Методы научных исследований

Алонцева Дарья Львовна

Портфолио преподавателя

Описание: Дисциплина формирует знания по основам оптимальной структуры организации и планирования научного эксперимента, управления и организации научной и научно-технической деятельности, представления и обсуждения результатов исследования и оформлению всех необходимых для этого документов. В изучение курса входит знакомство с классификацией, основными видами научного исследования, с приоритетными научными направлениями развития науки в Республике Казахстан, со структурой научных бумаг (конспектов, отчетов, тезисов, статей, патентных заявок диссертации). Результатом изучения курса должно стать усвоение основных понятий и определений научного исследования, приобретение умений и навыков поиска и обзора достоверной научно-технической информации, выбор метода исследования и представления его результатов с применением современных компьютерных и информационно-коммуникационных технологий.

Количество кредитов: 5

Пререквизиты:

  • Системный анализ

Трудоемкость дисциплины:

Виды работ часы
Лекции 15
Практические работы 30
Лабораторные работы
СРОП 75
СРО 30
Форма итогового контроля экзамен
Форма проведения итогового контроля устный экзамен

Компонент: Вузовский компонент

Цикл: Базовые дисциплины

Цель
  • формирование у студентов основных представлений и знаний о методах научного исследования и принципах организации и планирования научных исследований, включая осознанное понимание требований к отбору, оценке, проведению и распространению результатов научных исследований.
Задача
  • ознакомить докторантов с основными этапами развития и смене парадигм в эволюции науки; о научных школах соответствующей отрасли знаний, их теоретических и практических разработках; о научных концепциях мировой и казахстанской науки в соответствующей области;
  • развивать у докторантов умение самостоятельно планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс научных исследований; анализировать и обрабатывать информацию из различных источников;
  • развить навыки внедрения научных разработок в практическую деятельность; проведения самостоятельно научных исследований, на основе современных теорий и методов анализа.
Результат обучения: знание и понимание
  • раскрывать знание и понимание основных методов научного исследования и его этапов, классификации и показателей эффективности научного исследования, структуры научных работ, основ планирования исследований;
Результат обучения: применение знаний и пониманий
  • планировать основные этапы исследования;
Результат обучения: формирование суждений
  • анализировать информацию наукометрических баз данных (включая поиск показателей научного журнала или автора, поиск литературы и патентный поиск по информационным рубрикам или ключевым словам и т. д.)
Результат обучения: коммуникативные способности
  • представлять результаты исследования;
Результат обучения: навыки обучения или способности к учебе
  • умение применять знания об основных методах научного исследования, их классификации и показателях эффективности, а также его методах планирования для планирования исследований и написания исследовательских предложений;
  • умение работать с наукометрическими базами данных и находить информацию, проводить литературный и патентный поиск, делать заметки и писать обзор литературы;
  • практические навыки планирования исследования и представления его результатов с использованием компьютерных технологий и ИКТ.
Методы преподавания

Технология научно-исследовательской деятельности

Технология учебно-исследовательской деятельности

Темы лекционных занятий
  • Наука и ее роль в развитии общества
  • Научное исследование и его этапы
  • Выбор направления и планирование научно-исследовательской работы
  • Научная информация: поиск, накопление и обработка
  • Патентные исследования
  • Внедрение научных исследований и их эффективность
  • Общие требования к научно-исследовательской работе
  • Основные требования к написанию, оформлению и защите научных работ
Основная литература
  • Алонцева Д. Л. Research organization and planning. Lecture course (Организация и планирование научных исследований. Курс лекций на англ. .яз). Учебное пособие. ВКТУ им Д. Серикбаева, Усть-Каменогорск, 2022 г., 118 стр. (6,89 п.л.) ISBN 978-601-208-723-9.
  • Goundar S. Research Methodology and Research Method. Chapter 3. In book: Cloud Computing, Victoria University: Wellington, New Zealand, 2012, 43 pages. https://www.researchgate.net/project/Cloud-Computing-230
  • Mishra S. B., Alok S. Handbook of Research Methodology A Compendium for Scholars & Researchers (Based on revised syllabus of research methodology of various universities) EDUCREATION PUBLISHING, New Delhi, India, 2017, 28 pages. ISBN: 978-1-5457-0340-3
  • Caplan N.A. Asking the right questions: Demystifying writing assignments across the disciplines, Journal of English for Academic Purposes 41, 2019, 100776. Elsevier Ltd. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2019.100776
Дополнительная литература
  • Pandey P., Pandey M. M. Research Methodology: Tools and Techniques, Bridge Center, Romania, European Union, 2015, 118 p. ISBN 978-606-93502-7-0
  • Kumar R. Research Methodology. A step-by-step guide for beginners. The third edition C&M Digitals (P) Ltd, Chennai, India, 2011, 366p. ISBN 978-1-84920-300-5