Теоретическая механика
内容描述: Теоретическая механика является основой для изучения общеинженерных и специальных технических дисциплин. Устанавливая связь между прикладными науками, физикой и математикой, теоретическая механика способствует формированию инженерного мышления будущего специалиста. В курсе изучаются: механика твердых тел, основные понятия и законы механики. Основные разделы дисциплины: статика, условия равновесия материальных тел под действием системы сил; кинематика, механическое движение материальных тел, законы движения тел; динамика, движение материальных тел с учетом действующих на них сил.
贷款数: 5
*СomplexityDiscipline(zh-CN)*:
*TypesOfClasses(zh-CN)* | *hours(zh-CN)* |
---|---|
*Lectures(zh-CN)* | 30 |
*PracticalWork(zh-CN)* | 15 |
*LaboratoryWork(zh-CN)* | |
*srop(zh-CN)* | 30 |
*sro(zh-CN)* | 75 |
*FormOfFinalControl(zh-CN)* | экзамен |
*FinalAssessment(zh-CN)* | Экзамен |
零件: Вузовский компонент
循环次数: Базовые дисциплины
Цель
- Подготовка специалистов к производственной деятельности в области расчетов на равновесие, устойчивости равновесия, определение кинематических и динамических характеристик составных частей механизмов, встречающихся в технике
Задача
- Специалист должен знать и уметь: состояние и перспективы развития теоретических основ механики, значение этой учебной дисциплины в инженерной практике; фундаментальные понятия, гипотезы, допущения и принципы, используемые в данном курсе; способы определения опорных реакций в элементах конструкций; современные способы расчета кинематических характеристик механизмов, встречающихся на практике; методику расчета динамических характеристик механизмов.
Результат обучения: знание и понимание
- Специалист должен знать и уметь: состояние и перспективы развития теоретических основ механики, значение этой учебной дисциплины в инженерной практике; фундаментальные понятия, гипотезы, допущения и принципы, используемые в данном курсе; способы определения опорных реакций в элементах конструкций; современные способы расчета кинематических характеристик механизмов, встречающихся на практике; методику расчета динамических характеристик механизмов.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- - Знания курса «Теоретическая механика» является необходимым для изучения таких дисциплин как, «Сопротивление материалов», «Основы конструирования и детали машин». - Подготовка специалистов к производственной деятельности в области расчетов на равновесие, устойчивости равновесия, определение кинематических и динамических характеристик составных частей механизмов, встречающихся в технике. - Вести беседу - диалог на любом языке, пользоваться правилами речевого этикета - Умение решать поставленные задачи
Результат обучения: формирование суждений
- Умение конструировать механические системы
Результат обучения: коммуникативные способности
- Приобретать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин, способствующих формированию личности с широким кругозором и культурой мышления
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Умеет решать технические проблемы на основе знания законов механики
*TeachingMethods(zh-CN)*
- интерактивная лекция (применение следующих активных форм обучения: ведома (управляемая) дискуссия или беседа; модерация; демонстрация слайдов или учебных фильмов;) - построение сценариев развития различных ситуаций на основе заданных условий; - информационно-коммуникационная; - поисково-исследовательская (самостоятельная исследовательская деятельность студентов в процессе обучения); - решение учебных задач.
*AssessmentKnowledge(zh-CN)*
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
*Period2(zh-CN)* | *TypeOfTask(zh-CN)* | *Total(zh-CN)* |
---|---|---|
1 *Rating(zh-CN)* | Задание 1. Равновесие плоской системы сходящихся сил | 0-100 |
Задание 2. Равновесие произвольной плоской системы сил | ||
Задание 3. Кинематика точки | ||
2 *Rating(zh-CN)* | Задание 4. Плоскопараллельное движение твердого тела | 0-100 |
Задание 5. Обратная задача динамики | ||
Задание 6. Теорема об изменении кинетической энергии | ||
*TotalControl(zh-CN)* | экзамен | 0-100 |
*PolicyAssignmentTask(zh-CN)*
*TypeOfTask(zh-CN)* | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Excellent | *Grade4(zh-CN)* | *Grade3(zh-CN)* | *Grade2(zh-CN)* | |
Выполнение и защита практических работ | 1. Работа выполнена в полном объёме, аккуратно, с необходимыми пояснениями; приведены исходные данные; результаты расчета, единицы измерений; выводы. 2. Расчетные схемы (рисунки, чертежи) выполнены аккуратно с использованием чертежных инструментов или графических программ. 3. При защите работы обучающийся хорошо ориентируется в материале, владеет терминологией, полностью отвечает на дополнительные вопросы. | 1. Работа выполнена в полном объёме с незначительными замечаниями, аккуратно; с необходимыми пояснениями; приведены исходные данные; результаты расчета, единицы измерений; выводы. 2. Расчетные схемы (рисунки, чертежи) выполнены аккуратно с использованием чертежных инструментов или графических программ. 3. При защите работы обучающийся не достаточно хорошо ориентируется в материале, допускает неточности в терминологии, затрудняется при ответах на дополнительные вопросы. | 1. Работа выполнена с ошибками, не достаточно аккуратно; отсутствуют необходимые пояснения; отсутствуют исходные данные; результаты расчета, единицы измерений или выводы. 2. Расчетные схемы (рисунки, чертежи) выполнены не аккуратно или с ошибками. 3. При защите работы обучающийся плохо ориентируется в материале, плохо владеет терминологией, допускает ошибки при ответах на вопросы по работе. | 1. Работа выполнена с грубыми ошибками, неаккуратно; необходимые пояснения отсутствуют; отсутствуют исходные данные; результаты расчета, единицы измерений или выводы. 2. В работе отсутствуют или неправильно выполнены расчетные схемы (рисунки, чертежи). 3. При защите работы обучающийся не ориентируется в материале, не владеет терминологией, не отвечает на вопросы по работе. |
*EvaluationForm(zh-CN)*
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в статику. Основные определения и аксиомы статики. Связи и их реакции.
- Аналитический способ задания силы. Классификация систем сил. Система сходящихся сил. Условия равновесия системы сходящихся сил.
- Теория моментов сил. Векторный и алгебраический моменты пары сил. Момент силы относительно точки, его свойства. Момент силы относительно оси и его свойства. Теорема Вариньона.
- Теория пар сил. Произвольная плоская система сил. Приведение сил к заданному центру (метод Пуансо). Жесткая заделка. Условия равновесия произвольной плоской системы сил, уравнения равновесия.
- Плоская система параллельных сил. Условия равновесия. Центр тяжести твердого тела.
- Устойчивость. Трение скольжения и трения качения
- Тема 7. Введение в кинематику. Кинематика точки. Кинематические характеристики точки. Способы задания движения точки 1
- Кинематика твердого тела. Поступательное и вращательное движение.
- Кинематика твердого тела. Плоскопараллельное движение твердого тела.
- Тема 10. Плоскопараллельное движение твердого тела. Скорости и ускорения точек тела. Мгновенный центр скоростей.
- Сложное движение материальной точки. Относительные, переносное и абсолютные движения. Скорости и ускорения. Теорема о сложении скоростей и ускорений.
- Ведение в динамику. Динамика материальной точки. Две основные задачи динамики.
- Количество движения. Механическая работа.
- Динамика механической системы. Кинетическая энергия. Момент инерции.
- Сила инерции. Принцип Даламбера для механической системы.
Основная литература
- 1. Никитин Н.Н. Курс теоретической механики. – М.: Высшая школа, 1990 г.- 608 с. 2. Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики. – М.: Высшая школа, 1986 г.- 416 с. 3. Яблонский А.А., Никифорова В.М. Курс теоретической механики, ч. 1, 2. – Санкт-Петербург, 2002 г.- 650 с. 4. Мещерский И.В. Сборник задач по теоретической механике. – М.: Наука, 2002 г.- 480 с.
Дополнительная литература
- 1. Теоретическая механика : учебное пособие / Е. В. Матвеева, М. А. Васечкин, Е. В. Литвинов, М. А. Акенченко. — Воронеж : Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2023. — 52 c. — ISBN 978-5-00032-641-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/132746.html 2. Теоретическая механика. Инновационные и многоуровневые оценочные средства знаний, умений, навыков и размышлений студента, задачи расчетно-графических работ, учебно-исследовательские задания : учебное пособие / А. Э. Джашитов, О. А. Цветкова, В. О. Горбачев [и др.]. — Саратов : Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, ЭБС АСВ, 2023. — 176 c. — ISBN 978-5-7433-3557-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/138063.html 3. Механика вращательного движения : учебное пособие / А. Б. Маношкин, В. В. Иванов, В. В. Иняков [и др.]. — Рязань : Рязанский государственный радиотехнический университет, 2023. — 80 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/134861.html 4. Ломакина, О. В. Механика: теория, примеры решения задач : учебное пособие / О. В. Ломакина, К. В. Шестаков. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2023. — 80 c. — ISBN 978-5-8265-2558-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/141057.html