполнена аккуратно и в соответствии с поставленными требованиями. полностью выполнил тестовое задание, продемонстрировал хорошие знания и умения, но не смог обосновать оптимальность предложенного решения, имеются недостатки в построении тестовой работы. выполнил тестовое задание полностью, но допустил существенные неточности, не смог правильно интерпретировать результаты, качество контрольной работы было недостаточным. 49%-0% выполненных заданий
Экзамен 90%-100% выполненных заданий 89%-70% выполненных заданий 69%-50% выполненных заданий 49%-0% выполненных заданий
Bewertungsbogen

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Бухгалтерский учет в системе управления организацией. Исторический аспект возникновения бухгалтерского учета. Общая характеристика бухгалтерского учета в системе управления. Функции и задачи бухгалтерского учета. Нормативно-законодательное регулирование бухгалтерского учета в Республике Казахстан.
  • Предмет и объекты бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета и его элементы.
  • Бухгалтерский баланс. Роль и значение бухгалтерского баланса. Структура и содержание бухгалтерского баланса. Влияние хозяйственных операций на бухгалтерский баланс.
  • Система счетов и двойная запись. Понятие бухгалтерского счета. Строение и содержание бухгалтерских счетов. Активные и пассивные счета. Метод двойной записи. Корреспонденция счетов. Бухгалтерская проводка. Синтетические и аналитические счета и их взаимосвязь.
  • Организация документооборота в бухгалтерском учете. Роль и значение первичных бухгалтерских документов. Обязательные реквизиты документов. Классификация документов. Документооборот. Регистры бухгалтерского учета и их классификация.
  • Учет денежных средств и их эквивалентов. Признание денежных средств и их эквивалентов. Организация учета денежных операций. Формы безналичных расчетов, учет денежных эквивалентов. Контроль за использованием денежных средств.
  • Временная стоимость денег. Понятие дисконтированной стоимости. Будущая и текущая стоимость денег. Применение дисконтированной стоимости в финансовом учете.
  • Учет дебиторской задолженности и прочих активов. Признание и классификация дебиторской задолженности. Первоначальная оценка. Дебиторская задолженность работников. Учет прочих краткосрочных активов: налоговых активов; авансов выданных; расходов будущих периодов.
  • Учет запасов (МСФО 2). Определение и классификация запасов. Оценка запасов по себестоимости. Методы оценки запасов по себестоимости. Оценка запасов по чистой цене продажи.
  • Учет основных средств (МСФО 16). Критерии признания основных средств. Первоначальная оценка основных средств. Учет поступления основных средств: первичные документы, учетные регистры и синтетический учет. Амортизация основных средств: сроки полезного использования и методы начисления, отражение в учете.
  • Учет нематериальных активов (МСФО 38). Признание нематериальных активов: идентифицируемость, контроль, будущие экономические выгоды. Поступление нематериальных активов; первичные документы, учетные регистры и синтетический учет. Методы амортизации нематериальных активов. Прекращение использования и выбытие нематериальных активов.
  • Обесценение активов (МСФО 36). Обесценение активов, его определение и признаки. Возмещаемая стоимость. Справедливая стоимость за минусом затрат на продажу. Ценность от использования. Генерирующая единица.
  • Учет обязательств организации. Учет финансовых обязательств: банковских и прочих займов, дивидендов и доходов участников. Признание затрат по займам (МСФО 23). Учет обязательств по налогам. Учет обязательств, по другим обязательным и добровольным платежам. Учет кредиторской задолженности: поставщикам и подрядчикам.
  • Выручка, признание доходов и расходов. Критерии признания выручки (МСФО 15). Этапы признания выручки от продажи продукции и от предоставления услуг. Учет себестоимости реализованной продукции и оказанных услуг.
  • Учет капитала и резервов. Учет уставного капитала: выпущенного акционерного капитала; вкладов и паев. Учет неоплаченного капитала. Выкупленные собственные долевые инструменты. Учет эмиссионного дохода. Учет резервов организации: резервного капитала, резервов на переоценку активов.
  • Представление финансовой отчетности (МСФО 1). Назначение финансовой отчетности. Представление отчета о финансовом положении (бухгалтерского баланса). Требования к представлению статей баланса. Требования к отчету о совокупной прибыли (отчета о прибылях и убытках). Две формы отчета о прибылях и убытках: по характеру затрат и по функции затрат.
Основная литература
  • Анциферова, И. В. Бухгалтерский финансовый учет : учебник / И. В. Анциферова. — Москва : Дашков и К, 2017. — 558 c. — ISBN 978-5-394-01988-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85144.html
  • Анциферова, И. В. Бухгалтерский финансовый учет : практикум / И. В. Анциферова. — Москва : Дашков и К, 2018. — 556 c. — ISBN 978-5-394-01102-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85153.html
  • Матвеева, И. Г. Бухгалтерский учет : учебно-методическое пособие для практических занятий / И. Г. Матвеева, Д. А. Аристова, Т. М. Гаврилюк. — Москва : Российский университет транспорта (МИИТ), 2021. — 67 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/115831.html
  • Гутковская, Е. А. Бухгалтерский учет : учебное пособие / Е. А. Гутковская. — Москва : Российский университет транспорта (МИИТ), 2021. — 48 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/122090.html
  • Бухгалтерский учет : учебное пособие / Е. Р. Антышева, О. А. Банкаускене, Н. Л. Вещунова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Викторовой. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019. — 251 c. — ISBN 978-5-7422-6355-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/83324.html
  • Курс по бухгалтерскому учету / . — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, Норматика, 2017. — 119 c. — ISBN 978-5-4374-0844-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/65162.html
  • Мелехина, Т. И. Практикум по бухгалтерскому учету : учебное пособие / Т. И. Мелехина. — Москва : Московский гуманитарный университет, 2017. — 104 c. — ISBN 978-5-907017-09-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/74735.html
  • Колесникова, Е. В. Бухгалтерский финансовый учет : учебное пособие: курс лекций / Е. В. Колесникова. — Симферополь : Университет экономики и управления, 2023. — 228 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/144280.html
  • Вандина, О. Г. Теория бухгалтерского учета : учебное пособие / О. Г. Вандина. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019. — 122 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85913.html
  • Свистунов, А. В. Бухгалтерский учет: теоретические основы и практика : учебно-методическое пособие / А. В. Свистунов. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 127 c. — ISBN 978-5-4486-0791-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86334.html
  • Ковалева, В. Д. Бухгалтерский учет : лабораторный практикум / В. Д. Ковалева. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 158 c. — ISBN 978-5-4487-0109-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/72535.html
Дополнительная литература
  • Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»
  • Типовой план счетов (Приказ Министра финансов РК от 2 октября 2018 года № 877.
  • Назарова В.Л. Бухгалтерский учет. Учебное пособие - Алматы: Экономика, 2011.
  • Проскурина В.П. Бухгалтерский учет от азов до баланса, практическое пособие. - Алматы. «LEM», 2012.
  • Нурсеитов Э. О. Бухгалтерский учет в организациях (учебное пособие). - Алматы. «LEM», 2015 г., 432 с.
  • Проскурина В.П. Сборник бухгалтерских проводок по разделам «Типового плана счетов бухгалтерского учета», вводимого в действие с 01.01.2019 г. - Алматы. «LEM», 2021 г., 274 с.
  • Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета»
  • Проскурина В.П. Сборник задач по бухгалтерскому учету. - Алматы. «LEM», 2021 г., 200 с.