Методы научных исследований

Байдилдина Айжан Толеубековна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина рассматривает теорию методологии научных исследований в аспектах постановки темы научного исследования, его цели, предмета и задач, выдвижения гипотез решения, поставленных задач и методов их проверки, подготовки и проведения экспериментов, обработки результатов экспериментальных исследований, а также изучает методы анализа и построения теорий.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Научно-технические проблемы теплоэнергетики и теплотехнологии

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 75
СРО 30
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • овладение компетенциями в области методологии научных исследований, необходимых для выполнения диссертационной работы.
Задача
  • изучить методы анализа и построения теорий; - приобрести навыки постановки темы научного исследования, его цели, предмета и задач; - уметь выдвижения гипотез решения, поставленных задач и применять методы их проверки; - изучить теорию проведения экспериментов и обработки их результатов.
Результат обучения: знание и понимание
  • Знать принципы методологии научных исследований, методы анализа и построения теорий.
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • Применять знания и понимание, а также способность решать проблемы в новых и незнакомых аспектах в более широких (мультидисциплинарных) контекстах, связанных с областью обучения.
Результат обучения: формирование суждений
  • Способность объединять знания, справляться со сложными вопросами и формулировать суждения на основе современных аспектов научно-технического развития, принимая во внимание социальную и этическую ответственность, связанную с использованием своих знаний и суждений.
Результат обучения: коммуникативные способности
  • Быть способным формулировать, обсуждать и разъяснить актуальные вопросы в области методологии научных исследований.
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • Иметь навыки в области методологии научных исследований, которые необходимы для продолжения обучения с высокой степенью автономности.
Методы преподавания

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Оценка знаний обучающегося

Преподаватель проводит все виды работ текущего контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся два раза в академический период. По результатам текущего контроля формируется рейтинг 1 и 2. Учебные достижения обучающегося оцениваются по 100-балльной шкале, итоговая оценка Р1 и Р2 выводится как средняя арифметическая из оценок текущей успеваемости. Оценка работы обучающегося в академическом периоде осуществляется преподавателем в соответствии с графиком сдачи заданий по дисциплине. Система контроля может сочетать письменные и устные, групповые и индивидуальные формы.

Период Вид задания Итого
1  рейтинг Контрольное тестирование 0-100
Коллоквиум
2  рейтинг Контрольное тестирование 0-100
Коллоквиум
Итоговый контроль экзамен 0-100
Политика оценивания результатов обучения по видам работ
Вид задания 90-100 70-89 50-69 0-49
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Форма оценки

Итоговая оценка знаний обучающего по дисциплине осуществляется по 100 балльной системе и включает:

  • 40% результата, полученного на экзамене;
  • 60% результатов текущей успеваемости.

Формула подсчета итоговой оценки:

И= 0,6 Р12 +0,4Э
2

 

где, Р1, Р2 – цифровые эквиваленты оценок первого, второго рейтингов соответственно; Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.

Итоговая буквенная оценка и ее цифровой эквивалент в баллах:

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Баллы (%-ное содержание) Оценка по традиционной системе
A 4.0 95-100 Отлично
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Хорошо
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Удовлетворительно
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Неудовлетворительно
F 0 0-24
Темы лекционных занятий
  • Введение в предмет «Методы научных исследований»
  • Научная проблема
  • Эксперимент в научном исследовании
  • Измерения в научном исследовании
  • Гипотеза и индуктивные методы исследования
  • Методы проверки и подтверждения гипотез
  • Законы и их роль в научном исследовании
  • Методы анализа и построения теорий
  • Математизация теоретического знания
Основная литература
  • 1. Ануфриев, А. Ф. Научное исследование: Учеб. пособие /А. Ф. Ануфриев, А. Н. Асаул, Г. А. Кускова. — М.: Лира, 1999. 2. Бут, У. К. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. / У. К. Бут, Г. Д. Коломб, Д. М. Уильямс. — М.: Флинта, Наука, 2007. 3. Гоберман, В. А. Технология научных исследований — методы, модели, оценки: Учеб. пособие. — 2-е изд. стереотип / В. А. Гоберман, А. А. Гоберман. — М.: МГУЛ, 2003. 4. Крутов, В. И. Основы научных исследований / В. И. Крутов, И. М. Грушко, В. В. Попов. — М.: Высшая школа, 1980. 5. Степин, В. С. Методы научного познания / В. С. Степин, А. Н. Елсупов. — М.: Высшая школа, 2001.
Дополнительная литература
  • 6. Ильин, В. В. Критерии научности знания / В. В. Ильин. — М.: Высшая школа, 1989. 7. Аконов, Б. А. Основы научных исследований: Учеб. пособие /Б. А. Аконов, М. А. Карамзин. — Алма-Ата: Мектеп, 1989. 8. Логика научного исследования / Под ред. П. В. Копнина и М. В. Попова. — М.: Наука, 1965. 9. Мирский, Э. М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки / Э. М. Мирский. — М.: Наука, 1980.