Методы научных исследований
Описание: Дисциплина рассматривает теорию методологии научных исследований в аспектах постановки темы научного исследования, его цели, предмета и задач, выдвижения гипотез решения, поставленных задач и методов их проверки, подготовки и проведения экспериментов, обработки результатов экспериментальных исследований, а также изучает методы анализа и построения теорий.
Количество кредитов: 5
Пререквизиты:
- Научно-технические проблемы теплоэнергетики и теплотехнологии
Трудоемкость дисциплины:
Виды работ | часы |
---|---|
Лекции | 15 |
Практические работы | 30 |
Лабораторные работы | |
СРОП | 75 |
СРО | 30 |
Форма итогового контроля | экзамен |
Форма проведения итогового контроля | Экзамен |
Компонент: Вузовский компонент
Цикл: Базовые дисциплины
Цель
- овладение компетенциями в области методологии научных исследований, необходимых для выполнения диссертационной работы.
Задача
- изучить методы анализа и построения теорий; - приобрести навыки постановки темы научного исследования, его цели, предмета и задач; - уметь выдвижения гипотез решения, поставленных задач и применять методы их проверки; - изучить теорию проведения экспериментов и обработки их результатов.
Результат обучения: знание и понимание
- Знать принципы методологии научных исследований, методы анализа и построения теорий.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
- Применять знания и понимание, а также способность решать проблемы в новых и незнакомых аспектах в более широких (мультидисциплинарных) контекстах, связанных с областью обучения.
Результат обучения: формирование суждений
- Способность объединять знания, справляться со сложными вопросами и формулировать суждения на основе современных аспектов научно-технического развития, принимая во внимание социальную и этическую ответственность, связанную с использованием своих знаний и суждений.
Результат обучения: коммуникативные способности
- Быть способным формулировать, обсуждать и разъяснить актуальные вопросы в области методологии научных исследований.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
- Иметь навыки в области методологии научных исследований, которые необходимы для продолжения обучения с высокой степенью автономности.
Методы преподавания
В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.
Оценка знаний обучающегося
Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.
Период | Вид задания | Итого |
---|---|---|
1 рейтинг | Контрольное тестирование | 0-100 |
Коллоквиум | ||
2 рейтинг | Контрольное тестирование | 0-100 |
Коллоквиум | ||
Итоговый контроль | экзамен | 0-100 |
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания | 90-100 | 70-89 | 50-69 | 0-49 |
---|---|---|---|---|
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | Неудовлетворительно |
Форма оценки
Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:
- 40% результата, полученного на экзамене;
- 60% результатов текущей успеваемости.
Формула подсчета итоговой оценки:
И= 0,6 | Р1+Р2 | +0,4Э |
2 |
где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:
Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | Баллы (%-ное содержание) | Оценка по традиционной системе |
---|---|---|---|
A | 4.0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3.67 | 90-94 | |
B+ | 3.33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3.0 | 80-84 | |
B- | 2.67 | 75-79 | |
C+ | 2.33 | 70-74 | |
C | 2.0 | 65-69 | Удовлетворительно |
C- | 1.67 | 60-64 | |
D+ | 1.33 | 55-59 | |
D | 1.0 | 50-54 | |
FX | 0.5 | 25-49 | Неудовлетворительно |
F | 0 | 0-24 |
Темы лекционных занятий
- Введение в предмет «Методы научных исследований»
- Научная проблема
- Эксперимент в научном исследовании
- Измерения в научном исследовании
- Гипотеза и индуктивные методы исследования
- Методы проверки и подтверждения гипотез
- Законы и их роль в научном исследовании
- Методы анализа и построения теорий
- Математизация теоретического знания
Основная литература
- 1. Ануфриев, А. Ф. Научное исследование: Учеб. пособие /А. Ф. Ануфриев, А. Н. Асаул, Г. А. Кускова. — М.: Лира, 1999. 2. Бут, У. К. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. / У. К. Бут, Г. Д. Коломб, Д. М. Уильямс. — М.: Флинта, Наука, 2007. 3. Гоберман, В. А. Технология научных исследований — методы, модели, оценки: Учеб. пособие. — 2-е изд. стереотип / В. А. Гоберман, А. А. Гоберман. — М.: МГУЛ, 2003. 4. Крутов, В. И. Основы научных исследований / В. И. Крутов, И. М. Грушко, В. В. Попов. — М.: Высшая школа, 1980. 5. Степин, В. С. Методы научного познания / В. С. Степин, А. Н. Елсупов. — М.: Высшая школа, 2001.
Дополнительная литература
- 6. Ильин, В. В. Критерии научности знания / В. В. Ильин. — М.: Высшая школа, 1989. 7. Аконов, Б. А. Основы научных исследований: Учеб. пособие /Б. А. Аконов, М. А. Карамзин. — Алма-Ата: Мектеп, 1989. 8. Логика научного исследования / Под ред. П. В. Копнина и М. В. Попова. — М.: Наука, 1965. 9. Мирский, Э. М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки / Э. М. Мирский. — М.: Наука, 1980.