Математическая модель для анализа и прогнозирования энергетических процессов

Байдилдина Айжан Толеубековна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина рассматривает вопросы математического моделирования теплоэнергетических процессов и систем: математические модели энергетических процессов; методы и алгоритмы в теплоэнергетических системах; разработка математических моделей для различных классов задач, характерных для промышленной теплоэнергетики.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Теоретические основы теплотехники

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 75
СРО 30
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля Письменный

Компонент: Компонент по выбору

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • Цель изучения дисциплины заключается в формировании у обучающегося знаний и навыков разработки и использования математических моделей, описывающих процессы и объекты, характерные для теплоэнергетики
Задача
  • Освоение методики разработки математических моделей для различных классов задач, характерных для промышленной теплоэнергетики; освоение основных принципов инженерного анализа объектов и явлений; формирование практических навыков владения математическими моделями, их составлением, отладкой и оперированием с целью получения данных о свойствах объектов и явлений, а также основ анализа и синтеза
Результат обучения: знание и понимание
  • знать методику математического моделирования (в том числе компьютерного) процессов и объектов промышленной теплоэнергетики и смежных отраслей промышленности
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • уметь применять методы математического моделирования для решения задач, относящихся к промышленной теплоэнергетике; разрабатывать математические модели физических явлений и процессов, относящихся к промышленной теплоэнергетике; анализировать математические модели физических явлений и процессов, относящихся к промышленной теплоэнергетике
Результат обучения: формирование суждений
  • владеть навыками использования методов анализа вариантов; способностью формулировки выводов по результатам многовариантного анализа; способностью предлагать компромиссные решения по результатам многовариантного анализа; способностью предлагать решения по повышению точности и адекватности математических моделей объектов и явлений, относящихся к промышленной теплоэнергетике
Результат обучения: коммуникативные способности
  • уметь применять методы математического анализа и синтеза объектов и явлений; применять методы моделирования для проведения работ по анализу применяемых проектных решений; применять методы математического анализа и синтеза объектов и процессов
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • владеть навыками разработки математических моделей (в том числе компьютерных) процессов и объектов, относящихся к промышленной теплоэнергетике; способностью к анализу математических моделей объектов и процессов, относящихся к промышленной теплоэнергетике
Методы преподавания

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх;

Темы лекционных занятий
  • Введение в математическое моделирование
  • Общие энергетические и материальные балансы
  • Классическая система уравнений в задачах теплоэнергетических систем
  • Математическое моделирование задач теплоэнергетики
  • Математические модели процессов перемешивания веществ
  • Комбинированные математические модели в теплоэнергетике
  • Математические модели теплообменных аппаратов
Основная литература
  • Пашков, Л. Т. Математические модели процессов в паровых котлах / Л. Т. Пашков. — Москва, Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2019. — 208 c. — ISBN 978-5-4344-0716-8. https://www.iprbookshop.ru
  • Голдаев С.В. Практикум по математическому моделированию в теплоэнергетике: учебное пособие / С.В. Голдаев. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 152 с
  • Бараков А.В. Моделирование и алгоритмизация задач теплоэнергетики: учебное пособие / А.В. Бараков, А.А. Надеев, В.И. Ряжских. – Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2015. – 198 с
Дополнительная литература
  • Гаврилова, А. А. Технические измерения и автоматизация теплоэнергетических процессов : учебное пособие для СПО / А. А. Гаврилова, А. Г. Салов. — Саратов : Профобразование, 2024. — 168 c. — ISBN 978-5-4488-1892-9. URL: https://www.iprbookshop.ru/140222.html