Sources of heat supply systems

Duysembaeva Gulnur Seytkhanovna

The instructor profile

Description: The discipline forms knowledge in the field of heat supply systems and familiarizes with the principles of heat energy transportation and high-quality provision of heat and hot water supply to subscribers. They are considered with the main elements of heat supply systems and with circuits. Forms knowledge about connecting consumers to steam heating systems with and without condensate return, as well as about open and closed condensate collection tanks.

Amount of credits: 5

Пререквизиты:

  • Heat-Mass Exchange

Course Workload:

Types of classes hours
Lectures 15
Practical works 30
Laboratory works
SAWTG (Student Autonomous Work under Teacher Guidance) 30
SAW (Student autonomous work) 75
Form of final control Exam
Final assessment method exam

Component: Component by selection

Cycle: Profiling disciplines

Goal
  • Базируясь на знаниях данной дисциплины, студенты приобретут навыки проектирования систем теплоснабжения. Получат возможность качественного изучения дисциплин. В результате изучения курса «Системы теплоснабжения» студенты должны ознакомиться с принципами транспортировки тепловой энергии и качественным обеспечением абонентов теплотой и горячим водоснабжением. В ходе курсового проектирования студенты получат навык проектирования системы теплоснабжения населенного пункта и научатся самостоятельно принимать технические решения и обосновывать их.
Objective
  • Ознакомить студентов со структурой системы теплоснабжения. Научить определять тепловые потоки; рассчитывать и обосновывать выбор трассы тепловой сети; строить пьезометрические графики сетей; пользоваться нормативной литературой
Learning outcome: knowledge and understanding
  • 1. Проводить измерения и наблюдения, а также составлять описания проводимых исследований, подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций. Знать принцип производства и распределения тепловой энергии, разновидности тепловых схем, основы эксплуатации систем теплоснабжения 2. Владеть методиками испытаний, наладки и эксплуатации технологического оборудования промышленных и коммунальных теплообменных установок и теплопотребляющих приборов.
Learning outcome: applying knowledge and understanding
  • Уметь проводить расчеты по типовым методикам и проектировать системы теплоснабжения населенного пункта и промышленного предприятия с использованием стандартных средств автоматизации проектирования в соответствии с техническим заданием; уметь выбирать схему теплоснабжения, вид теплоносителя и вспомогательное оборудование
Learning outcome: formation of judgments
  • 1. Соблюдать экологическую безопасности на производстве, участвовать в разработке и осуществлении экозащитных мероприятий и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению на производстве, а также мероприятий по снижению вредных факторов систем теплоснабжения на окружающую среду
Learning outcome: communicative abilities
  • Уметь организовать рабочие места, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования в соответствии с технологией производства, нормами техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда с учетом знаний основ теплоснабжения и теплопотребления
Learning outcome: learning skills or learning abilities
  • Уметь составлять документацию по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках и вести контроль за соблюдения экологической безопасности на производстве, разрабатывать и осуществлять мероприятий по энерго - и ресурсосбережению на производстве.Уметь проектировать системы теплоснабжения населенных пунктов, рассчитывать тепловые нагрузки и строить графики теплового потребления.
Teaching methods

В условиях кредитной технологии обучения занятия должны проводиться преимущественно в активных и творческих формах. В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения задач, следует выделить: - технология проблемно- и проектно-ориентированного обучения; - технологии учебно-исследовательской деятельности; - коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, мозговой штурм, учебные дебаты и другие активные формы и методы); - метод кейсов (анализ ситуации); - игровые технологии, в рамках которых обучающиеся участвуют в деловых, ролевых, имитационных играх; - информационно-коммуникационные (в том числе дистанционные образовательные) технологии.

Assessment of the student's knowledge

Teacher oversees various tasks related to ongoing assessment and determines students' current performance twice during each academic period. Ratings 1 and 2 are formulated based on the outcomes of this ongoing assessment. The student's learning achievements are assessed using a 100-point scale, and the final grades P1 and P2 are calculated as the average of their ongoing performance evaluations. The teacher evaluates the student's work throughout the academic period in alignment with the assignment submission schedule for the discipline. The assessment system may incorporate a mix of written and oral, group and individual formats.

Period Type of task Total
1  rating Практическая работа №1 - Графики теплового потребления 0-100
Практическая работа №2 - Регулирование отпуска теплоты на отопление
Практическая работа №3 - Определение расходов сетевой воды
СРС №1 -Регулирование отпуска теплоты на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение
СРС №2- Регулируемые и нерегулируемые элеваторы. Характеристики смесительных устройств и их выбор.
СРС №3- Прокладка тепловых сетей в различных климатических условиях. Прокладка через водные преграды и при пересечении с инженерными коммуникациями.
Устный опрос
Рубежный контроль
2  rating Практическая работа №1 -Гидравлический расчет тепловых сетей 0-100
Практическая работа №2 -Гидравлические режимы водяных тепловых сетей
Практическая работа №3 -Расчет толщины тепловой изоляции
СРС №1- Компенсационные устройства трубопроводов.
СРС №2- Защиты трубопроводов оборудования тепловых сетей от коррозии.
СРС №3-Подвижны и неподвижные поры трубопроводов.
Устный опрос
Рубежный контроль
Total control Exam 0-100
The evaluating policy of learning outcomes by work type
Type of task 90-100 70-89 50-69 0-49
Excellent Good Satisfactory Unsatisfactory
Evaluation form

The student's final grade in the course is calculated on a 100 point grading scale, it includes:

  • 40% of the examination result;
  • 60% of current control result.

The final grade is calculated by the formula:

FG = 0,6 MT1+MT2 +0,4E
2

 

Where Midterm 1, Midterm 2are digital equivalents of the grades of Midterm 1 and 2;

E is a digital equivalent of the exam grade.

Final alphabetical grade and its equivalent in points:

The letter grading system for students' academic achievements, corresponding to the numerical equivalent on a four-point scale:

Alphabetical grade Numerical value Points (%) Traditional grade
A 4.0 95-100 Excellent
A- 3.67 90-94
B+ 3.33 85-89 Good
B 3.0 80-84
B- 2.67 75-79
C+ 2.33 70-74
C 2.0 65-69 Satisfactory
C- 1.67 60-64
D+ 1.33 55-59
D 1.0 50-54
FX 0.5 25-49 Unsatisfactory
F 0 0-24
Topics of lectures
  • Потребление тепловой энергии
  • Системы теплоснабжения
  • Регулирование тепловой нагрузки
  • Гидравлический расчет тепловых сетей
  • Тепловые сети и их оборудование
  • Тепловые сети и способы прокладки трубопроводов
  • Опоры трубопроводов
  • Компенсация температурных деформаций трубопроводов
  • Конструкция теплопроводов
  • Трубопроводы и арматура
  • Тепловые пункты
  • Тепловая изоляция и тепловые потери
  • Назначение тепловой изоляции
  • Тепловой расчет
  • Основы эксплуатации систем теплоснабжения
Key reading
  • 1. Основы энергетики: учебное пособие Лебедев В.А., Пискунов В.М. 2019. 2. Таранов, А.В., Биличенко, А.П. Теплоэнергетические системы и энергоиспользование: Электронные учебник. - Караганда: КарГТУ, 2017. 3. http://rmebrk.kz/book/1162453. 4. Исаев В.Л. Таранов А.В.Булатбаев Ф.Н «Спецвопросы сжигания топлива». - Учебное пособие; Караганда: Изд-во КарТУ, 2020. 5. Теплотехника: учебник / под ред. С.В. Пузача, Ю.А. Кошмаров, С.В. Пузач, О.С. Лебедченко / 2-е изд., перераб, и доп. – М.: Академия ГПС ИЧС России, 2019. – 502 с. 6. А.А. Кибарин Режимы работы и эксплуатация котельных установок. Учебное пособие. - Алматы: АИЭС, 2019.
Further reading
  • 1. Запатрина И. В. Перспективы развития систем теплоснабжения в Украине; Экономика - М., 2013. - 200 c. 2. Ливчак И. Ф., Кувшинов Ю. Я. Развитие теплоснабжения, климатизации и вентиляции в России за 100 последних лет; Издательство Ассоциации строительных вузов - М., 2013. - 778 c. 3. Ливчак, И.Ф.; Кувшинов, Ю.Я. Развитие теплоснабжения, климатизации и вентиляции в России за 100 последних лет; АСВ - М., 2012. - 366 c. 4. Магадеев В. Ш. Источники и системы теплоснабжения; Энергия - М., 2013. - 272 c.ссии, 2019. – 502 с. 6. А.А. Кибарин Режимы работы и эксплуатация котельных установок. Учебное пособие. - Алматы: АИЭС, 2019.